Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если учитель занижает оценки ребенку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если успеваемость школьника начинает падать, то это беспокоит не только ребёнка, но и его родителей. Иногда двойки и тройки в дневнике говорят о том, что ученик «отстаёт» по программе, а иногда — о несправедливом оценивании. Во втором случае, прежде чем действовать, важно разобраться, почему учитель может занижать оценки.
Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.
— Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной — сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах — Прим. Лайфа), — заметила эксперт.- Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей — никому не хочется иметь заниженную успеваемость. Директор же или департамент образования — это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, — полагает Абанкина.
По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.
— Но бывает, что такой возможности нет — в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, — утверждает Абанкина. — Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.
Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.
Что делать, если учитель придирается к ребенку?
Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:
- У ребенка нет ошибок, которые влияют на ответ в задаче, но учитель не хвалит его за это, а обращает внимание на мелкий недочет, типа двоеточия после слова «ответ».
- Ребенок постоянно получает оценки «с минусом». Не может учитель поставить просто пять или просто четыре.
- Учитель постоянно говорит ребенку, что тот не дотянул до более высокого балла.
- Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
- Обращайтесь к учителю уважительно.
- Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
- Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
- Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
- Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
- Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.
Необходимо разобраться в причинах
Понимание причин — ключевой момент. Проблемы в обучении, адаптационные трудности или даже межличностные отношения, — это все может повлиять на ситуацию. Рассмотрим подробнее некоторые из причин.
Неудовлетворительное выполнение заданий
Если преподаватель замечает, что ребенок не справляется с предложенными заданиями или не уделяет достаточно внимания учебному процессу, это может отразиться на его оценках. Школьник может сталкиваться с трудностями в усвоении учебного материала. Нужно поговорить с учителем и ребенком понять, почему так тяжело дается учеба или почему не интересно заниматься. Возможно, вам потребуется помощь тьютора или репетитора.
Проблемы в поведении или отношениях
В школе могут оценивать не только знания, но и поведение или взаимоотношения с окружающими. Конфликты или негативное поведение могут повлиять не только на оценки, но и на освоение предмета. Тут тоже придется обратиться за помощью, выяснить причины плохого поведения и постараться урегулировать ситуацию.
Субъективность и несоответствие ожиданиям
Различные преподаватели могут по-разному оценивать работы одного уровня, и тогда это будет накладывать определенный субъективный отпечаток на успеваемость школьника. Иногда от школьника ожидают более высоких результатов, и несоответствие им карается плохими отметками.
Важно подходить к ситуации объективно, разговаривать с учителем и ребенком и понять, какие конкретные факторы могут влиять на успеваемость. Только выяснив причину, можно эффективно решить проблему.
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?
К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?
- Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.
- Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа – это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.
- Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.
Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.
Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.
– Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной – сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах – Прим. Лайфа), – заметила эксперт.- Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей – никому не хочется иметь заниженную успеваемость. Директор же или департамент образования – это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, – полагает Абанкина.
По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.
– Но бывает, что такой возможности нет – в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, – утверждает Абанкина. – Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.
Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.
За что нельзя ставить отметки в школе? Это важно знать
Хорошо, если педагог поставил максимально объективную и справедливую оценку на основании знаний ученика, но как показывает практика – оценка за почерк, кол за растерянность и оставленный дома учебник является распространенной практикой. А возможно ли это? Давайте разберем локальные акты и ответим на самые распространенные нарушения.
Выставление отметок по различным предметам, которые регламентируются «Положением о системе оценивания»/«Положением о формах, периодизации и порядке текущего контроля…», нормативными характеристиками по учебным предметам (рабочие программы), осуществляется по простой бальной системе.
Как часто мы встречаем истории о том, что учитель поставил двойку за плохое поведение или отсутствие учебника на парте… Если вы оказались в подобной ситуации – знайте, что учителю КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается выставлять текущие отметки (помните, что они предназначены для оценки знаний?) за:
Стоит отметить, что не во всех Положениях существует отметка «очень плохо», поэтому обосновано ли проставление «кола» легко узнать, заглянув в нормативные акты образовательного учреждения. Лично для меня подобная отметка в одном из ведущих лицеев города стала открытием, документально регламентированным.
Оценка за поведение может быть выставлена лишь при соответствующих локальных актах, на основании четких нарушений Правил внутреннего распорядка для обучающихся и в отдельную графу. А в вашей школе ставят двойки за поведение, отсутствие учебных материалов или домашнего задания, которое «съела собака»?
Итак, обратимся к наиболее частым случаям из практики. В основе конфликта — несовпадение мнений и интересов, несоответствие в оценочной шкале, выбранной учеником или учителем.
Ученику предмет дается тяжело, но он постарался, насколько смог. Ему результаты кажутся вполне приемлемыми, по крайней мере, он уверен, что они улучшились, значит, оценка должна стать выше.
Внимание! Учитель оценивает работу с точки зрения шаблонных требований, без индивидуального подхода. Оценка остается та же, что и прежде.
Система выставления оценок предусматривает разные способы аттестовать задания. Личностно-сопоставительный способ предполагает рассмотрение результата в динамике, процессе развития способностей ученика. Называется это отметка. Она выставляется, когда оценивают текущие результаты учебы.
Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.
Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.
Причины, по которым учитель занижает оценки
Злоупотребление своей властью. Некоторые учителя, имеющие возможность оценивать учеников, могут узурпировать свою власть и занижать их оценки, чтобы убедиться в своей «важности» и влиянии на жизнь учеников.
Неадекватные требования. Учителя могут устанавливать слишком высокие стандарты для оценки работы учеников, что приводит к снижению их оценок. Например, если учитель требует от ученика выполнения задания на уровень, которого он не может достичь, это может привести к заниженным оценкам.
Чувство неудовлетворенности. Некоторые учителя просто не любят своих учеников и испытывают негативные эмоции в отношении них. Такие учителя могут использовать занижение оценок как способ выражения своего неудовлетворения и отвергают любые усилия учеников для улучшения своей успеваемости.
Личные проблемы. Некоторые учителя могут иметь проблемы в личной жизни, например, стрессовые ситуации на работе или в семье, что может привести к неправильному оцениванию выполненной работы учеников.
Беспристрастность. Иногда учителя занижают оценки не потому, что хотят навредить своим ученикам, а из-за беспристрастности или неумения выставлять объективные оценки.
Как подготовиться к разговору с учителем
Разговор с учителем может быть иногда непростым, особенно если есть проблемы в учебе или если учитель несправедливо оценивает работу. Но с правильной подготовкой можно добиться конструктивного разговора и решения проблемы. Вот несколько советов, как подготовиться к разговору с учителем:
- Приготовьте документы и примеры работ. Если у вас есть претензии к учителю или есть какие-то вопросы, обязательно принесите с собой документы и примеры работ. Это может помочь проиллюстрировать вашу точку зрения и лучше объяснить вопросы.
- Понимайте свои права. У вас есть право получать объективную оценку за свою работу. Если вы чувствуете, что учитель несправедливо оценивает вас, то не стесняйтесь настаивать на своих правах и просить объяснения.
- Будьте дипломатичным. Не нужно начинать разговор с критики учителя или с обвинений. Лучше начать с вопросов и объективного изложения своей точки зрения.
- Будьте готовы слушать. Важно не только говорить, но и слушать. Попробуйте услышать аргументы учителя и понять его точку зрения.
- Оставайтесь спокойным. Никогда не начинайте разговор, если вы не можете оставаться спокойным. Это только ухудшит ситуацию. Найдите время и место, где вы можете спокойно и четко изложить свои мысли.
В целом, ключевой момент при подготовке к разговору с учителем — это понимание, что вы заслуживаете объективной оценки и право требовать объяснений, если вы не согласны с оценкой. Самая важная вещь, на которую нужно обратить внимание — это постараться сохранить хорошие отношения с учителем, даже если вы не согласны с ним в чем-то. Это поможет улучшить ситуацию и добиться лучших результатов в учебе.
Советы родителям ученика в данной ситуации
Если вы ощущаете, что учитель математики занижает оценки вашего ребенка, то вам нужно собрать как можно больше доказательств того, что так и есть. Сходите на родительское собрание и обсудите этот вопрос с другими родителями, возможно, у них есть аналогичные ситуации.
Также, попросите учительницу объяснить, по какой системе она ставит оценки, и попросите увидеть критерии оценок и работы, на основании которых они выставляются. Если вы не получаете удовлетворительных ответов, обратитесь в администрацию школы или образовательную организацию выше по иерархии.
Очень важно, чтобы вы поддерживали и мотивировали своего ребенка независимо от оценок, которые ему ставит учитель. Помогите ему найти дополнительную помощь в учебе, если это необходимо, и наблюдайте за степенью прогресса вашего ребенка.
- Старайтесь иметь дружеские отношения с учителем и попросите ее предложить Вам решения возникшей проблемы;
- Запишите на случай если занижение оценок ученику или группе класса произойдет повторно;
- Оцените уровень знаний ученика с помощью тестов и сравните с оценками;
- Обратите внимание на окружение вашего ребенка: может ли в классе есть другие факторы (возможно, учитель заметил, что у вашего ребенка есть свои любимцы и старается им больше помочь);
- Если оценка была занижена по нелепой причине или из-за недопонимания, поставьте в известность администрацию.