Как отправить иностранного работника в командировку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отправить иностранного работника в командировку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее — Закон N 115-ФЗ) временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Статус иностранца и служебная поездка: есть ли взаимосвязь?

  1. Иностранный гражданин, получивший патент. В соответствии с ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2012 г., при отсутствии визы иностранец получает патент. Действие разрешительного документа ограничивается лишь субъектом, на территории которого он выдан. Командировать эту категорию работников нельзя, за исключением случаев оформления работодателем дополнительного документа на период поездки со сроком, не превышающим действие основного. Например: при наличии патента, выданного в Краснодарском крае, нельзя отправиться в Ярославскую область. В этом случае предприятие обязано оформить разрешительный документ, действующий на временном месте работы.

  2. Иностранец с разрешением на работу. Этот документ предоставляется при наличии визы, но он действителен также на территории конкретного субъекта. Приказом Минсоцразвития № 564н приведен список профессий, являющихся исключением. В частности, асфальтоукладчики и костюмеры могут отправляться в деловые поездки по стране на срок до 10 дней.

  3. Иностранец с разрешением на временное проживание. Этот документ также ограничивает трудовую деятельность нерезидента только конкретным регионом, за исключением профессий, зафиксированных в Приказе Минсоцразвития № 564н. На законодательном уровне ограничен срок пребывания в других субъектах 40 днями, а при разъездном характере этот период составляет до 3-х месяцев.

  4. Лица с видом на жительство. Ограничений по передвижению нет, поэтому их можно направлять в командировки на классических условиях с оформлением приказа или распоряжения. По окончании поездки требуется предоставление авансового отчета.

  5. Граждане стран Евразийского экономического союза. В соответствии со ст. 97 Договора ЕАЭС о сотрудничестве, могут выполнять трудовые функции в любой местности без неприятных последствий для себя и работодателя. Эта категория сотрудников вправе рассчитывать на все компенсации, предусмотренные законодательством, включая: на транспортные услуги, проживание, питание (при наличии соответствующего пункта в договоре).

  6. Высококвалифицированные иностранные специалисты, оформленные в штате коммерческих предприятий, научно-исследовательских и медицинских организаций с видом на жительство. У данной категории отсутствуют ограничения по командировкам. Однако, при наличии статуса временного пребывающего нельзя находиться в служебной поездке более 30 дней.

Командировка за границу

При командировке за рубеж командировочное удостоверение не оформляется, так как даты выезда и приезда определяются на основании проездных билетов, а даты пересечения границ — по отметкам в загранпаспорте .

По мнению редакции, в целях подтверждения обоснованности произведенных расходов и факта нахождения сотрудника именно у зарубежного контрагента командировочное удостоверение все-таки стоит оформить и проштамповать. — Примеч. ред.

Исключение — командировка в государства — участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения о том, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы (п. 15 Положения о командировках).

Конкретный перечень документов, оформляемых при командировании работника за рубеж, представлен в табл. 2 на с. 69.

Страны с безвизовым режимом, не относящиеся к СНГ

А как определить дату пересечения границы, если работник командирован в страну с безвизовым режимом, не относящуюся к СНГ, ведь ни визы в паспорте, ни отметки пограничников в этом случае не будет?

Специалисты финансового ведомства рекомендуют в данной ситуации определять дату пересечения границы на основании (Письмо Минфина России от 14.12.2004 N 03-05-01-04/105):

  • отметок в миграционной карте;
  • проездных документов — авиа- и железнодорожных билетов (если миграционные карты не выдаются). При этом днем пересечения границы при выезде из РФ будет день отъезда работника из пункта отправления, а днем выезда — день отъезда из места командировки.

Кроме того, срок командировки можно подтвердить приказом руководителя.

Отправляем в командировку «патентных» иностранцев

Патент выдается иностранцу на конкретный срок и для работы в определенном субъекте РФ.

Поэтому иностранца, который работает на основании патента нельзя отправить в командировку в другой субъект РФ, нежели чем это предусмотрено в патенте (п.16 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Например, работодатель не может отправить иностранца, который получил патент на работу в г. Москве в командировку в Челябинскую область.

Для того чтобы отправить иностранца в другой регион, придется купить патент на работу в этом регионе.

Если же работодатель планирует отправить такого иностранца в этот же регион, то нужно учитывать срок действия патента.

Обычно патент оформляется на срок до 1 года. Таджики могут оформить патент сроком до 3-х лет. Поэтому командировка не должна выходить за пределы срока действия патента.

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку

Работодателю не нужно снимать иностранца с миграционного учета, когда он выезжает в командировку. Территориальный орган МВД России сделает это автоматически, когда поступят сведения о постановке сотрудника на учет по новому месту пребывания либо о выезде из России (ч. 2 ст. 23 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ).

Читайте также:  Какие есть нюансы при аренде земли сельхозназначения?

Принимающая сторона иногда забывает своевременно уведомить территориальный орган МВД России, что иностранный гражданин приехал в место командирования. Напомните вашим партнерам, что это необходимо сделать в течение семи рабочих дней со дня приезда сотрудника.

Исключение составляют случаи, когда срок командировки менее семи рабочих дней (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Когда иностранец вернется, снова поставьте его на миграционный учет. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287.

Если иностранный работник во время командировки остановится в гостинице, то ее администрация сама поставит на миграционный учет командированного. Это делают в течение одного рабочего дня, следующего за днем, когда иностранец прибыл в пункт назначения (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

Для высококвалифицированных специалистов действуют другие правила. Если такой иностранец отправится в командировку не больше чем на 30 дней, то вставать на учет по новому месту пребывания ему не нужно (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Но это правило действует на тех ВКС, которые уже зарегистрированы по месту жительства или стоят на учете по месту пребывания в РФ.

Кто может принимать на работу иностранных сотрудников в 2022 году

Принимать на работу иностранных сотрудников могут все работодатели — ИП, физлица, юрлица. Правила по работе с иностранцами в 2022 году зависят от того, какой правовой статус имеет наемный работник:

  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.

Отдельная категория иностранных сотрудников — это высококвалифицированные специалисты. При их найме на работу нужно соблюдать следующие правила:

  • в медицине, туризме, научно-исследовательской деятельности оклад должен быть не меньше 83,5 тыс. руб.;
  • в других отраслях оклад должен быть не меньше 167 тыс. руб.

Приглашение на въезд иностранных работников в РФ

В целях трудоустройства «визовых» иностранцев работодателю необходимо получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Данное приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.

Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийное письмо.

Появится новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду вносимых изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Нарушение № 5. Компания выдает иностранцу зарплату наличными

Споры о том, можно ли платить иностранцу наличкой, идут давно. Суды принимают разные решения, но все-таки безопаснее перечислять зарплату иностранного работника на его банковский счет (Постановление Верховного суда РФ от 06.03.2015 № 307-АД15-691). Такой же позиции придерживается и ФНС (письмо ФНС РФ от 29.08.2016 № ЗН-4-17/15799).

Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то компания-работодатель не может заставить иностранного работника открыть счет в банке. А при отсутствии счета остается только один вариант — выдавать деньги через кассу (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № А70-15657/2014 и Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 № А68-261/2014).

Чтобы избежать лишних споров с контролирующими органами, безопаснее отправлять зарплату иностранцев на счет в банке.

Понятие и виды квот для иностранных граждан

Миграционная квота — это количественное ограничение численности прибывших в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

Читайте также:  Все об общедомовом потреблении в вопросах и ответах

В российской правовой литературе выделяют следующие виды миграционных квот.

1. Квота на выдачу приглашений на въезд. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 357 894 штук. Большинство из них распределены в Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный федеральные округа.

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Данное квотирование проводится по двум направлениям: по субъектам и по профессиям, специальностям и квалификациям. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 1 631 586 штук. Большинство из них распределены в Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. Помимо этого, Правительство Российской Федерации установило, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Больше всего в Российской Федерации существует потребность в рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

3. Квота на выдачу разрешений на временное проживание. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 95880 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам. Большинство из них распределены в Сибирский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.

4. Предельная допустимая доля использования иностранных работников по видам экономической деятельности. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво — 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля фармацевтическими товарами — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля в палатках и на рынках — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая розничная торговля вне магазинов — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая деятельность в области спорта — 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

В Российской Федерации действуют Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, в соответствии с которыми подготовку данных предложений и утверждение квот осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, которые рассматриваются межведомственной комиссией из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в Российской Федерации действует приоритетное право на трудоустройство российских безработных граждан. Поэтому прежде чем подавать заявку на квоту работодателям необходимо обратиться в органы службы занятости населения субъекта, в котором он расположен, с заявлением-анкетой о подборе необходимых работников из числа российских граждан на рабочие места, планируемые для иностранных работников. Без указанного обращения заявки на квоту не принимаются. Кроме того, работодателям рекомендуется представить сопроводительное письмо с обоснованием необходимости привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в адрес межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

В соответствии с Правилами формирования квот, действующими в Российской Федерации, работодатели могут обратиться с заявкой о выделении квоты на привлечение иностранных работников в рамках корректировки квоты 2014 года в следующих случаях:

— если ранее не представляли в установленном порядке заявку на 2014 год;

— если возникает необходимость в увеличении (уменьшении) утвержденного количества иностранных работников — для работодателей, включенных в квоту 2014 года.

Оформление заявок в электронном виде осуществляется работодателями через Интернет с использованием автоматизированного информационного комплекса «Миграционные квоты», расположенного по адресу: http://www. migrakvota. gov. ru.

Нюансы командирования иностранных работников (Соболева Е.А.)

Дата размещения статьи: 18.07.2015

В настоящее время многие учреждения привлекают к работе иностранных граждан. А в ходе деятельности иногда возникает необходимость направлять таких сотрудников в командировки. Можно ли направлять в командировку иностранцев? Если можно, то какие нюансы учитывать при направлении таких работников в командировку? Какие документы оформить в этом случае?

Вначале напомним, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы, необходимо знать порядок нахождения иностранных граждан на территории РФ и их участия в трудовых отношениях. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане разделяются на:
— временно пребывающих в РФ — это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающих в РФ — это лица, получившие разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающих в РФ — это лица, получившие вид на жительство.
———————————
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Кроме этого, в п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ говорится, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого этому гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Отметим, что есть иностранцы, на которых не распространяются приведенные общие правила, то есть не требуются разрешение на привлечение и использование таких работников и разрешение на работу в Российской Федерации, которое устанавливает их трудовую деятельность только в определенном субъекте РФ.

Читайте также:  Как лишить наследства наследника по закону

На каких иностранцев не распространяется обязанность получить разрешение на работу?

Пунктом 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлен перечень иностранных граждан, на которых не распространяется требование о наличии разрешения на работу. К ним относятся:
— постоянно или временно проживающие в РФ;
— участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
— сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций, а также частные домашние работники указанных лиц;
— работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
— журналисты, аккредитованные в РФ;
— обучающиеся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;
— обучающиеся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
— приглашенные в РФ в качестве научных или педагогических работников в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством РФ, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

К сведению. В настоящее время Перечень научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 N 93;

— приглашенные в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
— работники аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ;
— осуществляющие трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 63 и ст. 348.8 ТК РФ.
Таким образом, на иностранных граждан указанных категорий, которым не нужно получать разрешения на работу для трудовой деятельности в РФ, не распространяется ограничение, касающееся работы в определенном субъекте РФ. Это означает, что данные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.

Шаг 1. Оформить разрешение на привлечение иностранных сотрудников

Без этого разрешения невозможно принять на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ на основании визы.

Для оформления разрешения необходимо заплатить госпошлину в размере 10 000 руб. на каждого работника и подать пакет документов:

  • заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • копии учредительных документов (для юридических лиц) либо копию документа, удостоверяющего личность (для ИП);
  • проект трудового договора, соответствующий законодательству РФ и международным договорам, участником которых является Россия (другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников).

Необходимость рамок закона

По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

  • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
  • всю систему учета мигрантов;
  • процесс оформления их трудоустройства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *