АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

произведения литературные;драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;хореографические, пантомимы;музыкальные с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле-фильмы);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Субъекты авторского права

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ — патент.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОГОМ ПРАВЕ

История развития авторского права в России

Первый законодательный акт, посвящённый авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.

В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

Читайте также:  ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ

Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».

В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода. В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия[1].

Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.

16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей этого документа являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

В 1964 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР в котором законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.

Оба вышеупомянутых акта предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск переводов произведений.

9 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрёл ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав.

1995 был периодом присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).

В 2004 году были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

— полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией;

— скорректировал сроки предоставления охраны произведениям;

— ввёл новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231- ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

Часть четвёртая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности[2].

Понятие и функции авторского права

Авторское право — это гражданско — правовые отношения, которые

регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства, а также совокупность имущественных и личных неимущественных прав принадлежащих автору творческим трудом, которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Она указывает, какие права могут существовать в отношении произведения, а также каким лицам и в каком объёме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Читайте также:  Нужно ли менять права при смене фамилии?

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Определение авторского права

Авторское право может пониматься в двух аспектах — объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

— соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

— определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

— нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

— наделение авторов предусмотренным законом комплексом прав, носящих характер имущественных либо личных.

Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту — в аспекте созданных ими творческих продуктов.

Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них — это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие «объекты», «субъекты». Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

Сообщения радио- или телепередачи

Существует большое количество сообщений радио либо телепередач. Вот некоторые из них:

  • запись информации радио- или телепередачи. В данном случае звуки либо изображения и их отражения фиксируются техническими средствами в некой вещественной форме. Благодаря материальной форме есть возможность неоднократно воспринимать и воспроизводить ее;
  • отображение записи сообщения радио- или телепередачи. В таком случае изготавливается один и более экземпляр записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. Такая запись находится на радио- или телепередачи на электронном носителе. Она также попадает в память ЭВМ, представляет собой воспроизведение. Однако, исключением здесь выступает временность подобной записи и составление неотъемлемой и существенной части технологического процесса, который располагает одной лишь целью. Цель заключается в правомерном использовании записи либо правомерном доведении сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
  • сообщение может распространяться при помощи продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;
  • ретрансляция. В данном случае сообщение попадает в эфир благодаря спутнику или по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания. При этом в то же время она получает такое сообщения подобной передачи от другой такой организации;
  • доводится сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения так, что любой гражданин обладает доступом к сообщению радио- или телепередачи из всякого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  • публичное исполнение. В данном ситуации любое сообщение радио- или телепередачи техническими средствами в местах с платным входом свободно от того, воспринимают ли его в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

То есть использование сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания можно считать как ретрансляцию его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Когда возникает авторское право

Авторское право на произведения искусства, науки и литературы, возникают в момент его создания, в независимости его обнародования.

Создание произведения, вытекает в последующем его обретении объективной формы. К примеру, в виде заметок, примечаний, записей. В целом при создании произведения, для возникновения авторских прав не требуется регистрация произведения или выполнение других формальностей.

При этом, законодательство предоставляет возможность добровольно зарегистрировать авторство на свое произведения, во избежание возможных споров относительно прав на авторство.

На будущее, во избежание любых возможных проблем с правом на авторство, соблюдайте несколько условий:

  1. Необходимо сохранить факты, доказательства вашей творческой деятельности (черновики, записи, первые образцы работ, примечания, собранные материалы).
  2. Закрепите временный приоритет для обладания определенным конкретным объектом.

Авторские права юридических лиц

Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.

В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.

Читайте также:  ИЖС или СНТ в чем разница в 2024 году

Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.

Смежное право: что защищает

Круг авторских произведений и их разновидностей в Гражданском кодексе РФ не ограничен. Для объектов смежного права установлен закрытый список. К ним относят 5 видов интеллектуальной собственности, которые отличаются между собой способами правового регулирования:

  • фонограммы (музыка не должна входить в состав аудиовизуальных произведений, например, фильмов, так как в этом случае она является неотделимой частью таких произведений);
  • исполнение авторских произведений;
  • спутниковое и кабельное вещание, радиопередачи;
  • изготовление баз данных;
  • публикация произведений литературы, науки и искусства, которые перешли в разряд общественного достояния до их обнародования.

Субъекты смежных прав

Соответственно субъектами, которые могут распоряжаться смежными правами, являются физические или юридические лица:

  • Производители звукозаписей.
  • Исполнители – певцы, танцоры, актеры, декламаторы, дирижеры, режиссеры-постановщики; исполнители народного фольклора. Правовая охрана предоставляется творческой интерпретации произведения.
  • Учреждения эфирного вещания – юридические лица (государственные или частные организации).
  • Изготовители баз данных – лица, организовавшие сбор, обработку и компоновку элементов базы. При этом автором базы данных, как способа упорядочения элементов, может быть другое лицо.
  • Публикаторы – граждане, которые обнародовали авторское произведение после его перехода в общественное достояние (через 7 лет после смерти автора). Смысл смежного права в этом случае заключается в вознаграждении для того человека (публикатора), кто «вернул к жизни» неизвестные ранее произведения. Но смежное право не распространяется на произведения, хранящиеся в государственных архивах. Поэтому право публикатора на практике применяется довольно редко. Наследники автора вправе распоряжаться такими правами в течение оставшегося срока охраны и могут быть публикаторами.

Депонирование объектов авторских и смежных прав

Объект смежных прав может являться самостоятельным произведением, если получено разрешение от автора. Авторские права возникают в момент создания произведения, та же норма применима и к смежным правам. Но если исполнение не было вовремя записано, или был утерян, поврежден материальный носитель, то возникнут проблемы для реализации исключительных прав.

Поэтому в качестве дополнительной юридической защиты может использоваться депонирование – передача на хранение экземпляра произведения в независимую организацию, занимающуюся коллективным управлением авторских и смежных прав на основании статьи 1242 Гражданского кодекса. При депонировании фиксируется информация об авторе и правообладателе, а также дата регистрации произведения. Свидетельство о депонировании действует на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение срока охраны, предусмотренного национальным законодательством.

Наша компания IPbrand сотрудничает с одним из старейших авторских обществ в России – РАО «Копирус». Регистрация произведений происходит онлайн, без личного посещения депозитария.

Узнать подробнее о процедуре депонирования и о ее стоимости.

Возникновение смежных прав можно отнести к послевоенному периоду (Первая мировая война). В этот период развивались новые технологии, способствующие появлению кино, радио, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет. Смежные права – один из видов интеллектуальной собственности, при котором правовой охраной обеспечиваются определенные объекты (ГК РФ, ст. 1304).

Выделяют следующие объекты смежных прав:

  • Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
  • Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
  • Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
  • Базы данных.

Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:

  • Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
  • Производители фонограмм.
  • Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
  • Издатели художественной, научной и прочей литературы.
  • Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).
  1. Любой создать уникального произведения искусства, программы, их законные правопреемники либо представители работодателя могут обладать исключительными права на авторство, если эти права будут переданы на основании договорных обязательств.
  2. Субъектами интеллектуального права могут быть и физические лица – граждане, и юридические – организации или компании, которые приобрели у автора его исключительные права на владение и распоряжение созданной вещи. К юридическим правообладателям можно отнести издательства, которые выкупают (АП) у его литературного создателя, либо компании аудиозаписи, которые создают фонограммы по мотивам литературного либо музыкального произведения.
  3. Право на совместно созданное произведение искусства либо технического средства. Если объект интеллектуального права был создан несколькими физическими лицами, и оно воспринимается как единое целое, или состоящее из нескольких самостоятельных частей, все части которого могут быть использованы вне зависимости друг от друга, то и такой объект относят к (АП). Этот вид может различаться по методу использования, как всего предмета, так и его раздельных частей.
  4. Авторство на составной предмет права. Автор имеет возможность защищать свои интересы по подборке и расположению нужных для составления альбома, альманаха материалов других авторов, этот труд относят к творчеству, и он также защищается Законом, но при неизбежном соблюдении (АП) самого создателя используемого в альбоме произведения.
  5. Авторство на производные произведения искусства. К ним относят разработчиков аранжировки произведений, переводчиков с иностранных языков, и других физических лиц, занимающихся обработкой уже созданных произведений. К этим лицам могут возникнуть требования на соблюдение прав автора первоисточника, а при нарушении этих охраняемых законом прав к ним могут быть применены штрафные санкции.
  6. Правопреемники (АП). К этой группе субъектов могут относиться как наследники самого автора, так и юридические компании, которым автор на основании заключенного договора передал свои права на авторство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *