Социальная теория права плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная теория права плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Понятие «система права» часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Характеристика норм права не нужна.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Преимущества социологической теории

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

  • разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;
  • Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право- это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
  • Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Социологическая теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны.

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления.

существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе.

усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).
Читайте также:  ТК РФ оплата вечерних часов

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».

После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИТИВНОМУ ПРАВУ

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности.

Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом.

В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.

В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».

Сперва необходимо понять, что из себя представляет данная отрасль законодательства. Итак, социологическая теория права – это доктрина, принадлежащая обществоведческой юриспруденции и объединяющая в себе несколько различных концепций.

К ведущим концепциям описываемой теории относят:

  1. Институционализм.
  2. Функционализм.
  3. Реализм.

Несмотря на различия главных идей, которые включает в себя социологическая теория, общей характеристикой для всех является использование обществоведческого подхода в монополии.

Одним из первых представителей общесоциологической парадигмы юриспруденции стал вышеупомянутый Е. Эрлих. В своей работе «Основы социологии права» (1913 г.) он оспорил реальность и главенство того законодательства, которое описано и содержится в законах, и возвысил так называемое «живое право», созданное группами лиц в процессе предпринимательской деятельности и экономических связей, торговли и складывания взаимоотношений между представителями разных классов, например работодателями и рабочими. Противопоставляя законодательство, как сеть конкретных правоотношений закону, Эрлих делал акцент на правовой плюрализм.

Наиболее известный представитель социологической концепции Р. Паунд (1870-1964 гг.) дал монополии титул социального инструмента для регулирования «социальной инженерии», а людям, применяющим её, «социальных инженеров», соответственно. Он сетовал на то, что эти люди признаны обеспечить полную гармонию социальных интересов. На взгляд Паунда, юриспруденция является в большей степени своеобразным режимом, по которому строятся и упорядочиваются отношения в обществе посредством судебной практики, нежели простая совокупность законов и предписаний отдельного государства.

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Читайте также:  Сколько суток в 2024 году

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория происхождения государства возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 — 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Цель изучения темы:ознакомиться с различными определениями понятия «право» в объективном смысле, с различными концепциями правопонимания, научиться различать их и определять, с какой точки зрения рассматривается право в конкретной жизненной ситуации, какая концепция правопонимания является господствующей в конкретном государстве и обществе.

Понятие права — основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, поэтому единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и «мертвым». Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало «живое» право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями «живого» права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла по­требность в целенаправленном изучении и использовании пра­ва в качестве инструмента регулирования и социального конт­роля, сдерживания или предупреждения общественных разно­гласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили ши­рокое распространение в общественных дисциплинах. Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха(1862-1922гᴦ.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует изу­чать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следу­ет искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство. По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутрен­ний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоот­ношений, а не из тех юридических положений, которые регули­руют эти отношения. Вместе с тем, внутренний порядок обще­ственных союзов представляет собой основу юридических уста­новлений. При этом этого уровня правовых норм еще недостаточно. По этой причине наряду с ними в целях защиты правил поведения, сло­жившихся в обществе, аналогично тому, как и в различных государствен­ных институтах, ᴛ.ᴇ. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые поло­жения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, должна быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.

Читайте также:  Как делить долги при разводе через суд с мужем

Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой пре­одоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер.
Вместе с тем, авторитетность го­сударственной правовой сферы подавляет, по его мнению, вся­кую творческую мысль и не способствует справедливости ре­шений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь види­мую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэто­му заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологичес­кого изучения «живого права» и интуитивном чувстве справед­ливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.

Позитивистский подход в теории происхождения права

Позитивистский подход в теории происхождения права утверждает, что право возникает и существует исключительно в форме официально установленных правил, законов и норм. Правовой порядок не зависит от моральных или этических норм, а определяется исключительно законодательством.

Главным преимуществом позитивистского подхода в теории происхождения права является объективность и понятность. Он признается большинством стран с различными культурными и религиозными традициями.

Однако, главным недостатком позитивистского подхода является его ориентация на формальные законы, игнорируя моральные и этические аспекты жизни. Это может приводить к ситуациям, когда правовая система становится неразумной и несправедливой, а граждане теряют доверие к правительству и правосудию.

  • Преимущества позитивизма:
  • — объективность
  • — удобство
  • — понятность
  • — единообразие
  • Недостатки позитивизма:
  • — игнорирование морали и этики
  • — возможность несправедливости и неразумности
  • — утрата доверия граждан к правительству и правосудию

Учение школы «реалистов»

Взгляды Паунда в рамках социологической школы права развили «реалисты» – Джером Фрэнк, Карл Ллевеллин, основываясь не только на прагматизм, но и на бихевиоризм. Приведем некоторые тезисы их учения:

  • Юридическая практика и право тождественны.
  • Ценность права измеряется в эффективности его применения.
  • На вынесение решения по конкретному судебному делу большей частью влияют не правовые нормы, а участники процесса, особенности и мотивы их поведения.
  • Судья – главный субъект правотворчества. Отсюда им может быть только юрист, который может как критически оценить закон, так и имеет способность сам сотворить право.
  • Социальная ценность права в том, что оно является чем-то неопределенным, что и позволяет социуму свободно развиваться.
  • Право не должно быть догматичным, оно должно изменяться вместе с реалиями общественной жизни.

Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к «живому» правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола.

Историческая школа права

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы – Густав Гуго, Георг-Фридрих Пухта, Фридрих Карл Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Евгений Эрлих и Герман Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, но не создает его.

Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства: такой же, как формирование духа народа и сто языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным – то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, происходящих в праве средневековой Европы, когда рецепция римского права требовала исторического анализа правового материала. В связи с этим данное теоретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую пауку – историю права, и в этом большая заслуга исторической школы права.

Таким образом, историческая школа права – это теоретическое направление, объясняющее процесс образования права как стихийный, спонтанный, исторически независимый от законодательной деятельности государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *