Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эта форма основная в любых учебных заведениях. В принципе она мало отличается от формата обучения в школе. В ссузах и вузах студенты-очники также посещают пары с 1 сентября до июня пять или шесть дней в неделю. В расписании есть как практические занятия — семинары, так и теоретические — лекции. Занятия идут днём, а вечером студенты выполняют домашние задания. Кроме того, несколько раз в году, обычно два или четыре, студенты сдают экзамены на сессии. Сдача всех зачётов и экзаменов гарантирует переход на следующий год обучения.

Кому подходит очная форма обучения: абитуриентам, которые нацелены получать образование, не совмещая учёбу с работой. Плюсы такой формы обучения в том, что студенты получают максимум знаний от преподавателей и полностью погружены в учебный процесс.

Очно-заочное обучение

Занятия при этой форме обучения проходят три-четыре раза в неделю вечером, после 18:00. В отличие от очной формы обучения, на вечернем отделении проходит не 3-5 пар, а максимум три. Это также как лекции, так и семинары, и итоговые работы, и исследования — тот же набор, что и у очников, но в гораздо сжатой форме. На очно-заочном отделении студент больше времени уделяет самостоятельному обучению и исследованию литературы.

Кому подходит очно-заочная форма обучения: тем, кто совмещает работу с получением образования. Также среди «вечерников» бывают и те, кто проходит переподготовку или получает дополнительное образование. Плюсы этого формата в гибком графике учёбы, небольшом количестве занятий, но при этом возможности постоянно контактировать с преподавателями.

Эту форму обучения выбирают те ребята, которые по каким-то причинам не могут учиться очно. Причины разные. Среди них: необходимость совмещать учёбу с работой, невозможность попасть на желанный факультет очно, отсутствие возможности жить в другом городе длительно. Заочное обучение проводится циклами. Сначала — установочная сессия на которой педагог выдаёт (рекомендует) учебные материалы и вкратце объясняет основные положения тем. Затем студент изучает всё подробно дома. После этого, дважды в год проводится экзаменационная сессия, на которой приходится подтвердить полученные знания.

Плюсы:

  • возможность совмещать учёбу с работой и другими видами деятельности (к примеру, уход за больным родственником или малолетним ребёнком);
  • человек живёт в привычном ему графике и только несколько раз в год выезжает на сессии;
  • обучение на заочной форме стоит дешевле, чем на очной;
  • заочно можно поступить на тот факультет и в тот ВУЗ, в который очно «пробиться» сложнее.

Минусы:

  • без крепкой самодисциплины хороших знаний студент не получит;
  • нет льгот;
  • учиться нужно дольше, чем на очном отделении;
  • всё-таки придётся уезжать из дома на несколько недель, а это не всегда легко сделать;
  • заочная форма обучения вызывает усмешку у некоторых работодателей, что может вызвать сложности при первичном трудоустройстве.

Доводы в пользу очного обучения

Однако всё это вряд ли может быть решающим доводом в пользу выбора очного отделения. Во-первых, существуют исключения из правил — возможно, вас увлечет студенческая жизнь, а может случиться наоборот: будет раздражать необходимость изо дня в день садиться за парту. Во-вторых, при большом желании заочник или вечерник может подружиться со студентами очного отделения (и это будет взаимно полезно) либо компенсировать нехватку общения с преподавателями и старшекурсниками за счет общения с коллегами.

Серьезный довод в пользу очного обучения совсем другой — это возможность для добросовестного студента тратить всё свое время и силы на учебу. Это может оказаться особенно важным на младших курсах, когда нужно осваивать много новой информации, а также если вам требуются глубокие теоретические познания (например, для академической карьеры).

Читайте также:  Как в России будут продавать алкоголь на новогодние праздники в 2022-2023 году

Преимущества очно-заочного обучения

У очно-заочного обучения часть преимуществ очного: студенты часто видятся с преподавателями, могут без проблем сдать «хвосты», получить ответы на вопросы, разобрать сложные темы. Ежедневные занятия удобны и эффективны: в отличие от заочников, которые иногда «забывают» про учебу на 2–3 месяца, студенты вечернего отделения не забывают пройденное.

К основным преимуществам очно-заочной формы можно отнести:

  • возможность совмещать работу и обучение в вузе;
  • более гибкий график: занятия выстраивают, ориентируясь на возможности студента;
  • меньшее количество занятий. Студент может больше времени уделять самостоятельной работе;
  • сниженная стоимость.

Бытует мнение, что на вечернем и заочном отделениях учиться проще, чем на дневном, — и нагрузка меньше, и требования не такие строгие. А значит, и образование студенты получают поверхностное. В этом, возможно, и есть доля правды. Но зависит все от самого студента. Образованным можно стать и нигде не учась. Необходимые знания и навыки при желании тоже можно получить самостоятельно. А можно пять лет просидеть впустую на дневном — очень, кстати, распространенное явление.

В большинстве вузов объем учебной нагрузки на всех отделениях одинаковый. Разница только в том, что «дневники» осваивают его на лекциях и семинарах с преподавателем, вечерники делают то же самое, только вечером, после работы, а заочники — в любое удобное для себя время и самостоятельно, плюс на установочных сессиях. Сколько каждый студент посвящает времени учебе, совсем не зависит от формы обучения, а целиком и полностью связано с конкретным человеком.

Кстати, чтобы вечерники и заочники могли полностью и без особого напряжения пройти весь курс обучения, продолжительность учебы для них увеличена, обычно на один год. Правда, есть такие вузы, например, Горный университет, где срок обучения по определенным специальностям на вечернем и заочном отделениях, наоборот, сокращен (до четырех лет вместо пяти).

Делается это, как правило, за счет исключения из программы общеобразовательных предметов, не имеющих отношения к специальности, но тем не менее присутствующих в расписании дневного отделения (особенно если вуз претендует на широкое университетское качество образования). Это могут быть гуманитарные предметы в технических вузах или дисциплины из естественнонаучного цикла в гуманитарных. Но профильные предметы не сокращаются никогда.

Выпускники заочной или вечерней формы обучения после защиты дипломной работы так же, как и «дневники», могут поступать в аспирантуру (и весьма успешно это делают и защищают кандидатские диссертации).

Дневные выпуски — «лицо» университета. За счет дневных выпускников, как правило, пополняются научные и преподавательские кадры вузов. Вечерники и заочники главным образом учатся для себя. С ними преподавателю одновременно и легче, и труднее. Они более требовательны, поскольку зачастую знания и навыки им нужны для немедленного применения на работе. И преподаватель должен соответствовать. Но именно потому, что у них сильнее мотивация и самодисциплина, преподавателю не надо никого убеждать и уговаривать. Его лекции не уходят в пустоту.

Такой вид обучения больше подойдет тем людям, которые получили среднее образование уже давно и устроились на работу. Чаще всего высшее образование таким людям необходимо для продвижения по служебной лестнице. Еще на эту форму обучения приходят после школы изначально планируя совместить учебу, с занятостью на каком либо производстве. Так же нередки ситуации, при которых студент, живущий и работающий в каком либо регионе, хочет получить образование в одном из столичных ВУЗов. Он поступает в университет, остается жить в своем городе, а в Москву приезжает только на время экзаменов. Кроме этого, заочную форму обучения выбирают для себя те, кто хочет получить второе высшее образование. Длительность обучения в этом случае составит 3-4 года. Вечерняя форма обучения, немного отличается от заочной, но при этом имеет ряд схожих с ней принципов. Из плюсов заочной формы обучения можно выделить: облегченную систему поступления в ВУЗ, более низкую стоимость обучения, ну и конечно возможность совмещать работу и учебу.

Читайте также:  Верховный суд о восстановлении срока на подачу апелляции

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения

Занятия на очно-заочной форме обучения проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в будни по вечерам (с 19.00 до 22.00) + 1 раз в выходной день (с 10.00 до 16.00)

Студенты-вечерники имеют возможность совмещать учебу с работой и сразу применять полученные знания и навыки на практике. Выпускники очно-заочной формы имеют существенные преимущества, поскольку они уже в процессе обучения приобретают опыт работы. Это позволяет им не только претендовать на более высокооплачиваемые должности по окончании университета, но и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Студенты очно-заочной формы получают доступ к электронным пособиям и имеют возможность участвовать в семинарских занятиях в режиме on-line.

Дополнительные преимущества:

  • обычно гораздо легче поступить, так как граница ЕГЭ значительно ниже, чем на очную форму, а выпускники школы до 2009 года могут сдавать вступительные испытания в формате вуза (комплексное тестирование);
  • стоимость обучения ниже, чем на очной форме;
  • реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по профилю будущей специальности.

Лекция – это вид доклада, когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно. Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала. Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.

Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи. Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса. Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.

Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.

Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.

Очно-заочная форма обучения – это как?

Иногда абитуриент попадает в сложную ситуацию. Он не может учиться по очной форме, например, ему не хватает денег для оплаты образования, или же у него имеется работа, или же он не прошел по баллам на нужную специальность и т. д. Но вместе с тем он и не хочет поступать на заочное отделение, так как оно во многом предназначено для уже сформировавшихся специалистов, которым нужно лишь отточить знания по своей профессии и получить диплом. Как в этом случае быть?

Нужно вспомнить, что есть и третий вариант – очно-заочная форма обучения. Это как промежуточный вариант между очной и заочной. То есть студенты и преподаватели встречаются регулярно, но в меньшем объеме, чем учащиеся дневных отделений, и преимущественно в вечернее время.

Ранее этот вариант получения образования назывался вечерним. И это неудивительно. Очно-заочное отделение позволяет совмещать работу и учебу, поэтому занятия проходят либо в выходные, либо вечером. Время и частоту посещения занятий устанавливает учебное заведение.

При очно-заочной форме дисциплины преподают блоками (так же как и при дневном), но в сниженном объеме, за счет нехватки учебных часов. После каждого блока следует экзамен или зачет.

Плюсы и минусы — что лучше?

Вечерняя форма обучения имеет ряд плюсов и минусов, которые помогают понять, что подойдет вам больше. Преимущества:

  • Вступительный балл ниже;
  • Прямой контакт с преподавателем;
  • Трудоустройство по профилю;
  • Возможность получить ответы на вопросы;
  • Совмещение работы с учебой;
  • Невысокая стоимость по сравнению с очным форматом;
  • Лояльное отношение со стороны преподавателей за счет того, что они совмещают 2 задачи одновременно.

Но не все так радужно как, казалось бы, есть и минусы, которые нужно обязательно учитывать. Нельзя опираться только на преимущества при выборе. Недостатки:

  • Слишком высокая нагрузка может вызвать затруднения;
  • Вероятность переутомления и снижение эффективности обеих направлений;
  • Длительность процесса больше на 1 год, чем при очной программе.
Читайте также:  Повышение тарифов ЖКХ в 2022-2023 году

Качество заочного обучения

Какую бы форму обучения вы не предпочли нельзя забывать о том, что качество образования напрямую зависит от учащегося. Если вы заинтересованы в получении знаний на заочном обучении, вы будете уделять время самообразованию и поиску важной информации. Если знания не нужны, то ежедневное присутствие в колледже и прямое общение с преподавателями не принесет ничего полезного.

Заочное образование отлично подходит учащимся с хорошей мотивацией и высоким уровнем самодисциплины. Заочники самостоятельны, сами распределяют свой график и интенсивность занятий. В течение семестра их никто не контролирует, не заставляет готовится к семинарам и контрольным работам. Они самостоятельно следят за сроками выполнения работ и сдачей промежуточных тестов. Заочники самостоятельно получают вопросы к экзаменам и решают задачи, которые регулируют старосты и кураторы на очном отделении.

Как определиться с формой обучения?

Выделяют такие формы обучения, как очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная и дистанционная. Для того чтобы подобрать ту форму, которая позволит получить необходимый объем знаний и при этом даст нужное количество свободного времени, следует внимательно изучить нюансы всех четырех способов.

Очная форма обучения предполагает полную отдачу студента образовательному процессу. Занятия, как правило, проводятся пять или шесть дней в неделю. Они подразделяются на теоретические и практические. На теоретических занятиях, которые называются лекциями, студенты прослушивают тему. Затем материал закрепляется при помощи решения практических задач, выполнения лабораторных работ на семинарах.

Форма обучения очно-заочно предоставляет студенту возможность совмещать работу и учебу. В большинстве вузов занятия проводятся по вечерам в будние дни и по выходным. Количество академических часов обычно не более 16. Этого вполне достаточно для получения качественных знаний при старательном посещении занятий.

Заочная форма имеет совершенно другой подход к образовательному процессу. Студенты собираются два раза в год. В течение нескольких недель происходит вычитка большого объема материала, после окончания которой сдаются экзамены. Дистанционная форма предполагает обучение через Интернет. Все задания отправляются по электронной почте.

Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.

Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.

Отсрочка от армии военнообязанным студентам предоставляется только на очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам. Стипендия положена тоже только тем, кто учится на дневных отделениях.

Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.

Очно-заочная форма обучения — что это такое

Начнём с теоретической части. Другое название очно-заочной формы обучения – вечерняя. Этот вариант обучения был смоделирован специально для совмещения учебы и работы. Обучение при такой системе происходят в любое время суток – утром, днём или вечером – в зависимости от рабочего графика студента. Наиболее близка такая форма обучения к заочной, однако имеет ряд преимуществ перед своей «коллегой».

Несмотря на то, что большая часть материала отдается учащимся на самостоятельное изучение, всё же студент регулярно встречается со своими преподавателями, получает от них наставления и рекомендации. Как известно, бессистемное обучение создает своеобразный хаос в голове студента и не позволяет расположить знания в голове «по полочкам». Студенты очно-заочной формы находятся под контролем своих наставников, что положительно сказывается на усвоении знаний и приобретении рабочих навыков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *