10.2. Самовольное занятие земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10.2. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За самовольное занятие земельного участка может наступать и ответственность по уголовному законодательству. Напрямую самозахват преступлением в России не является (в отличие от некоторых других постсоветских стран, Украины к примеру, где такая статья в УК была введена еще в 2007 году), однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Комментарий к ст. 7.1 КоАП

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

———————————

Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.

См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Как следует из материалов дела, 05.12.2002 Службой земельного кадастра по г. Казани был составлен Протокол N 118 об использовании ООО земельного участка без правоустанавливающих документов.

На основании протокола Службой земельного кадастра по г. Казани 06.12.2002 было вынесено постановление о привлечении ООО к административной ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.

Арбитражный суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, придя к выводу, что согласно статье 46 ЗК РФ и статье 421 ГК РФ после истечения срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО отказал, установив, что материалы дела не содержат доказательств выполнения сторонами договора условий по регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды земли со сроком действия более года подлежит государственной регистрации.

Срок действия договора аренды N 4235 от 25.10.2000 был установлен сторонами до 09.11.2002, следовательно, в силу указанной нормы ГК РФ договор подлежал государственной регистрации, однако отсутствие таковой указывает на его незаключенность.

При таких обстоятельствах использование ООО земельного участка площадью 0,483 га осуществлялось в нарушение требований земельного законодательства РФ .

———————————

Споры, связанные с применением земельного законодательства // Правосудие в Поволжье. N 1/2004.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается следующим примером из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани Республики Татарстан о признания незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, производство по делу прекращено.

Данное решение суд обосновал отсутствием в действиях заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановых проверок по использованию земель без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов в 2006 г. по городу Казани ответчиком установлено отсутствие документов на земельный участок, которым пользуется заявитель.

Ответчиком составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП, и принято Постановление, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

Читайте также:  Продажа водки (алкоголя) в 2023 году

Арбитражный суд Республики Татарстан, признавая незаконным и отменяя Постановление, сделал вывод о том, что до выявления факта совершения административного правонарушения и возбуждения административного производства заявитель принимал меры для получения правоустанавливающих документов и в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Кассационная инстанция выводы суда признает законными в силу статей 1.5, 2.1 КоАП.

Судом установлено, что заявителем со Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор об аренде земельного участка.

В Службу земельного кадастра по г. Казани индивидуальным предпринимателем было подано заявление о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, для заключения либо продления заключенного договора аренды.

Начальником Управления дан ответ, что до настоящего времени вопрос о предоставлении земельного участка не решен.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Что такое самовольное занятие земельного участка

«Ничейной» земли в России нет. Есть частная собственность граждан и организаций. Есть муниципальная и государственная (РФ и субъекты РФ), а также так называемые неразграниченные земли. С точки зрения законодательства РФ неразграниченные земли являются государственными. И просто так начать на этой земле жить либо использовать ее — нельзя. Сначала нужно получить право, которое даст возможность использовать землю. Да и то, только с учетом разрешенного использования.

Самовольное занятие земельного участка является предметом регулирования административного, гражданского и земельного законодательства. С точки зрения любой из видов ответственности ключевое значение имеет наличие права на землю. Причем не всегда права собственности. В некоторых случаях достаточно права пользования. Но даже если права есть, не факт, что захвата (самовольное занятие) не будет. Отсутствие самовольного занятия будет только в том случае, когда осуществляемая пользователем участка хозяйственная деятельность на этом участке разрешена (не запрещена).

Таким образом, самовольное занятие земельного участка — использование земли лицом, не имеющим прав на такой участок. Это может быть размещение строений, склад стройматериалов, огораживание, и т.п. действия. К таким действиям можно отнести и крайне распространенную практику переноса забора. Важно понимать, что собственник земельного участка (государство, гражданин, организация) могут бороться с самовольным занятием земельного участка. Разумеется, правовыми способами и методами.

Когда не привлекут к ответственности за самовольное занятие земли

Диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. В данном случае, собственник недвижимости, находящейся на земельном участке, имеет право пользования земельным участком, а отсутствие у него правоустанавливающих документов и не свидетельствует о самовольном занятии земельного участка.

С учетом этого, отсутствие у собственника документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на земельный участок, состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность за самовольное занятие земельного участка, не образует. Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Самовольный захват земли общего пользования – последствия

Факты нарушения правил использования земель общего пользования (незаконное использование), в том числе, самовольное занятие земельного участка, расследуются государственными федеральными инспекторами. Они специализируются на охране и на использовании тех земельных участков, которые есть в Росреестре.

Что является фактическим самозахватом? Нарушение регламентируется статьей «Самовольное занятие земли». В соответствии с ее нормами, занятие земель общего пользования по собственной воле в обстоятельствах, в которых отсутствуют необходимые документы, либо документы, подтверждающие наличие права ведения хозяйственной деятельности – нарушение, которое квалифицируется как административное.

Что грозит гражданину за самозахват земли? Предусмотрено наказание в виде штрафа.

Таблица штрафов (данные за 2022 год)

Лицо

Размер штрафа

Физическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 рублей

Должностное лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей

Юридическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей

Физическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 5 000 до 10 000 рублей

Должностное лицо (если не определена стоимость кадастрового участка)

От 20 000 до 50 000 рублей

Юридическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 100 000 до 200 000 рублей.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий в Твери в 2024 году

Самовольный захват: определение в законодательстве

Захват чужой земли представляет собой использование участка принадлежащему другому лицу в личных целях путем размещения объектов строительства, установления ограждений, для возделывания сельскохозяйственных культур.
Наиболее распространенные способы захвата чужой территории осуществляются при следующих обстоятельствах:

  • присвоение части земельного надела, находящегося в собственности другого физического лица (данная ситуация актуальна при длительном отсутствии соседей по участку или в том случае, когда имеются споры по поводу установления границ смежных наделов между собственниками);
  • захват части земельного надела юридическим лицом для размещения оборудования, коммуникаций или хранения отходов производства;
  • присвоение физическим лицом части территории, находящейся в распоряжение у организации (для возделывания сельскохозяйственных культур или для парковки автомобиля);
  • присвоение части территории земли, собственник которой неизвестен.

Земельные участки, признанные бесхозными, по умолчанию являются собственностью государства. Использовать подобные наделы в личных целях без разрешения уполномоченного государственного органа запрещено.

Фактическое изменение границ существующих наделов требует юридического закрепления (обоснования увеличения или уменьшения площади участков). В противном случае, все действия, направленные на преобразование размеров действующих территорий, будут признаны незаконными.

Конкретные наказания за самозахват чужой территории

Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.

Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:

  1. Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
  3. Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.

Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Обзор судебной практики по делам, связанным с государственным земельным надзором

Государственный земельный надзор – одна из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами, благодаря которой обеспечивается соблюдение требований законодательства, рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

С одной стороны, он служит средством выявления нарушений законодательства, с другой — является механизмом, понуждающим землепользователя устранить допущенное правонарушение. В связи с этим земельный надзор необходимо осуществлять непрерывно, добиваясь неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства участниками общественных отношений в указанной сфере.

Значительное увеличение судебных споров, связанных с обжалованием в судебном порядке действий по привлечению к административной ответственности, вполне закономерно обосновано изменениями в законодательстве, которыми существенно увеличен размер штрафов за нарушения земельного законодательства.

Основными причинами обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управления) по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2016 года являлось отсутствие, по мнению заявителей, события административного правонарушения, его состава, в том числе, отсутствие или недоказанность вины.

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства по-прежнему является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно самовольное занятие земельных участков.

В ряде случаев судами отменены постановления о привлечении к административной ответственности по усмотрению признаков малозначительности.

В качестве обоснования наличия признаков малозначительности судами приведены, в том числе, следующие аргументы: административное правонарушение не представляет особой общественной опасности; оно не нанесло значительного ущерба охраняемым обществом отношениям; привлекаемым к ответственности лицом к моменту рассмотрения жалобы устранены допущенные нарушения земельного законодательства.

Пример:

Физическое лицо «Л» обратилось в районный суд с заявлением об отмене постановления Управления о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

В обоснование своих требований заявитель просил отменить постановление о назначении наказания и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Суд, установив факт использования «Л» спорного земельного участка при отсутствии предусмотренных законодательством РФ прав, заявленные требования удовлетворил по следующим основаниям.

При этом, суд пришел к выводу, что, хотя в действиях «Л» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.

1 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и отсутствия негативных последствий, при установленных судом обстоятельствах действия «Л» не представляют собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Также судом отмечено, что в данном случае возбуждением дела об административном нарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.

1 КоАП РФ, в настоящее время «Л» приняты меры к оформлению земельного участка в собственность; при таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в указанном размере имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения, обстоятельствам дела, степени вины нарушителя.

Законодательная база РФ рассматривает самовольное занятие земли как административное правонарушение, за которое совершившее его лицо обязано понести имущественное наказание. Подобные санкции предписаны соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях под номером 7.1.
Сумма наложенного штрафа зависит от юридического статуса нарушителя, а также индивидуальных особенностей земли и её кадастровой цены. В соответствии со статьей 7.1 сумма взыскания может составлять:

  • гражданам – 1-1,5%;
  • должностным лицам – 1,5-2%;
  • юридическим лицам – 2-3%.

Сумма штрафа также ограничена кадастровой ценой земли. Для гражданских лиц этот показатель не может быть выше 100 тыс. рублей, для должностных лиц – 200 тыс. рублей, а для юрлиц – 700 тыс. рублей.
Если кадастровая цена территории не определена, то сумма взыскания составляет:

  • юридическим лицам – 5-10 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • гражданам – 100-200 тыс. руб.

Незаконный захват земли

В населенных пунктах и на территориях, примыкающих к ним, земли общего пользования представляют собой трассы, переулки, различные проходы, водоемы (как часть территории садового или огороднического товарищества).

ВНИМАНИЕ! Такая земля находится во владении муниципальной власти или государства. К таким участкам имеют доступ все, никому не нужно оформлять законное разрешение.

По Земельному Кодексу пользоваться земельным участком по своему усмотрению (но с учетом правового статуса) могут только его собственники. Следят за выполнением этого правила различные государственные органы – Земельный контроль муниципалитета, Госземконтроль, органы территориального самоуправления.

Читайте также:  В какой суд обращаться по трудовым спорам о невыплате заработной

Также контролируют законность эксплуатации земельных участков и собственники, арендаторы.

Несмотря на такой всесторонний контроль, нередко случаются прецеденты, связанные с захватом участков той или иной площади, их использование по собственному усмотрению. Это считается серьезным правонарушением.

Согласно Постановления Правительства под № 689 от 15.11.2006 (оно называется «О земельном государственном контроле»), земельные участки не могут быть захвачены самовольно ни юридическими, ни физическими лицами.

  • Право собственности на земельный участок должно быть документально оформлено, также должен быть разрешительный документ на ведение различной хозяйственной деятельности на земле. Если проведена приватизация земель, также процесс подтверждается документально. Защиту земельных ресурсов осуществляет не только это постановление, но и Земельный Кодекс.
  • В случае, когда наблюдается незаконный захват земли общего пользования и перекрытие доступа к ней другим гражданам, обязательно следует дать сигнал о происшествии.
  • Жалоба или обращение по поводу захвата участков должны привести к проверочным действиям со стороны ответственных организаций. Рассматриваются жалобы и физических лиц, и юридических.

При правонарушении, куда жаловаться? Для вопросов, рассматривающих право землей пользования, самовольного захвата и использования создано много государственных контролирующих органов. Это Госземконтроль, ОМС, организации общественного характера, правоохранительные органы.

Оформление в собственность — пошаговая инструкция

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество). Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом. Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

В Законе России «О государственном земельном кадастре» дается более пространное обозначение, в котором предусматриваются предметы, находящиеся на наружной плоскости и под поверхностью земельной делянки.

Согласно Гражданскому кодексу межевание, не отображенное и не закрепленное по нормам закона, не входит в перечень недвижимости, которая должна быть зарегистрирована. По Земельному законодательству владение участком расширяется на почву, полезные ископаемые, водоемы и подземные воды, долголетние посадки растений.

Несмотря на некоторые разночтения, законодательство устанавливает равенство форм собственности. За правонарушения в названной сфере, кроме административной, наступает уголовная (за экологические преступления), гражданско-правовая (несоблюдение имущественных прав владельцев недвижимости) и дисциплинарная виды ответственности.

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

Но не стоит паниковать.

Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« .

Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.

1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.

Существует несколько способов:

  1. Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте.
  2. Платный — заказать выписку из ЕГРН.
  3. Запрос в муниципальные органы.

Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке:

  • в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества.
  • если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю.
  • сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.

Административные санкции

Нормы КоАП применяются в первую очередь к захватчику. Во-первых, они закрепляют официальное подтверждение факта нарушения закона, а во-вторых, служат стимулом к исправлению ситуации.

Какой штраф налагается на нарушителя? В основу расчетов ложится кадастровая стоимость земельного участка:

  • граждане выплачивают штраф в размере до 1,5%, но не менее 5000 руб.;
  • должностные лица организаций выплачивают штраф в размере 2%, но не менее 20 000 руб.;
  • организация, несущая ответственность за самовольное занятие земельного участка, может выплатить штраф в размере не менее 100 тыс. руб.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *