Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Понятия обгона и опережения
Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.
Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили. Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.
Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.
Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.
Какую ответственность несут водители за нарушения?
Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.
В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс. рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.
Можно ли совершать опережение справа?
Поскольку справа встречной полосы по определению быть не может, термина «обгон справа» не существует – данный маневр однозначно трактуется опережением. Другое дело, что опережение справа до 2010 года было запрещено, однако сейчас это табу не действует. То есть, если дорога имеет две полосы, а автомобиль-лидер начал замедляться, то на вполне законных основаниях можно перестроиться в правый ряд и с соблюдением правил безопасного маневрирования опередить его.
И все же существуют ситуации, когда правостороннее опережение признается незаконным. Речь идет о выезде на тротуары, обочину, пешеходные либо велосипедные дорожки. И хотя данный маневр тоже считается не обгоном, а опережением, он в первую очередь является нарушением ПДД.
Общие правила запрещения обгона
Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:
1) общие;
2) специальные.
Рассмотрим первоначально первый вариант.
К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.
Какой штраф за нарушение
Всем известно, что обгон, совершаемый на перекрестке, связан с большой опасностью в том, что можно попасть на штраф. При этом КоАП не имеет в тексте наказания за то, что автомобиль обгоняет там, где это запрещено на перекрестке. Кроме этого, именно за данный маневр наказания не существует, но есть выезд на «встречку» в нарушение Правил.
Существующая версия текста Административного кодекса содержит две меры взыскания за данное нарушение. Это зависит от следующих причин:
- Какое по счету это нарушение.
- Повторное ли это правонарушение в течение года. Время отсчитывается после полной выплаты штрафа, завершения срока лишения прав после первого нарушения.
Если Вы первый раз задержаны сотрудником ДПС или зафиксированы камерой автоматической фиксации, то Вас могут наказать штрафом 5000 рублей, лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев – это будет решать судья. Данные меры наказания содержатся в статье 12.15 Административного кодекса в части 4.
Если запрещенный обгон выявлен камерой автоматической фиксации, то Вам выпишут только штраф.
Если нарушение выявлено инспектором ГИБДД на дороге, то водителя наказывают в следующем порядке:
- Сотрудник полиции прямо на дороге составляет протокол и отправляет его начальнику. Самостоятельно такие решения он принимать не может.
- Начальник на комиссии по разбору нарушений в ГИБДД назначает штраф или отправляет документы в суд для лишения прав. В последнем случае дело будет рассматриваться в присутствии водителя.
- После этого суд решает, какую меру наказания вынести. При этом большую роль играют отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также мнение судьи.
Алгоритм действий водителя при обгоне
Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.
Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:
- Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
- Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
- Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
- Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
- Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
- Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.
Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.
Комплексный подход к решению
Вряд ли вы станете выбирать новые обои в дом, стены которого находятся в аварийном состоянии. Здесь стоит начать с укрепления самого фундамента. Мы так же привыкли поступать и с нашим здоровьем. «Один витаминный комплекс точно не работает, должна быть система, в которую входят прием микронутриентов, спорт, питание, сон, контроль общего состояния и постоянный мониторинг здоровья. Помимо всего перечисленного важен грамотный подход к питанию: сейчас все повально садятся на такие диеты, как кето, палео, интервальное голодание. Но я призываю подобрать тот рацион, который подойдет именно вам, — объясняет руководитель медицинского направления Bioniq Екатерина Оганесянц. — Еще, конечно, важны регулярные обследования у врачей. Даже если ничего не беспокоит, то раз в год нужно ходить к терапевту. Женщинам посещать гинеколога два раза в год. Я рекомендую два-три раза в год делать чекапы, в которые будут входить общий анализ крови, биохимия. «Бесконтрольный прием добавок на завтрак, обед и ужин может навредить, ведь некоторых случаях избыток окажется хуже, чем дефицит того или иного вещества. Поэтому рекомендую проверить баланс витаминов и только после этого составлять план приема».
Дополнительное наказание
Зачастую неправомерный обгон влечет и другие нарушения:
Какой проступок | Какой штраф |
Помеха для пешехода | 1,5 тыс. – 2,5 тыс. руб. |
Проезд на красный свет | 1 тыс. руб. |
Наезд на человека |
Легкий вред – от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Средний вред – от 10 тыс. до 25 тыс. руб. |
Неподача сигнала перед перестроением | 500 руб. |
За каждую провинность водитель понесет отельную ответственность. При этом штрафы суммируются или сочетаются с лишением.
Кроме того, несколько провинностей будет поводом вынести более строгое наказание.
Непосредственно обгон
Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.
Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон. Указатель правого поворота нужно включить перед возвратом (перестроением) на свою полосу движения.
На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие машины, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.
Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного. Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.
Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются. Поэтому, нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.
Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину. Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».
В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю. Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.
Основные правила опережения и обгона
Разобравшись с тем, где и когда можно совершать рассматриваемые маневры, стоит ознакомиться и с инструкцией их выполнения:
- В первую очередь необходимо оценить дорожную ситуацию, убедившись в том, что есть определенный запас времени на совершение маневра и занятие собственной полосы, не препятствуя ТС, едущим во встречном направлении. Кроме того, следует убедиться в том, что впереди и сзади идущие автомобили не собираются выполнять аналогичный маневр.
- Каждое действие на дороге должно быть обозначено соответствующим сигналами, поэтому для перестроения при обгоне обязательно нужно включить левый поворотник. Также включать поворотник следует и перед возвращением на свою полосу, правда, в этом случае нужно использовать правый сигнал.
- Еще один важный момент заключается в скорости выполнения обгона, который должен совершаться как можно быстрее. Если же в процессе водитель вдруг поймет, что не успевает завершить маневр, то следует незамедлительно сбросить скорость, чтобы вернуться в исходное положение.
Как поступать, если вас пытаются обогнать другие автомобилисты
Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.
Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.
Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.
Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное — не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.
Обгон и опережение транспортного средства
C 12 июля 2022 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
Обгон и опережение на перекрестках
Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен. При наличии двух и более попутных полос вы можете опередить другое ТС на регулируемом перекрестке, не выезжая на сторону, предназначенную для встречного движения.
Обгон и опережение на нерегулируемых перекрестках запрещены в тех случаях, когда вы можете совершить столкновение с внезапно выехавшим наперерез транспортным средством, которое будет загорожено обгоняемым (опережаемым) ТС.
Такая ситуация может возникнуть при подъезде к перекрестку по второстепенной или равнозначной дороге.
Если вы движетесь по главной дороге, которая не поворачивает на перекрестке направо, то обгон и опережение допускаются, поскольку ТС подъехавшие к перекрестку с других направлений, обязаны уступить вам дорогу.
Исправительные меры нарушений ПДД
Мы достаточно обсудили, как грамотно обгонять транспорт. Поскольку всегда остается место риску, любое малейшее отклонение от предписаний может стоить жизни людей. По ПДД водителю запрещается выполнять обгон даже ТС, у которого просто включен левый сигнал поворота.
Важно! Штраф за двойной обгон в нарушение ПДД на сегодняшний день составляет 5000 рублей или лишение ВУ на 4–6 месяцев. Меру воздействия определяет инспектор ГАИ или судебный орган.
Повторное правонарушение влечет за собой более строгое наказание. Сумма штрафа остается прежней — 5000 р. За нарушение, зафиксированное камерой, прав могут лишить на 12 месяцев.
Завершение обгона в неположенном месте, а именно в зоне действия пешеходного перехода, облагается штрафом в 1500 рублей. Трактовка правонарушения такова – не уступил дорогу пешему гражданину. Наличие или отсутствие пешеходов на нерегулируемых переходах не имеет значения.
Создание помех своими действиям обгоняемому водителю обойдется штрафной санкцией в сумме от 1000 до 1500 р. Помните, что обгонять соседние машины с нарушениями позволяется только в экстренных случаях с целью предотвращения аварии. Стоит запастись фото или видеоматериалами на бытовых электронных устройствах. Наилучшим помощником в этой ситуации является личный видеорегистратор.
Проявляйте бдительность на дорогах, следуя старой поговорке «не уверен – не обгоняй!».
Запрет выполнения обгона
Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.
Есть целый ряд запретов.
- Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
- Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
- Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.
Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».
Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:
- железнодорожных переездах — автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
- регулируемых зонах;
- перекрёстках — здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
- эстакадах — очень опасно обгонять здесь;
- тоннелях — резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
- подъёмах в гору — могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
- резких поворотах — есть риск не вписаться в поворот.
Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по главной дороге, а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.
Нельзя обгонять на участках дороги:
- на мостах и под ними;
- на путепроводах;
- на пешеходных переходах, если там находятся люди,
- а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.
За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.