Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоги представляют собой один из древнейших финансовых институтов, их следует рассматривать как важнейшую экономическую категорию. Они являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. Возникновение и развитие налогов исторически неразрывно связано с возникновением и становлением государства, выполнением целого ряда общегосударственных функций. «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», — писал французский социалист П. Прудон (1809-1865). Взимание налогов и сборов является необходимым условием существования любого государства. Основополагающей целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. Минимальный размер налогового обременения непосредственно обуславливается и определяется соответствующими расходами государства.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
-
налогоплательщик;
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
единица обложения;
-
налоговые льготы;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления;
-
налоговый оклад;
-
источник налога;
-
налоговый период;
-
порядок уплаты;
-
срок уплаты налога.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Теории о налогах и их эволюция. Общие теории налогов, частные налоговые теории
Теории о налогах
Развитие налогообложения связано с возникновением ряда научных теорий — «теории о налогах». Их развитие и формирование неразрывно связано с историей государств и экономических формаций.
Под налоговыми теориями следует понимать определенную систему знаний, научных идей, положений о природе налогов, их видах, функциях в регулировании экономических процессов государства. В современной экономической литературе принято выделять общие (любые научно-обобщенные разработки) и частные теории налогов. Общие теории налогообложения затрагивали различные аспекты налогообложения, исследовали суть и природу налогов. Частные налоговые теории посвящены отдельным вопросам налогообложения. К ним относится теория соотношения прямых и косвенных налогов. Первоначально доминировали прямые налоги, затем косвенные. К концу XIX в. в финансовой науке утвердился вывод о необходимости сочетания прямых и косвенных налогов для построения эффективной налоговой системы. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли косвенных налогов в налоговых системах экономически развитых стран. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов. Теория переложения налогов является весьма интересной и наименее разработанной. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, и предложил пути выхода из этой ситуации.
Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Классификация налоговых систем:
1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
- Америки;
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:
- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
Отличие прямых налогов от косвенных
Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.
Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.
Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.
Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.
Определение, признаки и функции налогов
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
Налоги — основной доходный источник бюджетов любого уровня.
Признаки налогов:
· обязательность
· индивидуальность, безвозмездность
· уплата в денежной форме
Функции налогов:
1. Фискальная функция налогов- основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Основные понятия, связанные с налогообложением.
Налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.
Налоговая база – совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря – список всех налогоплательщиков.
Налоговая политика (или фискальная политика) – один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета. Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики – сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).
Налоговое право – система правовых норм, регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.
Право. Понятие и признаки права.
Функции налоговой системы
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
- Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
- Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
- Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
- Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
- Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.
Классификация налогов РФ по различным признакам
Налоги в РФ делятся на несколько видов по разным признакам. Например, по способу взимания их принято классифицировать на два вида: прямые и косвенные налоги.
Под косвенными налогами понимают платежи, которые устанавливаются как надбавка к стоимости товаров и услуг, они взимаются при покупке различных благ (то есть входят в цену),не зависят от доходов,могут быть перенесены на других лиц. Это означает, что продавцы товаров являются посредниками между государством и плательщиком этих налогов или налогоносителями. Покупая бензин на заправке или продукты в магазине, каждый человек уплачивает в федеральный бюджет акциз и является плательщиком косвенного налога.Самыми популярными косвенными налогами являются: НДС, таможенные пошлины, акцизы – налоговые платежи, включаемые в цену товара, которые платят в пользу государственного бюджета производители или продавцы различных видов товаров (газ или топливо, бензин, табачная или алкогольная продукция). Экономисты называют их неявными, часто к ним применяется определение «налог на потребление».
К видам косвенных налогов также относят таможенный сбор, который оплачивает зарубежная фирма при ввозе своих товаров в Россию с целью их дальнейшей продажи.
Для определения какие налоги являются прямыми, нужно понять, кто плательщик и какое основание есть для возникновения обязанности по уплате налогового взноса.
Если налоги взимаются с конкретных видов имущества или доходов (при образовании блага), не могут быть перенесены на других лиц, то это прямые налоги. Налогоплательщик (производитель) и налогоноситель – одно и тоже лицо, сумма налога находится в прямой зависимости от суммы выгоды или прибыли. Предприниматель обязан платить налог с прибыли, человек, выигравший в лотерею автомобиль, должен заплатить по декларации 35% от его стоимости.
Видами прямых налогов являются: налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, земельный или транспортный налог.
От того, кто собирает налог, классификация налогов бюджета делится на несколько видов:
- Платежи поступают в федеральный бюджет и являются его основой, относятся к федеральным налогам. Они обязательны для применения на всей территории страны. К ним относят: НДС и акцизы, водный и подоходный налоги, налог на прибыль,госпошлину;
- Платежи, которые поступают в регионы субъектов РФ и наполняют бюджеты республик и краев – региональные налоги. Их устанавливают на отдельных территориях РФ, но правила их взимания и элементы, должны соответствовать налоговому законодательству РФ. Примерами являются: налог на имущество организаций, транспортный налог и на игорный бизнес (взимается на определённых территориях: Алтайский край, Крым Краснодарский край, то есть там, где законодательно разрешена деятельность, связанная с игорным бизнесом);
- Местные налоги. К ним относят налоги, поступающие в местные бюджеты. Примеры: земельный налог или на имущество физических лиц. В 2018 году было принято решение (как эксперимент) о введении курортного сбора на некоторых территориях РФ (Кубань, Алтайский край, Крым). Он направляется на развитие инфраструктуры мест отдыха, взимается с туристов. В 2020 году местные власти Кубани приняли решение приостановить взимание этого сбора до 2021 года в связи с коронавирусом.
Деление налоговых платежей по уровням относят к общей характеристике налогов.
Еще одним способом классификации налогов является назначение налогов. По этому признаку они делятся на общие и целевые. Рассмотрим разницу между ними:
- Общие налоги вводятся государственными органами для наполнения всего бюджета страны. Они необходимы для перераспределения полученных доходов по разным направлениям расходов «кассы государства». К общим налогам относится налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество. То есть в налоговой системе РФ к таким налогам относится большинство, взимаемых на территории страны.
- Целевые налоги необходимы в случае возникновения у государства потребности в финансировании конкретных затрат. Целевой характер налогов означает, что они поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Наиболее ярким примером целевого назначения налогов являются страховые взносы. Их ставка равна 30%, взимаются для обеспечения деятельности ПФ РФ, а также Фондов обязательного медицинского и социального страхования. Потратить целевые взносы на другие цели невозможно. Они используются для начисления пенсий, оплаты больничных листов и на финансирование медицины. Видом целевых налогов можно назвать налог на добычу полезных ископаемых, а также транспортный (идет на финансирование строительства и ремонта дорог).
По уровню взимания
- Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
- налог на прибыль
- налог на добавленную стоимость
- акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
- доходы от капитала
- подоходный налог ( он единый – 13 %)
- взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
- госпошлина
- лесной налог
- водный налог и др.
- Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
- налог на имущество организаций
- дорожный налог
- транспортный налог
- налог с продаж и др.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.
Права налогоплательщика
- получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
- использовать налоговые льготы при наличии оснований
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
- требовать соблюдения налоговой тайны и др.
Обязанности налогоплательщика
- уплачивать законно установленные налоги
- предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
- предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
- В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.
Понятие налоговой системы
В условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации происходят активные преобразования, затрагивающие как экономическую, политическую, правовую, так и иные сферы. В соответствии с изменением характера общественных отношений изменяются и экономические нормы, регулирующие данные отношения. В этой связи в экономической сфере находит новое отражение учет особых интересов различных субъектов, средством управления которыми, в частности, выступают налоги и сборы, установленные определенными правовыми нормами государства. Таким образом, в государственном управлении в переходных рыночных условиях все более важную роль играют не столько административные, сколько экономические методы, основанные, в числе прочего, на сбалансированной и демонстрирующей свою практическую эффективность системе налогов1.
Вышесказанное утверждение требует обращения к терминологическому аппарату исследуемой проблемы.
Сущность налога на добавленную стоимость, который является косвенным, сводится к изъятию в государственный бюджет определенной части добавленной стоимости, формируемой на всех этапах производства продукции, работ или услуг. Уплата производится по мере реализации товара компании.
Что касается процентных ставок, то они могут отличаться в зависимости от объекта обложения. Определение облагаемого оборота происходит на основании стоимости продукции, которая реализуется. Сюда включаются любые виды денежных средств, получаемых компанией, если они поступили после расчета за поставленный организацией товар.
В качестве плательщиков можно определить индивидуальных предпринимателей, предприятия, а также тех лиц, которые производят перемещение товаров через таможенную границу РФ, именно они осуществляют перечисления. Но по сути конечным плательщиком НДС выступает все же покупатель.
Рассмотреть стоит и сущность транспортного налога. Он является обязательным к уплате на территории конкретных субъектов РФ. Что касается объектов налогообложения, то ими признаются транспортные средства, которые были зарегистрированы на территории РФ.
Для того чтобы определить сумму, показанную к уплате, нужно умножить количество лошадиных сил двигателя транспортного средства на количество месяцев владения в году и налоговую ставку, которая может изменяться в зависимости от региона.
Использование налоговой системы является необходимой мерой для гармоничного взаимодействия государства и граждан, а также стабильного экономического роста страны.