Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав кредиторов при ликвидации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае речь пойдёт о праве кредитора требовать признания должника банкротом в судебном порядке. Судебная защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица допускается, если сумма непогашенных обязательств составляет не менее 300 000 рублей, а продолжительность просрочки — от 90 дней.
Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.
В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.
Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Что делать, если не включили в реестр
По общему правилу, двухмесячный срок на включение в реестр в случае пропуска не подлежит восстановлению. Опоздавший кредитор может претендовать на возврат долга, однако для этого придётся ждать, пока юридическое лицо рассчитается с реестровыми обязательствами. Лишь после этого можно требовать, чтобы долг был погашен за счёт оставшегося имущества или денег.
Судебная практика по ликвидации юридических лиц показывает, что шансы вернуть деньги в таких случаях крайне малы. При отсутствии средств у должника задолженность опоздавшего кредитора так и останется непогашенной.
Однако есть несколько альтернативных возможностей защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица в случае пропуска срока.
- Предъявление иска к бывшим учредителям.
Кредитор напрямую обращает требования к бывшим участникам компании как к физическим лицам. Предъявить такой иск можно лишь тогда, когда истец может доказать, что долг не был возвращён по вине учредителей. В качестве примеров можно привести случаи утраты бухгалтерских документов, заключение заведомо невыгодных сделок, умышленные действия, повлёкшие неплатёжеспособность компании. Конкретный характер доказательств зависит от особенностей ситуации.
Самостоятельно подготовить доказательную базу при подаче подобных исков крайне сложно. Здесь потребуется совокупность бухгалтерских, экономических и правовых знаний. В такой ситуации не будет лишней помощь опытных юристов.
- Отсутствие уведомления от ликвидационной комиссии.
Как было сказано ранее, ликвидатор обязан письменно уведомить всех известных кредиторов о начале процедуры ликвидации. Кредитор имеет право обратиться в суд с иском о включении в реестр, если ликвидатор не направил ему уведомление о начале ликвидации ООО. Доказательством будет служить факт отсутствия документа, который бы подтверждал факт передачи.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
— ликвидация юрлица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
— ликвидация юрлица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Основания принудительной ликвидации юридического лица
Причины, по которым принимается решение закрыть организацию в принудительном порядке могут быть различны. Рассмотрим перечень оснований, предусмотренных Гражданским кодексом:
-
Нарушения законодательства при создании юрлица.
-
Отсутствие у компании разрешения/лицензии, если в соответствии с действующим законодательством РФ вид деятельности предполагает наличие обязательного разрешения/лицензии.
-
Если деятельность предприятия запрещена законодательством РФ.
-
Если общественная организация, общественное движение, благотворительный или иной фонд, религиозная организация, систематически занимается деятельностью, которая противоречит уставным целям таких организаций.
-
В случае если осуществление деятельности компании, в целях которой она создавалась, невозможна по тем или иным причинам.
-
Иные причины закрытия могут быть предусмотрены законом в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.
Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.
Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.
Порядок ликвидации юридического лица
Новым законом уточняется порядок ликвидации юридического лица. В целом он остается тем же. Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, в которых размещаются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Новым является и уточнение о том, что в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 000 руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. Отметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 63 ГК РФ не было установлено пороговое значение стоимости имущества, которое можно реализовывать без проведения торгов.
Кроме того, устанавливается, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Как и раньше, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или предприятия, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Новым является следующее правило: при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
ГК РФ в новой редакции дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, изложенными в новой ст. 64.1. Так, устанавливается, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица).
Ликвидация юридического лица по решению суда
Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.
К основаниям вынужденной ликвидации относятся:
- Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
- В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
- Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
- Деятельность организации противоречит законодательству;
- Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.
Правом подачи иска в суд обладают:
- Антимонопольная служба РФ;
- Центральный Банк РФ;
- Налоговая служба РФ.
Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия
Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.
Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:
- Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
- Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
- Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности. Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
- Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
- Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
- Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.
В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:
№ | Ошибка | Краткое описание |
1 | Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом | Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе |
2 | Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации | Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда |
3 | Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица | Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах |
4 | Неверно определено время сдачи отчетности | Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия |
5 | Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами |
Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется |
6 | Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом | После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати |
Кто будет платить по долгам после административной ликвидации
Стоит отметить, что все же законодательство оставляет возможность кредиторам, чьи права были нарушены в ходе административной выписки из ЕГРЮЛ, вернуть долг. Для этого им необходимо доказать, что ликвидаторы знали о наличии долгов, которые числились за ЮЛ, тем не менее, намеренно исказили конечные данные о ликвидационном балансе с целью скорейшего завершения процедуры. В связи с этим административная ликвидация юридического лица является основательной только по отношению к компаниям, за которыми не числятся долговые обязательства перед кредиторами.
Если же все-таки со стороны ликвидаторов были совершены правовые нарушения, кредиторы могут привлечь главу и соучредителей организации к субсидиарной ответственности. Кроме этого, долговые обязательства могут быть переложены на лица, которые были в составе ликвидационной комиссии, или уполномоченных органов. Начать судебное разбирательство можно только в том случае, если кредиторы смогут доказать, что со стороны ЮЛ был нанесен намеренный вред их материальному благосостоянию. Среди таких оснований могут быть:
- заключение сотрудничества ликвидируемого предприятия с компаниями, которые имеют ненадежную репутацию;
- реализация изготавливаемой продукции ниже средней рыночной стоимости;
- взятие кредитов у финансовых организаций при существующей задолженности;
- опустошение счетов компании перед началом процедуры прекращения деятельности.
Исковое заявление можно подавать против как директора предприятия, так и нескольких участников организации.
Процедура привлечения участников предприятия, которое было ликвидировано в административном порядке, – достаточно долгий процесс. Он требует получения сведений о внутреннем финансовом положении компании. Естественно, добровольно ЮЛ не согласится на то, чтобы поделиться такими данными со своими кредиторами. В этом случае контрагент может запросить Федеральную налоговую службу о предоставлении копии отчетов ЮЛ. Также у него есть все основания для инициации судебно-бухгалтерской экспертизы. Таким образом, у кредиторов есть полное право на то, чтобы учредители предприятия, прекращение деятельности которой осуществлялось согласно административной ликвидации, отвечали по накопившимся долгам.
Прежде чем подавать иск о привлечении к субсидиарной ответственности, необходимо определиться, в какой суд следует подавать иск. Здесь все зависит от того, кто будет привлекаться к ответственности. Если после прекращения деятельности предприятия в административном порядке ее учредители или директор являются физическим лицом, то иск подается в районный суд. Если же ответчиком выступает юрлицо, иск направляется в арбитражный суд. В случае удовлетворения требований истца (кредиторов) судом процедура привлечения к субсидиарной ответственности продолжается в службе судебных приставов. Именно ее сотрудники занимаются разработкой способов возвращения финансовых средств кредиторам.
Удовлетворение требований заимодателей
Цель ликвидации юридического лица
– это не только процедура прекращения деятельности ЮЛ, но и лишение его всех прав и обязанностей. Также к основным целям процедуры относится погашение задолженностей перед кредиторами. После того, как ФНС проверит все документы, ликвидационная комиссия должна незамедлительно начать выплату долгов ЮЛ. Она происходит в порядке очередности. Основанием для определения порядка удовлетворения требований кредиторов служит Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, ГК РФ устанавливает:
- Сначала должны быть удовлетворены долговые обязательства лиц, перед которыми ЮЛ несет финансовую ответственность за причинение вреда их здоровью.
- Далее производятся выплаты лицам, с которыми у ЮЛ заключены трудовые отношения. Порядок ГК определяет, что к таким относятся трудовые пособия, заработная плата и вознаграждение по авторскому соглашению.
- К третьей очереди относятся кредиторы, перед которыми ЮЛ имеет долговые обязательства в связи с тем, что ликвидируемое имущество является залоговым.
- Далее имеют основания требовать погашение долгов бюджетные и небюджетные организации.
- В последнюю очередь претендовать на выплату долгов могут остальные кредиторы.
Порядок очереди соблюдается в независимости от того, достаточно ли у ЮЛ средств для погашения долговых обязательств в полном объеме. Если ликвидационного баланса недостаточно, тогда законодательство РФ определяет это как основание для реализации имущества юридического лица. Так, на публичных торгах сначала происходит продажа имущества, которое не задействовано в производстве. Например, ценные бумаги, автомобили и т.д. Если вырученных финансовых средств не хватит, тогда на торги выдвигаются готовая продукция предприятия, сырье или материалы, которые используются в производстве.
Иногда после прекращения деятельности организации у ЮЛ может быть выявлено имущество, которое не было включено в ликвидационный баланс. Согласно ст.64 ГК РФ, заинтересованное лицо, чьи долговые обязательства не были удовлетворены на момент процедуры прекращения деятельности организации, может обратиться в суд с прошением о реализации имущества и распределении вырученных средств между теми, кто имеет на это правовое основание. Подать такое заявление можно в течение пяти лет после выписки ЮЛ из Единого государственного реестра юрлиц. После подачи иска от заинтересованных лиц, чьи претензии не были удовлетворены, суд назначает арбитражного управляющего. В его обязанности будет входить равномерное распределение вырученных финансовых средств между кредиторами.
Ликвидация без судебного решения
Принудительная ликвидация может быть проведена не только по решению суда, но по инициативе налоговой. ФНС – это единственная организация, кроме суда, которая может инициировать принудительное закрытие предприятия.
В подобной ситуации используется процедура исключения из ЕГРЮЛ. Это происходит при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Вот несколько правил, которые соблюдаются при данной форме ликвидации:
- согласие юр/лица в этом случае не требуется;
- по наступившим последствиям исключение полностью приравнивается к принудительному закрытию;
- исключение из реестра возможно при отсутствии отчетности в течении крайних 12 месяцев;
- закрытие компании может осуществляться при отсутствии движений на банковских счетах.
Если ФНС исключает организацию из реестра, для нее наступают те последствия, которые характерны для ликвидации юр/лица.
Еще одним важным правилом является то, что ликвидация не проводится по отношению к тем компаниям, которые проходят процедуру банкротства. Данная операция недопустима даже при наличии оснований считать организацию недействующей.
Ликвидация юридического лица по решению суда
Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.
К основаниям вынужденной ликвидации относятся:
- Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
- В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
- Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
- Деятельность организации противоречит законодательству;
- Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.
Правом подачи иска в суд обладают:
- Антимонопольная служба РФ;
- Центральный Банк РФ;
- Налоговая служба РФ.
Последствия ликвидации
Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.
Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:
Добровольное закрытие | Принудительное закрытие или принудительное банкротство | Признание себя банкротом |
Отсутствие ответственности | Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности | Отсутствие ответственности |
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества | Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств | Законное избежание выплаты долгов |
Сохраняется репутация фирмы | Репутация испорчена | Сохраняется репутация фирмы |
Порядок ликвидации юридического лица в принудительном порядке предполагает выполнение последовательных действий. К ним относится:
- первоначально обнаруживаются веские основания для проведения процесса каким-либо надзорным государственным органом, причем обычно это происходит в результате проверки компании;
- направляется в суд исковое заявление, в котором указывается необходимость закрытия организации;
- к иску прикладываются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований;
- проводится судебное заседание, на котором изучаются все доказательства;
- принимается решение судом относительно необходимости закрытия фирмы в принудительном порядке;
- о принятом решении оповещаются регистрирующие органы, для чего в течение трех дней они получают письменное уведомление, так как если налоговая инспекция не будет уведомлена, то ответственные лица суда будут привлечены к ответственности;
- после этого процесса отсутствует возможность для внесения каких-либо корректировок в уставную документацию компании;
- назначается ликвидационная комиссия, а также ее председатель;
- именно члены данной комиссии занимаются управлением организации до окончательного момента ее закрытия;
- подается уведомление о ликвидации фирмы в СМИ, что дает возможность каждому кредитору узнать о планируемом процессе;
- работники компании уведомляются в письменном виде о закрытии предприятия, после чего они официально увольняются;
- в течение следующих трех месяцев проводятся разные проверки компании, основной целью которых выступает выявление серьезных нарушений;
- должностные лица фирмы при необходимости привлекаются к ответственности, которая может быть не только административной, но и уголовной;
- производятся расчеты с кредиторами, причем если для этого не хватает наличных средств, то может продаваться имущество организации;
- если остаются после продажи какие-либо средства, то они могут конфисковаться или распределяться между учредителями;
- описывается все имущество, принадлежащее предприятию;
- после выполнения всех обязательных процессов формируется окончательный ликвидационный баланс, в котором не допускается наличие задолженности;
- вносятся сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.
Наиболее часто инициируется налоговым органом принудительная ликвидация юридического лица. Процедура выполняется после проведения выездной или камеральной проверки, по результатам которой выявляются многочисленные серьезные нарушения. В конце процесса выдается руководству фирмы уведомление о ликвидации юридического лица. Такой же документ отсылается в суд.
Участники ликвидации организации
Действующее Гражданское Законодательство РФ недостаточно четко в части определения лиц, на которых по решению суда возлагается ответственность за проведение ликвидационных процедур. В соответствии со статьей 61 ГК РФ обязанности по ликвидации организации могут быть возложены как на его учредителей, так и на орган юридического лица, уполномоченный на ликвидацию в его Учредительных документах. Во многих Федеральных Законах содержится указание на то, что компетенцией по осуществлению ликвидационных процедур наделяется ликвидационная комиссия или ликвидатор. Подобные упоминания имеются, к примеру, в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (статья 43), ФЗ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (статья 30) и т.д.
Полномочия по управлению делами юридического лица переходит к ликвидационной комиссии с момента ее назначения. Об этом говорит пункт 3 статьи 62 действующего Гражданского Кодекса РФ, который устанавливает, что ликвидационная комиссия также может выступать в суде от имени ликвидируемой организации, но являясь не постоянным органом юридического лица, комиссия образуется исключительно для исполнения ликвидационных процедур. Однако говорить о четкости в части принудительной ликвидации юридических лиц сложно, поскольку в ГК РФ и других специальных законах отсутствуют критерии отбора членов ликвидационной комиссии и механизм ее действия. В Федеральных Законах содержатся довольно общие упоминания о том, что, ликвидационная комиссия назначается при принятии решения о ликвидации и к ней переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой организации, либо специальные законы говорят о назначении ликвидационной комиссии общим собранием участников или о ее назначении компетентным органом юридического лица.
В действующем законодательстве РФ также не содержится указания на то, откуда и каким образом отбираются кандидатуры, входящие в состав ликвидационной комиссии, и какими критериями пользуется суд, соглашаясь или отвергая предложенные кандидатуры.
Некоторые разъяснения содержатся в судебной практике, согласно которой участники (учредители) юридического лица привлекаются к участию в деле в качестве ответчиков (независимо от их волеизъявления) по заявлению истца, или по инициативе арбитражного суда. В судебном решении о назначении принудительной ликвидации в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: наименование и местонахождение юридического лица, паспортные данные в отношении физических лиц. Кроме того, в законах не содержится критериев, по которым необходимо устанавливать личность участников, призванных осуществлять ликвидацию, а также ответа на вопрос: что делать, если ликвидационную комиссию не удается сформировать, а самих учредителей привлечь к участию в ней. По этим моментам можно найти некоторые разъяснения в практике арбитражных судов.
Так, при рассмотрении иска о ликвидации организации, арбитражный суд имеет право назначить ликвидатора, если придет к выводу, что возложить обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его Учредительными документами, не представляется возможным. Данная норма касается исключительно системы арбитражных судов, равно как и положение о том, если учредители или участники организации, либо орган юридического лица, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не произведут в установленный срок ликвидацию юридического лица, то арбитражный суд также имеет право назначить ликвидатора.
По предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации организации, в качестве ликвидатора юридического лица может выступать гражданин (физическое лицо, обладающее статусом арбитражного управляющего, так и без него). Об этом также свидетельствует арбитражная судебная практика. Специальные нормативные акты устанавливают требования, предъявляемые к кандидатурам на роль ликвидатора. При этом деятельность ликвидаторов, на которых эта обязанность возложена судом, не отличается от деятельности ликвидационных комиссий, осуществляющих ликвидацию в добровольном порядке.
Например, в законодательстве о банковской деятельности, содержатся положения о том, что ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению возложенных на него полномочий со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, и действует до дня внесения в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц записи о ликвидации кредитной организации. Ликвидатор должен действовать разумно и добросовестно, с учетом прав и законных интересов кредиторов ликвидируемой кредитной организации, а также с учетом интересов общества и государства. Его деятельность находится под контролем Банка России, который проводит проверки и проверяет отчеты ликвидатора в соответствии с порядком, установленным для конкурсного производства Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».