Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ — пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.09.2017 предельный срок ликвидации ООО на основании решения участников или исполнительный органа составит один год, который может быть продлен в судебном порядке не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[3]).
Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.
К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Как убрать из ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений?
Скорректировать имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, ЮЛ на основании пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ может в течение 6 месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи. То есть до начала процедуры его исключения из ЕГРЮЛ.
Кроме того, ЮЛ вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и в ходе процедуры исключения его из реестра. Данное право следует из п. 3, 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-12-13/95934). Для этого ему нужно представить в ИФНС мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (порядок подачи такого заявления рассмотрен выше).
Подведем итоги. Во избежание проблем ЮЛ имеет смысл периодически «мониторить» сведения о себе и своих главных контрагентах в ЕГРЮЛ (на предмет наличия записей о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, или о грядущем исключении из ЕГРЮЛ). При появлении подобной записи в отношении самого ЮЛ оно вправе уточнить сведения о себе (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Если запись о недостоверности информации появилась в отношении контрагента организации, следует готовить аргументы и доказательства того, что компания-партнер на момент заключения договора была благонадежной фирмой и при заключении сделки организация проявила должную осмотрительность. При этом нужно соблюсти установленный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ срок подачи заявления в суд.
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ выносит ФНС. Если компания в течение одного года не вела деятельность, то налоговая исключает её из реестра.
Для ФНС недействующая организация определяется по двум критериям:
- не сдаётся отчётность;
- операции по банковским счетам отсутствуют.
Также налоговая может исключить компанию из реестра, если:
- в нём в отношении организации имеется запись о недостоверности данных, которая не исчезает уже более полугода;
- у организации нет средств провести ликвидацию.
При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.
Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации. Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время. При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.
Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.
Когда появляется пометка о недостоверности данных
- Замечания к адресу компании:
- адрес является массовым и по нему зарегистрировано пять и более юрлиц;
- связаться с юрлицами по этому адресу невозможно;
- адрес является условным и присвоен объекту незавершенного строительства;
- здание разрушено;
- в здании размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.;
- собственник здания возражает относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ адреса в качестве адреса юрлица и представил возражение в ФНС.
- Замечания к информации о руководителе и (или) участниках компании:
- руководитель или участник компании раньше уже получал отметку о недостоверности;
- у руководителя или участника компании не истек срок административного наказания за непредставление или представление недостоверных, ложных сведений о юрлице;
- руководитель (участник) компании числится в значительном количестве иных юридических лиц в качестве руководителя (участника);
- дисквалификация или смерть руководителя.
Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ
Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.
По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?
Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:
- В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.
На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.
Восстановление юридического лица
Нередко подобные ситуации становятся актуальными, когда участниками было создано юридическое лицо и оставлено до лучших времен, при этом деятельность не велась, равно как и не сдавалась отчётность, ведь такие люди думают, что если нет движений денежных средств по банковскому счёту, то можно ничего не сдавать. Да и с ликвидацией такие люди не торопятся и таким образом проходят годы. Важно Кратко говоря, возвратить собственность после ликвидации юр. лица будет практически невыполнимой задачей. Нет никакой возможности доказать, что сделки по отчуждению не являются действительными. Невозможно потребовать у нового владельца вернуть имущество. Также это имущество не может быть рассмотрено как незаконное обогащение, следовательно, нельзя требовать его возвращения. Стало быть, даже если юр.
Оспаривание ликвидации юридического лица
После этого новоиспеченный директор получает полномочия для осуществления дальнейших действий.
- Готовится необходимый пакет документов, которые передаются в ФНС. В частности, потребуется три бумаги:
- Заявление (форма 14001) о том, что в информацию об ООО, указанную в ЕГРЮЛ, необходимо внести правки. Это обязательный шаг при назначении нового руководителя общества.
- Уведомление (форма 15001) о прекращении процедуры закрытия компании.
- Протокол собрания участников. Если в ООО только один собственник, достаточно его решения.
На подготовку необходимого пакета бумаг дается до трех суток. Перед передачей документов в ФНС стоит их внимательно перепроверить на факт наличия ошибок.
- Предъявление бумаг в налоговую службу.
Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ: спасательный круг или потенциальная петля на шее// Некоторые размышления на тему положений пункта 3.1. статьи третьей ФЗ «Об ООО»
Исключение недействующих компаний из ЕГРЮЛ стало неплохим механизмом зачищения этого реестра в целях прекращения со стороны ФНС бессмысленного администрирования «мертвых душ», а также способом необременительного «освобождения» от отработанного корпоративного материала для бывших участников и директоров.
Эти «двое» (ФНС и бенефициары исключаемых компаний), что называется нашли друг друга в этой процедуре. Но всегда есть третий, который портит любую идиллию – в нашем случае – это кредиторы исключенной структуры.
И для этого третьего отвели скромное место – потенциального заявителя субсидиарной ответственности к недобросовестным контролирующим лицам.
Вообще, было бы странно, если бы такой интересный механизм — «посмертная субсидиарка» — в наших условиях не стали активно использовать (в смысле — монетизировать), причем с абсолютно противоположных сторон: бенефициары, как способ избежать расчетов с кредиторами (не задаваясь в принципе вопросом возможности погашения долгов) и разного рода коллекторские структуры, как вариант взыскать долги с бывших контролирующих лиц (со всех напропалую).
Вкратце напомню — пункт 3.1 статьи 3 ФЗ об ООО дает возможность кредитору исключенной из ЕГРЮЛ компании обратить свои субсидиарные требования против контролирующих лиц этой корпорации в случае, если невозможность погашения требований перед кредитором была вызвана недобросовстными или неразумными действиями «контролеров».
Норма очень лаконичная и вызывает большое количество вопросов. Однако для меня, как для человека, с одной стороны, имеющего опыт участия в недействующих компаниях, с другой – профессионально занимающегося взысканием проблемной задолженности (обычный парадокс для нашего отечества), наиболее актуальны два. Которые, на мой взгляд и определяют перспективы и потенциал этого механизма.
- Первый — можно ли считать недобросовестным и неразумным поведением контролирующих лиц сам факт доведения ими ситуации до исключения Общества из реестра (не сдачу отчетности и фактическое прекращение деятельности), или таковыми являются действия, которые непосредственно привели к невозможности погашения соответствующих долгов.
- Второй — каково распределение доказывания в подобного рода спорах и его Стандарт по отношению к сторонам: очевидно, что кредитор ограничен в сборе и предоставлении информации о деятельности организации, исключенной из ЕГРЮР (документы которой, надо полагать, исчезли гораздо раньше, чем сама корпорация).
- Обзор текущей практики по указанным вопросам (что называется ее срез в моменте) показывает следующее.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
Сроки подачи заявлений
По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.
Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.
Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:
- Противоречие документа положениям законодательства;
- Нарушение прав граждан или юр. лиц.
Процедура исключения организации из ЕГРЮЛ
Процедура исключения недействующей организации простая, и условно ее можно разделить на несколько этапов.
1 этап: выявление кандидатов на исключение.
Для определения, удовлетворяет ли юридическое лицо признакам недействующего, отдел камеральных проверок налоговой инспекции в соответствии с п. 1.1 Порядка периодически формирует списки налогоплательщиков — юридических лиц, не представляющих в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах.
Затем инспекция запрашивает банки, в которых, по имеющейся у нее информации, есть счета организации, осуществляются ли какие-либо операции на них в течение последних 12 месяцев. Если информации о счетах нет либо из банков приходит информация об отсутствии операций, отдел камеральных проверок оформляет справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
2 этап: принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Оформленная справка направляется в структурное подразделение налогового органа, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц.
Обжалование исключения
Никто не застрахован от ошибок, поэтому законодатель предусмотрел возможность обжалования решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ любыми заинтересованными лицами, например кредиторами, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Этот срок исчисляется с момента соответствующей публикации в «Вестнике».
В связи с этим вызывает интерес складывающаяся судебная практика по обжалованию действий регистрирующего органа.
Приведем в пример Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2008 N КГ-А40/2323-08. В суде рассматривалось дело об обжаловании участником ООО исключения в административном порядке общества как недействующего. Регистрирующий орган исключил ООО из ЕГРЮЛ несмотря на то, что после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ единственный участник принял решение о продолжении деятельности общества, изменении основного вида деятельности, утверждении новой редакции устава. Однако, поскольку эти действия не несут правовых последствий в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона о регистрации, налоговый орган исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Суд подтвердил правомерность действий регистрирующего органа.
Это судебное решение интересно не только потому, что подтверждает право учредителя обжаловать решение об исключении, но и потому, что указывает на то, что какие-либо иные действия, произведенные в период между публикацией о предстоящем исключении и принятием решения об исключении, не влекут правовых последствий, кроме тех, которые установлены законом. Поэтому если в поле зрения налогового органа на предмет исключения из ЕГРЮЛ попало юридическое лицо, в существовании которого есть интерес, то повлиять на принятие решения регистрирующим органом просто — нужно действовать в рамках процедуры и направить заявление о возражении против исключения.
Основания для оспаривания решения
При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:
- Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
- Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
- Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.
Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.