Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Про инфляцию простыми словами. Как она влияет на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).
Неравенство территорий
Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.
Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.
Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.
После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.
Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.
Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.
ГДЗ по обществознанию. Экономический рост и развитие.
Чтобы добиться увеличения темпов экономического роста, необходимо в первую очередь, инвестировать средства в развитие собственных производств, новые отрасли экономики и развивать человеческие ресурсы страны. Показательными примерами увеличения темпов экономического роста являются экономики Японии и Китая.
В истории Японии встречается понятие японского экономического чуда. Это период в истории Японии с конца 1950-х годов до нефтяного кризиса 1973 года. Данный период характеризуется беспрецедентными темпами роста японской экономики — 10% ежегодно. Причиной такого бурного подъема японской экономики является совокупность факторов экономического роста. После окончания Второй мировой войны экономика Японии была разрушена, а сама страна была оккупирована США. Для того, чтобы встроиться в новую мировую систему Японии пришлось кардинально перестроить свою милитаризованную экономику и поставить ее на новые рельсы. В течение двух десятилетий в Японии были развиты такие отрасли, как металлургия, нефтехимия и судостроение. Далее к этим отраслям добавились автомобилестроение и бытовая техника. Отрасли развивались и в качественном отношении, благодаря чему весь мир узнал о таких брендах как Toyota, Mazda, Sony и т.д.
Китайская экономика также прошла этап экономического чуда, однако в более поздние сроки. После неудачной политики «Большого скачка вперед», которая привела к голоду в стране, был выбран другой путь для достижения экономического роста. Пришедший к власти в КНР Дэн Сяопин провел реформы, которые изменили экономику Китая. Были привлечены американские инвестиции в экономику и началось создание собственных производств. В то время Китай переживал экстенсивный рост экономики, где качеству труда и произведенных товаров отдавалась второстепенная роль. Главным было количество товаров, которые можно продать за рубеж. Так продолжалось до середины нулевых годов, после чего Китай, уже вступивший в ВТО и считавшийся мировым центром производства любых товаров, стал инвестировать средства в качественный рост экономики. Благодаря этому в стране развились отрасли автомобилестроения, производство микроэлектроники и бытовой техники, развивались информационных технологии. Ежегодные темпы роста экономики какое-то время достигали более 10%. Все это привело к тому, что Китай сегодня является прямым экономическим конкурентом США как в традиционных, так и в новых отраслях экономики.
Эти примеры показывают, что стимулировать экономический рост можно путем развития собственного производства товаров и услуг, создания новых отраслей экономики, привлечения инвестиций в страну. Важную роль играет качественная составляющая в производстве, благодаря развитию которой можно конкурировать с другими странами по части экономики. Замедление темпов экономического роста едва ли можно назвать осознанным шагом для страны. Более того, умышленное замедление темпов роста экономики не может быть полезным ни в каком случае. Однако неумышленное замедление роста экономики имело место в мировой истории.
Эпоху правления Леонида Брежнева неофициально называют «застоем». Такое название используется из-за практической остановки роста экономики и сельского хозяйства. В период холодной войны большая часть средств направлялась на развитие военной промышленности. В то же время остальные сферы экономики, в том числе агропромышленность, нуждались в реформах, на которые не оставалось средств. Попытки преобразований в отраслях не увенчивались успехом, а сельское хозяйство страдало от так называемых студенческих «поездок на картошку». Из-за этого колхозы фактически лишались работы, а количество испорченного урожая продолжало расти. Наблюдалась и миграция сельского населения в города, что также не способствовало росту сельского хозяйства. Однако эти проблемы не были так заметны, поскольку страна хорошо жила за счет больших доходов от продажи энергоносителей. Ввиду всех этих условий рост экономики СССР значительно замедлился.
Может показаться, что темпы экономического роста страны зависят от действий крупных компаний и государственных регуляторов, которые имеют значительные ресурсы и могут влиять на развитие производственных мощностей и рост ВВП. Но даже в рамках крупных экономических субъектов каждый отдельный работник вносит свой вклад в общий рост экономики страны. Исходя из этого, каждый гражданин может влиять на темпы роста экономики, даже если вклад незаметен на общих показателях.
Например, индивидуальный предприниматель Иван продает на рынке мясо. Он работает в одиночку и придерживается старых методов ведения бизнеса, которые он выучил в 90-е годы: покупать и перепродавать подороже, не вкладывать много средств в рекламу, не думать о новшествах, так как они могут навредить работающей схеме. Вскоре Иван начинает понимать, что ему хочется большего. Он начинает развивать сеть своих мясных магазинов, привлекает членов семьи к своему делу, запускает рекламу своей сети магазинов. В итоге он создает свое мясное производство, чтобы не тратить средства на закупку товара у других, создает рабочие места и платит зарплату работникам. Вследствие всего этого он вносит дополнительный вклад в ВВП страны, стимулируя рост экономики.
Влияние на экономический рост может быть также негативным. Допустим, студент Алексей, большой любитель читать, регулярно покупал новые книги. В один день он прочитал в новостях, что один из крупнейших пиратских сервисов разблокировали, и решил узнать, есть ли на этом сервисе интересные ему книги. Увидев множество бесплатных произведений, Алексей теперь предпочитает скачивать их с пиратского сайта и не тратить деньги на книги в магазине. Алексей сокращает ВВП на сумму, которую он потратил бы на новые книги, если бы не стал пользоваться пиратским сервисом.
Таким образом, каждый отдельный человек своими действиями может влиять на экономический рост страны как позитивно, так и негативно.
Основные факторы, которые определяют улучшение экономики:
- количество работников и качество их профессиональной подготовки;
- грамотное распределение производственных средств;
- большие объемы природных ресурсов в сочетании с эффективными способами добычи и обработки;
- высокая степень развития технологий и управления;
- территориальное расположение и т.д.
Кроме того, по версии одной из экономических школ, одним из самых главных факторов в развитии экономики является эффективная работа политических и экономических институтов внутри страны. Причем остальные факторы не играют почти никакого значения при неисправной работе главных, фундаментальных институтов.
Любая страна мира старается создать собственные способы развития экономики. Например, страны, входящие в Евросоюз, имеют схожие системы, и все они способствуют увеличению объема ВВП.
Наиболее сильной экономикой обладают Германия, Франция, Италия — на эту тройку равняются остальные страны, входящие в состав союза. Туда же теоретически можно отнести вышедшую из состава ЕС Великобританию. Так называемая малая группа — все остальные страны Евросоюза — все равно имеют достаточно сильную и устойчивую экономику. Они отвечают за узкую специализацию производства и создание продукции более высокого качества.
Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост
Сокращение всех или отдельных статей расходов на утвержденный усредненный процент — ошибочный подход к оптимизации затрат. Он не отражает классификацию расходов по принципу приоритетности и важности, а само сокращение происходит по формальному признаку.
Еще один пример ошибок — задержка или неуплата обязательных и запланированных платежей. С одной стороны, сохраняются денежные средства на счетах, с другой — эти расходы в любом случае рано или поздно придется осуществить. Причем в увеличенном размере из-за штрафов и пени.
Процесс оптимизации расходов трудоемкий, выделить из всего объема расходов лишние достаточно сложно. Нужно учитывать специфику деятельности: для одной компании определенные категории расходов будут лишними, другая без этих расходов не сможет функционировать.
Поэтому к вопросам оптимизации структуры затрат следует подходить не с формальной точки зрения и не по опыту передовых компаний другой сферы деятельности.
Многие считают, что в оптимизации расходов нет ничего сложного. Выявляй лишние расходы и сокращай. Однако это далеко не все, на что стоит обращать внимание. Например, компания пошла по принципу сокращения наиболее весомых расходов, имеющих наибольший удельный вес в себестоимости продукции, и очень быстро получила результат — повышение прибыли, чего и хотела добиться.
Однако прошло время, и показатели стали падать, рентабельность снизилась. В чем дело? Оказывается, сэкономив на материальных расходах, компания стала закупать более дешевое сырье, что отразилось на качестве конечного продукта. Если сначала покупатель этого не понял (именно поэтому вначале показатели рентабельности выросли), то в скором времени продажи упали, снизились показатели рентабельности.
По этой причине наиболее оптимальной считается оптимизация по принципу оправданности тех или иных расходов. Прежде чем запускать мероприятия по сокращению расходов, нужно определить, насколько эффективно компания сможет работать без этих расходов.
Гражданин Смирнов является предпринимателем, поэтому он не сдаёт бухгалтерскую отчётность. Но если бы ему пришлось это делать, он бы увидел, что в отчёте о финансовых результатах есть не только балансовая и чистая прибыль, но и другие её виды – валовая и прибыль от продаж (операционная). Рассчитать их полезно для принятия решений по управлению бизнесом.
Для определения этих показателей предпринимателю придётся разделить все свои расходы на производственные, коммерческие и управленческие.
Инфляция простыми словами – это процесс обесценивания денег, вызванный общим повышением цен на товары и услуги.
Когда уровень инфляции увеличивается, требуется больше денег на приобретение прежнего количества продукции. По этой причине покупательная способность денег снижается, а уровень жизни населения падает.
Пример. Инфляция достигла отметки в 10%. Это значит, что товары из потребительской корзины подорожали также на 10%, то есть набор продуктов, стоивший 1000 руб. год назад, сегодня оценивается в 1100 руб.
Потребительская корзина – набор товаров и услуг, которые входят в структуру потребления человека. Корзина делится на три сегмента: продукты питания, непродовольственные (промышленные) товары и услуги.
Инфляция представляет собой длительный и устойчивый рост. Важно уметь отличать ее от резких скачков цен на отдельные категории товаров (например, овощи и фрукты), обусловленные сезонным фактором.
Изучим две категории, которые объединяют в себе большинство причин возникновения повышенной инфляции. А также познакомимся с внешними факторами, потенциально оказывающими такое же негативное влияние на благосостояние граждан и отечественный бизнес.
Если совокупный спрос превышает совокупное предложение, общий уровень цен растет. В экономике это явление называется инфляцией спроса. Денег у населения становится больше, чем товаров и услуг, которые они могут купить на эти денежные средства. В связи с возросшим потреблением и невозможностью увеличить предложение компаниям проще повысить цены на свою продукцию.
К причинам инфляции спроса относят увеличение количества выданных потребительских кредитов, необеспеченную эмиссию денег, дефицит государственного бюджета и т. д.
Инфляция в стране иногда вызвана не только внутренними причинами, но и внешними. К ним относятся, например, мировой экономический кризис, санкции со стороны других государств.
Что касается России, то дополнительной причиной инфляции для нашей страны может стать рост нефтяных цен. При неизменном объеме экспорта увеличение доходов в динамике не будет ничем обеспечено, а расширение денежной массы не будет соответствовать росту ВВП. В итоге может наблюдаться снижение процентных ставок, увеличение темпов кредитования, рост потребления и, соответственно, повышение инфляции.
В зависимости от роли государства в экономике, бывает два типа инфляции.
- Открытая инфляция. Характерна для стран с рыночной экономикой. Государство не вмешивается в свободное ценообразование.
- Скрытая инфляция. Возникает, когда правительство пытается самостоятельно регулировать цены на товары и услуги. Как правило, это приводит к росту производственных издержек, снижению предложения и товарному дефициту на рынке.
Иногда Центральный банк может допустить наличие приемлемого диапазона роста цен, то есть имеет место таргетирование инфляции.
Самый серьезный экономический кризис в Германии произошел в 1923 году. Невозможность выплатить военные репарации и необеспеченная экономическими ресурсами эмиссия денег усугубили долговую проблему страны. Уровень инфляции превысил отметку в 400 000%.
Ситуация стабилизировалась только после проведения денежной реформы. Была одобрена новая валюта – рентная марка, которую можно было получить в обмен на 1 трлн бумажных марок.
Рекордная гиперинфляция в Венгрии была зафиксирована в период с 1945 по 1946 гг. Отмечается, что в среднем инфляция составляла 400% в сутки. Причиной возникновения кризиса в стране стал крах экономики в результате Второй мировой войны.
Инфляцию удалось снизить благодаря возвращению в страну венгерского золотого запаса. Национальная экономика укрепилась, была введена новая валюта – форинт.
Повышение уровня инфляции отрицательно влияет на различные экономические показатели.
Рассмотрим, что именно происходит в экономике при инфляции:
- Обесценивание денежных накоплений.
- Неравномерное увеличение стоимости товаров и услуг.
- Повышение издержек производства.
- Снижение покупательной способности национальной валюты.
- Социальное расслоение общества.
- Ограничения в области кредитования.
- Падение уровня жизни населения.
- Снижение реальных доходов.
Отсутствие устойчивой финансовой основы для сбережений, инвестиций, умеренного потребления и производства затрудняет появление благоприятных условий для стабильного и планомерного развития национальной экономики.
В каких регионах отсутствуют ограничения по видам деятельности?
Обратите внимание: сделать 1%-й налог для всех предприятий на УСН правительство планирует с оговоркой: такую льготу получат лишь организации определенного профиля.
Но получить максимальный экономический эффект можно иным путем: компания РИКС КОНСАЛТ рекомендует выбирать проверенные нами лично регионы, где ставка снижена для всех без учета ОКВЭД.
- Чечня: льготная ставка бессрочна
- Мурманск: льгота предоставлена на 2022 год
- Республика Удмуртия: в 2022 году можно заплатить 1%, в 2023 — 3%, если выбран УСН доходы. В 2022-23 годах — 5%, если доходы минус расходы.
- В Республике Кабардино-Балкария льготой можно воспользоваться до конца 2024 года в случае, если организация или ИП имеет статус Субъекта малого и среднего предпринимательства.
- В Республике Калмыкия ставка 1% и 5% действует в первый год, далее каждый год налог увеличивается на процент.
- В Перми ИП и ООО впервые зарегистрированные, могут рассчитывать на 1, 2, 4% вместо 6 и 5, 7, 10% вместо 15%.
- В Бурятии 1% вместо 6 и 5% вместо 15 в 2022-2023 как для перерегистрировавшихся, так и для новых ООО и ИП.
Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году
Отдельные категории имеют дополнительные составляющие, которые обеспечивают более комфортное пользование или же вовсе являются неотъемлемыми.
В большинстве случаев пункт относят к сложным техническим аксессуарам, так как они являются наиболее ярким примером. Например, использование профессионального фотоаппарата невозможно без карты памяти или кабеля, а штатив, дополнительные линзы, вспышка — повышают комфорт пользователя и положительно сказываются на качестве работ. При этом для бытового пользования вполне подойдет менее сложная техника, аксессуары для которой будут дешевле в несколько раз. Так, при повышении цен на дополнения, интерес потребителя в отношение отдельных моделей или иногда даже группы уменьшается.
Спрос на такие товары довольно просто спрогнозировать как предпринимателю, так и покупателю. Некоторые сидят дома в ожидание огромных скидок и покупают лыжи летом. Однако несмотря на существующие акции «вне сезона», большая часть покупок все же приходится на разгар зимы, когда народ устремляется на гуляния.
Главным детерминантом является цена, установленная производителем и продавцом. Также имеются другие составляющие, не связанные со стоимостью. Их изменение влечет за собой замену величины при заданном ценнике.
Постоянный технологический прогресс способствует повышению уровня отдачи ресурсов, за счет которых производится большее число реализуемых на рынке единиц. Так внедрение потолочных линий позволяет увеличивать объемы производства в расчете на одного рабочего, что в итоге способствует росту кривой предложения. При этом фактор не учитывается на предприятиях, где необходима ручная работа или применение традиционных методов.
В товары уже заложен налоговая плата за прибыль, что обеспечивает полную компенсацию для производителя. Данный пункт имеет наибольшее влияние на кривую предложения для предприятий, занимающихся алкогольной или табачной продукцией, а также для меховых фабрик. Постоянный рост ценников на данные категории способствует ограничению количества производимых и приобретаемых единиц.
Появление в единой сфере конкурентов обуславливает увеличение числа групп вещей в магазинах, однако их появление в скором времени вызывает ограниченность ресурсов. Нехватка сырья в регионе заставляет предпринимателей завозить их из других мест, а значит и увеличивать средний чек.
Фактор напрямую зависит от запросов конечного потребителя. Так, при планировании повышения чека на базовые продукты, продавец может ограничить число поставок в торговые точки с целью большего выгодополучения в будущем. Также возможна ситуация с наращиванием объема производства для обеспечения лидирующей и конкурентоспособной позиции на рынке.
Тема 1. Экономический рост и его проблемы
Указом № 79 с 01.03.2022 введен запрет на перевод валюты из РФ за границу по договорам займа.
С 01.03.2022 переводы средств в инвалюте за границу РФ запрещены по всем договорам займа (кредита), включая те, что были заключены до появления Указа № 79. Любая передача средств по любым таким договорам подлежит немедленному прекращению.
Важно! Российские кредитные организации, являющиеся агентами валютного контроля, обязаны отслеживать все операции, нарушающие требования Указа № 79, и отказывать в их проведении.
Одной из важнейших целей современного общества является экономический рост. Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. автоматизирование производства, улучшение условий труда. …
Факторный анализ прибыли от продаж: практический пример
Что необходимо для того, чтобы успешно внедрить бюджетирование на предприятии, в случае, если эта задача не ставилась ранее? Прежде всего — решение руководителя, основанное на желании обеспечить устойчивость функционирования компании и стремлении к ее развитию.
Итак, решение принято. Что нужно предпринять для того, чтобы система бюджетирования была успешно внедрена и в дальнейшем стала одним из важнейших условий выхода предприятия из кризиса? В первую очередь — определить, в чьи обязанности будет входить организация системы бюджетирования на предприятии, кто будет составлять бюджеты, анализировать их, какие сотрудники предприятия и в какие сроки должны будут предоставлять информацию, необходимую для их формирования.
Безусловно, в интернет-ресурсах и в периодической литературе можно найти массу информации о теории и практике организации бюджетирования на предприятиях. Однако значительная часть этих рекомендаций предназначена для крупных и стабильных компаний, достаточно успешно осуществляющих деятельность в своем сегменте рынка.
Так, например, в целях постановки бюджетирования на предприятии рекомендуется формировать бюджетный комитет, в который будут входить представители различных подразделений и руководство предприятия, их функции — разработка регламента, установление финансовой ответственности и адаптация системы бюджетирования на предприятии. Кроме того, обычно в обязанность бюджетному комитету вменяется контроль актуальности и достоверности сформированных бюджетов.
Безусловно, на благополучных предприятиях, где штат, как правило, полностью укомплектован квалифицированными высокооплачиваемыми специалистами, которые могут решать любые задачи, поставленные перед предприятием, сотрудники отделов и производственных подразделений имеют возможность отвлекаться от своих прямых обязанностей на решение проблем, связанных с бюджетированием.
Но в организации бюджетирования в большей степени нуждаются как раз менее стабильные предприятия и компании, стоящие на грани банкротства. Однако тяжелое финансовое положение этих предприятий приводит к необходимости сокращения штата, а также к высокой текучести кадров из-за низких зарплат и их постоянных задержек. Поэтому руководители и сотрудники отделов, служб и цехов в большинстве случаев занимаются только своими прямыми должностными обязанностями. Как правило, на это уходит все их рабочее, а зачастую и часть нерабочего времени.
Кроме того, постановка бюджетирования и контроль своевременности и правильности формирования бюджетов требует не только больших затрат времени, но и экономической грамотности и финансовой компетентности.
В связи с этим чаще всего ответственность за внедрение и реализацию бюджетирования на предприятиях ложится на финансового директора и экономический отдел, а иногда даже на экономиста в единственном числе. Но при этом сразу встает вопрос: если экономический отдел и будет формировать бюджеты, то сможет ли он в полной мере контролировать их достоверность? Безусловно, все зависит от уровня квалификации экономистов отдела, а также от наличия времени для проверок бюджетов у финансового директора.
Но если организация бюджетирования на предприятии необходима, стоит подстраховаться и создать отдельное контролирующее подразделение.
На многих предприятиях в этих целях организуется Служба внутреннего контроля (СВК). Обычно она контролирует не только правильность предоставляемых руководству бюджетов и другой управленческой отчетности, но и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет соответствия нормативно-правовым актам РФ, а также вскрывает факты хищений или случаи нерационального расхода ресурсов и другие нарушения производственной дисциплины.
Важно!
СВК должна подчиняться финансовому директору и руководителю предприятия, иметь широкие полномочия и доступ ко всем программным продуктам, используемым на предприятии, а также к документам первичного учета. В штате Службы должны быть квалифицированные специалисты с высшим образованием: экономист, бухгалтер, а также технолог по профилю предприятия.
Безусловно, увеличение штата влечет за собой дополнительные расходы, но, как правило, при эффективной системе мотивации они себя оправдывают.
Основные функции планово-экономического отдела — планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности, расчет себестоимости продукции и ценообразование, а также учет и анализ фактического выпуска продукции.
Поговорим о том, с чего начинать работу по организации бюджетирования экономическому отделу, если на него возложена задача наладить на предприятии бюджетирование.
Чтобы система бюджетирования заработала, необходимо проделать определенную работу: разъяснить сотрудникам, что такое бюджетирование, обосновать необходимость его внедрения. На предприятии необходимо создать единый, доступный для понимания каждого сотрудника документ, в котором кратко описать весь процесс бюджетирования. Такой документ обычно называется Положением о системе бюджетирования. Это обязательный для исполнения внутренний документ, который утверждается приказом руководителя предприятия.
В Положении о бюджетировании должны быть установлены не только ответственные и сроки предоставления информации для формирования бюджетов, но возложена персональная финансовая ответственность на руководителей подразделений как за правильность переданных данных, так и за достигнутые подразделением финансово-экономические результаты. При этом не следует перегружать документ общими фразами, длительным перечислением прав и обязанностей руководителей и сотрудников предприятия, а также малоизвестными терминами. Нужно понимать, что от того, насколько понятно, емко, но лаконично будет составлен документ, зависит то, настолько успешно будет внедрено и реализовано бюджетирование.
Антикризисная программа и методы формирования бюджетов на предприятии
Конечные цели организации бюджетирования на предприятии — увеличение прибыли и повышение стабильности деятельности предприятия.
Чтобы повысить прибыльность компании, необходимо увеличивать доходы и снижать затраты. Однако несмотря на знание этой аксиомы экономики, многие предприятия работают в убыток и в конечном итоге закрываются. Что же нужно делать в случае, если предприятие убыточно или прибыль его постоянно снижается? Как мы уже писали, необходимо установить и устранить факторы, негативно влияющие на прибыль, и найти эффективные способы увеличить ее. Способ увеличения прибыли и должен стать основой разработки антикризисных мер и метода формирования бюджета предприятия.
При этом отметим, что бесполезно искать значительные резервы экономии затрат там, где их нет, и регулярно планировать рост объемов реализации в условиях невозможности их увеличить — это отдаляет разработку по-настоящему эффективной антикризисной программы, имеющей чаще всего единственно верное направление — удар по кризису растопыренными пальцами.
Рассмотрим основные причины низкой прибыли предприятия и определим их признаки, в результате анализа которых определим направления антикризисной программы и метод формирования плановых бюджетов доходов и расходов.
Причина 1. Слишком высокий уровень затрат предприятия: завышенные нормы расхода сырья, материалов, расценки оплаты труда рабочих, расточительный расход энергоресурсов, неоправданно высокие общецеховые, общезаводские и коммерческие расходы в условиях сложности или невозможности увеличения объемов реализации и (или) объемов производства (не позволяют производственные мощности).
Здесь можно выделить три признака:
1) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены без НДС;
2) неблагоприятные условия внешней среды, препятствующие увеличению объемов продаж, снижение объемов реализации в динамике (в том числе у конкурентов);
3) у предприятий-конкурентов достаточная прибыль, норма рентабельности в пределах среднеотраслевой.
Причина 2. Неправильное ценообразование.
Если цены высокие, снижаются объемы продаж и прибыль. Кроме того, реализация продукции по заниженным ценам может не покрывать расходы предприятия.
Как узнать, что на предприятии проблемы с ценообразованием? Промониторить рыночные цены и проанализировать их. Если обнаружатся значительные отклонения цен предприятия от цен конкурентов — выяснить, в чем причина.
Причина 3. Низкие объемы реализации продукции вследствие слабой работы отдела продаж и неэффективной системы мотивации менеджеров, неработающая реклама.
Определяется по трем признакам:
1) у предприятий-конкурентов достаточная выручка и прибыль от реализации;
2) благоприятная внешняя среда для увеличения объемов;
3) цены предприятия соответствуют рыночным.
Причина 4. Низкие объемы производства и реализации продукции вследствие негативного влияния внешней среды предприятия. При этом цены на продукцию предприятия соответствуют рыночным, а резервов для снижению расходов практически нет.
В этом случае подавляющее большинство предприятий-конкурентов находится в тяжелом финансовом положении.
Причина 5. Высокий уровень затрат, низкий уровень реализации.
При этом:
1) нет ограничений для увеличения реализации, внешняя среда благоприятствует увеличению объемов;
2) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены;
3) финансовое состояние предприятий-конкурентов благополучное.
Порядок анализа внешней среды предприятия для определения причин низкой прибыли:
1. Отбор факторов внешней среды, влияющих на предприятие.
2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения факторов внешней среды.
3. Изучение влияния и прогноз изменений в Налоговый кодекс РФ.
4. Изучение влияния и прогноз изменений других нормативно-правовых актов РФ.
5. Анализ социально-экономической ситуации в стране и ее влияние на спрос и ��отребление продукции предприятия.
Рассмотрим методы формирования бюджетов, поговорим о том, как выбрать оптимальный в зависимости от причины кризисного положения предприятия и результатов разработанной антикризисной программы.
Метод 1. Планирование объемов производства и реализации с учетом сохранения достигнутого уровня, но с условием сокращения расходов по результатам разработанной антикризисной программы.
Этот метод обычно применяется в случае, если невозможно увеличить объемы производства и клиентскую базу предприятия, в условиях стабильно низкого спроса на продукцию.
Снижение расходной части бюджета в этом случае подразумевает обязательную предварительную разработку мероприятий по оптимизации всех расходов предприятия и расчет экономического эффекта от ее внедрения. Оптимизация расходов включает в себя доработку и оправданное снижение норм расхода сырья и энергоресурсов на единицу производимой продукции, сокращение доли прямой оплаты труда в себестоимости, обусловленное повышением производительности, экономию общецеховых и общезаводских расходов.
Если предприятия находится в тяжелом финансовом положении, чтобы выйти из кризиса, могут потребоваться и радикальные меры, такие как сокращение штата, продажа и (или) сдача в аренду площадей, реализация неиспользуемой части материалов и основных средств и т. д. Кроме того, необходим жесткий контроль расходов на всех уровнях и соответствующая система мотивации. За перерасход ресурсов виновные должны нести материальное наказание.
Обратите внимание!
Метод целесообразно применять только в том случае, если есть резервы для снижения расходов предприятия.
Пример формирования бюджета по методу 1 представлен в табл. 1.
1.1. Понятия «экономический рост» и «качество экономического роста» 1.2. Типы экономического роста 1.3. Факторы экономического роста. Кривая производственных возможностей Выводы Вопросы для самопроверки Литература |
Версия для печати |
Экономический рост можно определить как стабильное увеличение производительных сил экономики. Это отражается в увеличении реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также в росте реального выпуска в расчете на душу населения.
Экономический рост и экономическое развитие — что это и чем они отличаются
При изучении экономической политики всегда полезно изучать крайние случаи. Крайние случаи — это такие ситуации, как «Что если бы у нас была ставка 100% подоходного налога?» Или «Что если мы повысили минимальную заработную плату до 50,00 долларов в час?». Несмотря на то, что они совершенно нереалистичны, они дают очень убедительные примеры того, в каком направлении будут двигаться ключевые экономические переменные, когда мы меняем политику правительства.
Во-первых, предположим, что мы жили в обществе без налогообложения. Мы будем беспокоиться о том, как правительство будет финансировать свои программы позже, но сейчас мы предположим, что у них достаточно денег для финансирования всех программ, которые мы имеем сегодня. Если нет налогов, то правительство не получает никаких доходов от налогообложения, и граждане не тратят время на то, чтобы избежать налогов. Если кто-то имеет заработную плату в размере 10 долларов в час, он может сохранить эти 10 долларов. Если бы такое общество было возможно, мы видим, что люди были бы весьма продуктивными, как и любой заработанный ими доход, который они сохраняют.
В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:
- Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
- Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера .
II. От единообразных к дифференцированным ставкам налогов
Отмечая инициативу Минфина в возможном снижении ставки НДС с 2009 года на три процента, все-таки сложно понять какую стимулирующую «нагрузку» возлагает Минфин на НДС. Может быть, это демонстрация опережающего налогового послабления в русле задуманных, но не формализованных в программы, реформ? Вряд ли кто-либо вникал в смысл фразы «благоприятные налоговые условия для финансирования…», которые использует Минфин в законопроектах. Конечно, благоприятные условия несут широкую гамму смысловой нагрузки как для человека, так и для бизнеса. Но может ли «…платеж, взимаемый … в форме отчуждения…» (статья 8 НК РФ) быть благоприятным?
Снижение или повышение налоговых ставок может иметь только прагматический смысл: для государства — доход и стимул, для бизнеса — расчет выгоды.
Развивая далее тему налогового стимулирования и изучая значение НДС, как косвенного налога, и налога на прибыль в экономическом хозяйствовании нашего государства, хотелось бы высказаться не о том, что данные налоги являются одними из основных источников дохода бюджетной системы государства, и в этом, в основном, видится их традиционное предназначение. Есть необходимость обозначить большую значимость этим налогам в качестве экономического инструмента, чем он определен в Налоговом кодексе РФ.
Возможность снижения ставки налога как стимулирующего условия развития каких-либо экономических процессов, в том числе и развития производства, практически никто не удосуживается доказывать. Принимается некая аксиоматическая данность, что снижение НДС стимулирует товаропроизводителя либо дает некие финансовые преференции развитию желаемой деятельности, например, инновационной. Во-первых, особо не замечено, чтобы снижение НДС приводило к снижению цен. Во-вторых, действительно надо разобраться, какова стимулирующая природа НДС; где в цене дополнительный финансово-экономический источник, образующийся при общем снижение ставки или его льготном применении в какой-нибудь деятельности?
Когда утверждают, что снижение ставки НДС стимулирует производство, то действующая в государстве налоговая идеология в своем практическом применении делает это утверждение в корне неверным. Размер ставки НДС, в принципе, не имеет того существенного практического значения, которое ему придают (в рамках действующего НК) в качестве стимула развития.
Конечно, при неизменности цены товара при снижении ставки увеличивается объем прибыли в цене товара. Происходит скрытый (невидимый на прилавке) рост цен. Если в этот период «отсечь» НДС от цен всех продаваемых товаров, то рост будет наглядно виден. Но, при этом, сумма прироста прибыли частично уменьшается на сумму прироста издержек: закупаемые сырье, комплектующие изделия и т.п., в свою очередь, тоже выросли в цене по той же причине, из-за снижения ставки НДС. Простой расчет, на примере строительной деятельности с использованием статистических данных по материальным затратам отрасли свидетельствует, что снижение ставки НДС на 3% может дать прирост чистой прибыли около 1%. Это доказывает, что в целом экономический эффект от трехпроцентного снижения ставки НДС минимальный, даже не произойдет снижения инфляции. Он может только сдержать инфляцию на некоторое время, так как при неизменности цен при одновременном снижении ставки НДС уже автоматически происходит рост цен товаропроизводителей (без учета НДС).
На самом деле, если цена моего (условного) товара реализуется (имеет сбыт) со ставкой НДС, например, 40%, 20% или 15%, то какая мне разница, какая сегодня действует ставка НДС. Если цена товара, без учета НДС, обеспечивает мне необходимую прибыль и покрывает издержки на его (товара) изготовление и имеет высокий спрос, то, опять-таки, пусть хоть 90% будет ставка НДС. Просто к цене добавлю 90%. И все товаропроизводители добавят 90% к ценам. Произойдет общее повышение цен. Пример, конечно, гипотетический. Но очевидно, что ставка НДС, в таком ее (единообразном) применении никакого отношения к экономике предприятия не имеет.
Читатель может сказать, что если уменьшить цену товара за счет снижения издержек (себестоимости) или снижения прибыли товаропроизводителя, то при действующей ставке НДС цена на рынке тоже уменьшится. Тогда другой производитель товара с такими же потребительскими свойствами, но не снизивший издержки, окажется в проигрыше, так как у него цена выше. И совершенно правильно скажет читатель. Потому что товары одинакового свойства конкурируют между собой издержками производства и нормой прибыли на издержки, которая, в свою очередь, зависит от цены товара доминирующего на рынке производителя или сбытовика.
Но если, скажете вы, товары одинакового свойства, например, копченая колбаса, производятся одним предприятием (условно) в Подмосковье, а другим предприятием в Нижневартовске, то у них совершенно различная стоимость издержек ввиду различных условий производства. Действительно, в Нижневартовске издержки производства выше: природно-климатические условия северной территории предполагают дополнительные коммунальные и энергетические затраты; районный коэффициент к оплате труда предполагает дополнительный ФОТ и дополнительные социальные платежи, привозное сырье дороже, чем в Подмосковье. Ремонты и капитальные затраты также обходятся дороже. Соответственно, должны возникнуть трудности со сбытом из-за высокой цены ввиду высоких издержек и низкой рентабельностью, сниженной для поддержания конкурентной цены на потребительском рынке. К этому добавьте дополнительные транспортные расходы для реализации в крупных городах, так как спрос местного (нижневартовского) рынка не может поглотить (условно) объем произведенной колбасной продукции. Издержки производства настолько «на пределе», что у предприятия нет возможности осуществлять конкурентное (гибкое) ценообразование на рынке для поддержания сбыта. Вряд ли на прилавках в подмосковных магазинах находится колбаса, произведенная в Нижневартовске.
Производство колбасы в Подмосковье имеет более низкие издержки производства, которые могут позволить производителю или сбытовой компании завоевать рынок Нижневартовска более низкой ценой и, наверное, еще дополнительно получить ценовую премию. В таком случае производство в Нижневартовске вынуждено будет разориться, так как его продукция по цене не конкурентная, либо должна дотироваться из бюджета. Модернизация технологии производства колбасы, в принципе, не даст того конкурентного эффекта: капитальные вложения более дорогие на севере и при их освоении скажутся на дополнительном объеме начисляемой амортизации (рост издержек).
Краткий анализ данных конкурентных условий свидетельствует о неоднозначности понимания и использования конкуренции. Есть ли необходимость производства колбасы в Нижневартовске, если ее можно завести хоть откуда и предложений достаточно для обеспечения местного спроса? Во-вторых, при наличии уже действующего производства, каково значение конкуренции, если она ведет к неэффективности местного производства или меньшей эффективности по издержкам и прибыли, порождает безработных, бездеятельность и приводит работоспособных граждан к дискомфортной жизни? Очевидно, что смысл такого рыночного хозяйствования (при одном уровне налогообложении), как стимулирующего механизма, не достигает равнозначного эффекта на всей территории государства по независящим от способа хозяйствования причинам.
Возможно, этот пример обнаруживает противоречие между развитием конкуренции — рыночным инструментом хозяйствования, и необходимостью рационального размещения местного и регионального значения производств, которые заранее не имеют конкурентных ценовых показателей, но являются основой трудозанятости населения.
Это противоречие проявляется в неоднозначном влиянии рыночных механизмов на развитие экономики территорий. Скорее это воздействие, не только стимулирующее всякое законное хозяйствование, но и сдерживающее развитие местного производства продукции (не услуг).
Налоги и другие способы финансирования правительства
В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:
- Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
- Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера.
Почему прогрессивная шкала НДФЛ невыгодна Правительству
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
Существуют и другие государственные программы, которые приносят чистую выгоду экономике, когда полностью оплачиваются за счет налогов. Существуют определенные товары, которые общество считает желательными, но отдельные лица или корпорации не могут поставлять. Рассмотрим проблему дорог и автомагистралей. Наличие обширной системы дорог, по которой люди и товары могут свободно перемещаться, значительно способствует процветанию нации. Если частный гражданин хочет построить дорогу для получения прибыли, он столкнется с двумя основными трудностями:
- Стоимость коллекции. Если бы дорога была полезной, люди с радостью заплатили бы за нее. Для сбора платы за пользование дорогой необходимо будет установить плату за проезд на каждом выезде и въезде на дорогу; многие автомагистрали между штатами работают именно так. Однако для большинства местных дорог сумма денег, полученная в результате этих сборов, будет уменьшена из-за чрезмерных затрат на установку этих сборов. Из-за проблемы со сбором много полезных инфраструктур не будет построено, хотя в его существовании есть чистая выгода.
- Мониторинг, кто использует дорогу. Предположим, вы смогли настроить систему платы за проезд на всех входах и выходах. Люди по-прежнему могут входить или выходить из дороги в местах, отличных от официального выхода и въезда. Если люди могут уклониться от уплаты пошлины, они будут.
Правительства обеспечивают решение этой проблемы путем строительства дорог и возмещения расходов за счет налогов, таких как подоходный налог и налог на бензин.Другие объекты инфраструктуры, такие как канализация и водопровод, работают по тому же принципу. Идея деятельности правительства в этих областях не нова; по крайней мере, так далеко от Адама Смита. В своем шедевре 1776 года «Богатство народов» Смит написал :
«Третья и последняя обязанность суверенного или содружества состоит в том, чтобы создавать и поддерживать те общественные институты и те общественные работы, которые, хотя они могут быть в высшей степени выгодными для великого общества, однако имеют такой характер, что прибыль никогда не сможет возместить расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому количеству лиц, и поэтому нельзя ожидать, что какое-либо отдельное или небольшое число лиц будет возводиться или обслуживаться ».
Более высокие налоги, которые приводят к улучшению инфраструктуры Можно привести к более высокому экономическому росту. Еще раз, это зависит от полезности создаваемой инфраструктуры. Шоссе с шестью переулками между двумя маленькими городами в северной части штата Нью-Йорк вряд ли будет стоить потраченных на него налоговых долларов. Улучшение безопасности водоснабжения в бедных районах может стоить на вес золота, если это приведет к снижению заболеваемости и страданий пользователей системы.
Снижение налогов не обязательно поможет или навредит экономике. Вы должен Подумайте, на что расходуются доходы от этих налогов, прежде чем вы сможете определить, какое влияние окажет сокращение на экономику. Из этого обсуждения, однако, мы видим следующие общие тенденции:
- Сокращение налогов и расточительные расходы помогут экономике из-за сдерживающего эффекта, вызванного налогообложением. Сокращение налогов и полезных программ может или не может принести пользу экономике.
- Определенная сумма государственных расходов требуется в армии, полиции и судебной системе. Страна, которая не тратит достаточное количество денег в этих областях, будет иметь депрессивную экономику. Слишком большие расходы в этих областях расточительны.
- Страна также нуждается в инфраструктуре, чтобы иметь высокий уровень экономической активности. Большая часть этой инфраструктуры не может быть адекватно предоставлена частным сектором, поэтому правительства должны тратить деньги в этой области, чтобы обеспечить экономический рост. Однако слишком большие расходы или расходы на неправильную инфраструктуру могут быть расточительными и замедлять экономический рост.
- Если люди естественно склонны тратить собственные деньги на образование и здравоохранение, то налогообложение, используемое для социальных программ, может замедлить экономический рост. Социальные расходы, предназначенные для семей с низким доходом, намного лучше для экономики, чем универсальные программы.
- Если люди не склонны тратить свои средства на образование и здравоохранение, то эти товары могут принести пользу, поскольку общество в целом получает пользу от здоровой и образованной рабочей силы.
Правительство, прекращающее все социальные программы, не является решением этих проблем. У этих программ может быть много преимуществ, которые не измеряются экономическим ростом. Однако по мере расширения этих программ может произойти замедление экономического роста, поэтому об этом всегда следует помнить. Если программа имеет достаточно других преимуществ, общество в целом может пожелать иметь более низкий экономический рост в обмен на большее количество социальных программ.
Рост налоговой нагрузки на бизнес и население в 2019-2020 гг.
Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?
Экономический рост — это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.
Наиболее распространённая мера экономического роста — темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.
Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).
Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.
Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.
При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.
Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.
Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.
Экстенсивный путь:
Увеличение числа занятых работников
Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий
Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов
Интенсивный путь:
Использование новейших технологий и принципиально новой техники
Повышение уровня образования и квалификации работников
Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов
Улучшение организации труда и производства
Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)
К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.
При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.
В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.
Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост — это положительная динамика экономики. Спад — отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.
Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?
Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:
Общий объём реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
Отраслевая структура экономики;
Производство основных видов продукции на душу населения;
Уровень и качество жизни населения;
Показатели экономической эффективности.
Ответ разместил: HelpPls25Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.СпасибоОтвет разместил: Гость
ответ:
2.1: (-0.7)= -1.47
-1.25: 2.5= -0.5
14.7: (-7)= -2.1
-2.5*(-0.4)= 1
-13/8: 3/8= — 13/8*8/3= — 13/3
-4/7: (-1.2/7)= 4/7: 9/7 = 4/7*7/9 = 4/9
3.9*(-2/3)= -39/10*2/3 = — 13/5
-2.8*(-1.1/7)= 28/10*8/7 = 16/5 = 3.1/5
1.2/5*0.125= 1.4*0.125= 0.175
4/7*(-4.2)= — 4/7*42/10 = — 12/5 = — 2.2/5
пошаговое объяснение:
Сила 50H сообщает телу ускорение 0.1 м/с ^2. Какая сила сообщает телу ускорение 0.01м/с^2? …
Физика 21.12.2020 12:21
10. Fill in with the correct form of the adverbs, comparative or superlative.1) I speak English (fluent) now than last year.2) She greeted me (polite) of all.3) She smiled (happy)…
Английский язык 21.12.2020 12:21
2.Хто з історичних діячів брав активну участь у воснних подіях 1652-1653 р.: Т. Хмельницький, Iслам-Герей I, П. Сагайдачний, М. Калиновський, В. Лупу, I. Сулима, Ян II Казимир….
История 21.12.2020 12:21
решить алгебру…
Алгебра 21.12.2020 12:21
1. Факторы почвообразования в условиях таежно-лесной зоны. Ведущие типы почв этой зоны. 2. Вертикальная зональность почв. Горные почвы. 3. Факторы почвообразования в лесостепной з…
- Было 90 яблок взяли с собой 85 яблок и 6 осталось…27.02.2019 08:10
- Мастер выполняет за 4 часа, а ученик за 6 часов з…01.03.2019 16:40
- Надо! спишите предложения, расставляя пропущенные…01.03.2019 21:20
- 2.составьте уравнения реакций разложения: а) окси…02.03.2019 07:00
- Вкоробке лежали лампочки, 4 из них разбились. разб…02.03.2019 12:00
- За 4 год роботи 3 однакових трактори витратили 240…02.03.2019 13:20
- Какие продукты реакции образуются при хлорировании…02.03.2019 14:00
- 1.поле не меряно. овцы не считаны. пастух рогат. 2…03.03.2019 00:00
- Для 4 класса. как будут располагаться природные зо…03.03.2019 03:30
- Решить 5 класс: запишите десятичные дроби в виде…04.03.2019 04:20
Под экономическим ростом страны подразумевают количественную сторону развития государственной экономики, что приводит к расширению её границ. Примером экономического роста может быть рост объёмов товарной продукции, рост доли рынка, рост доходов предприятия. Но каким образом возможно измерить эти данные, чтобы определить, происходит ли рост экономики или нет?
Как измеряется экономический рост?
Показатели, с помощью которых измеряют экономический рост – это ВНП и ВВП. Традиционно считается, что ими характеризуется уровень жизни и динамика благосостояния общества. Однако увеличение какого-либо показателя еще не значит, что произошел экономический рост: может быть так, что в результате распределения ВНП богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. Так что без дополнительных исследований показатели ВНП и ВВП довольно условны.
Величина реального национального продукта зависит от численности населения. К примеру, ВНП Индии на 70% больше, чем в Швейцарии. Но по доле, которая приходится на душу населения, Индия в 60 раз отстает от Швейцарии. Средний уровень жизни повысится только тогда, когда объем производства будет превышать прирост населения, инфляция станет низкой и распределение благ между разными слоями общества более-менее равномерным.
Экономический рост возможно измерять годовыми темпами. Сделать это просто: из величины реального ВНП текущего года нужно вычесть значение предыдущего. Разницу следует соотнести с величиной ВНП за прошлый год и результат выразить в процентах. Выстраивая такие показатели, можно выявить тенденцию экономического развития — однако исследования других факторов, влияющих на уровень жизни, проводятся реже.
Как связаны ВВП и благосостояние людей
ВВП идентифицирует общее экономическое состояние страны. Он дает знать об общем материальном состоянии нации, так как вместе с ростом уровня производства растет и благосостояние государства. Но, как уже говорилось выше, социального состояния нации ВВП не отображает — соответственно, его нельзя считать универсальным показателем благосостояния всех граждан.
Помимо этого, ВВП не учитывает свободного времени граждан — а ведь его наличие тоже позволяет судить о жизненном уровне общества. Не принимает во внимание валовый продукт и улучшение качества товаров, а также какие-либо изменения в потреблении и распределении товаров среди людей.
Кроме того, ВВП не включает в себя некоторые виды деятельности, которые влияют на жизненный уровень людей. К ним относятся:
-
Нерыночные операции (ремонт машины и дома, домашнее хоз-во, бесплатный труд ученых и т.д.)
-
Теневая экономика (случайные заработки)
По общему мнению в России теневая экономика весьма развита. Под ней понимают оказание услуг и производство товаров для населения за плату, которая официально нигде не отражается — при этом с точки зрения права это могут быть как разрешенные, так и запрещенные виды деятельности. Теневая экономика сильно затрудняет достижение эффективного экономического роста страны.
Вместе с тем в ВВП учитываются затраты, увеличивающие его размер, но не ведущие к росту благосостояния. Среди них можно выделить борьбу с загрязнением окружающей среды, огромными свалками, шумом, перенаселением и т.д. Это побочные явления, которые завышают показатель уровня материального благосостояния. В связи с этим можно привести высказывание одного американского экономиста, что «мусор является продуктом экономической жизни».
Таким образом, ВВП нельзя назвать показателем благосостояния населения. За формальными цифрами стоит ряд разнообразных и трудно учитываемых социологических данных, которые нужно каким-то способом сводить воедино для получения более полной картины. Кроме того, меняется сама экономическая теория и взгляд на мировые экономические процессы — на сегодня вряд ли возможно дать на вопрос о взаимосвязи более определенный ответ.
Государство и экономический рост
Поскольку ни одна теория роста не может быть признана вполне удовлетворительной, государство в лице правительства применяет целый ряд мер, способствующих возможно более полной реализации всех факторов роста.
Основными из них остаются инвестиции. Но ведь накопление капитала невозможно без отказа от текущего потребления — без сбережений. Поэтому первостепенная задача правительства состоит в выработке такой политики (прежде всего это касается налогообложения), которая обеспечит требуемый уровень сбережений.
Известно, что приращение капитала происходит как в частном, так и в общественном секторах экономики. С одной стороны, одним из основных инвесторов в проекты общественного сектора (дороги, больницы и пр.) является само правительство, которое к тому же берет на себя значительную долю расходов на образование и переподготовку кадров.
С другой стороны, размах государственных расходов не должен приводить к вытеснению частных инвестиций. Когда речь заходит о подобных альтернативах, решения следует принимать на основе ожидаемых преимуществ каждого варианта. Частные инвестиции могут быть увеличены, если правительство обеспечит устойчивость инвестиционного климата и не будет искусственно сдерживать рост. Это позволит воплотить все научно-технические открытия и изобретения в конкретных капитальных благах.
Роль методов стимулирования предложения на микроэкономическом уровне, конечно, не следует преуменьшать. И все же основные периоды заметного экономического роста исторически следовали за крупными прорывами в области технологии с последующим практическим использованием научных и конструкторских разработок. Самолеты, компьютеры, антибиотики и прочие лекарства, выведение новых сортов полезных растений, селекция животных, пестициды — вот лишь некоторые из многочисленных плодов долгосрочного развития науки и техники. В экономически развитых странах примерно половина научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) финансируется частными фирмами; другая половина (особенно разработки военно-промышленного комплекса) осуществляется в институтах, финансируемых государством.
Наконец, правительство призвано способствовать реализации плодов НИОКР на практике, а также доведению результатов исследований и разработок до уровня коммерческого продукта.