Анализ методов валютного регулирования в условиях нестабильности в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ методов валютного регулирования в условиях нестабильности в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Правовое регулирование внутреннего валютного рынка

Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.

Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».

В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».

Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.

Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.

Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:

а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;

б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;

в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.

Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:

а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.

Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);

б) режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;

в) иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.

Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:

а) режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
б) фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
в) иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
г) фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
д) иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement).

В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Ачжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.

В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам».

Имеются два варианта:

а) плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
б) свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.

Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.

Россия использует режим свободного плавающего курса рубля.

Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.

Валютные интервенции представляют собой операции куплипродажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную.

С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

Резиденты и нерезиденты РФ

По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Резидентами называются:

  1. Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
  2. На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
  3. Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  4. Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  6. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение

Нерезидентами называют:

  1. Физические лица, которые не являются резидентами.
  2. Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
  3. Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
  4. Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  5. Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
  6. Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  7. Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Замечание 4

Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.

Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:

  1. Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
  2. Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
  3. Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:

  1. В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
  2. Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
  3. Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.

Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.

Замечание 5

Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.

В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.

Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.

Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.

Замечание 6

Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.

Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:

  1. Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
  2. Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
  3. Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
  4. Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
  5. Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
  6. Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.

В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.

Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.

Замечание 7

Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.

Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.

Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.

Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.

Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:

  1. С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
  2. С помощью проведения проверок инспекционного характера.
  3. С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.

В процессе предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельности и либерализации внешнеэкономической деятельности была разрушена государственная монополия на осуществление экспортных и импортных операций. Предприятия получили возможность самостоятельного выхода на международные рынки, расширился круг осуществляемых ими видов деятельности.

Возникшие в первые годы формирования рыночных отношений коммерческие банки стали обслуживать предприятия, осуществляющие экспортные и импортные операции, и получили возможность самостоятельного осуществления операций с иностранной валютой.

Резко возрос оборот как наличной, так и безналичной иностранной валюты в Российской Федерации. Государство утратило возможность самостоятельно осуществлять полный контроль за проведением валютных операций всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.

В то же время осуществление контроля за валютными операциями коммерческих банков, а также за осуществлением экспортных и импортных процедур предприятий приобрело новое чрезвычайно важное значение, поскольку государство потеряло возможность полного распоряжения поступающей на счета предприятий иностранной валютой и нуждалось в источниках пополнения своих валютных резервов и налоговых поступлений в бюджет.

Кроме того, для поддержания стабильности экономики и защиты валюты Российской Федерации (рубля), обеспечения возможности проведения государственной экономической политики возникла необходимость оказывать влияние на деятельность субъектов экономических отношений при помощи не только административных, но и экономических рычагов воздействия.

Для достижения этих целей потребовались новые законодательные акты, регламентирующие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, определяющие порядок осуществления валютного контроля, полномочия и обязанности государственных органов, юридических и физических лиц в области валютных операций.

В настоящее время уже создана система нормативно-правовых актов, строго регламентирующих круг разрешенных валютных операций и порядок их проведения. Основой этой системы стал федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года. Кроме того, существует большое число актов, изданных различными государственными органами (Президентом Российской Федерации, Правительством, Центральным Банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством внешнеэкономических связей).

Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, оно развивается в соответствии с изменяющимися экономическими условиями: принимаются новые нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые, отменяются документы, содержащие устаревшие положения, не отвечающие задачам, поставленным экономической политикой государства. В то же время, все изменения, вносимые в валютное законодательство, базируются на принципах, изложенных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

Читайте также:  Полис жизни и жилья пригодится не всегда: обязательна ли страховка при ипотеке?

Актуальность проблемы организации валютного регулирования представляется очевидной в связи с тем, что на протяжении всего периода существования Российской Федерации как суверенного государства не удается пресечь незаконный отток иностранной валюты из Российской Федерации и незаконное сокрытие полученной российскими предприятиями экспортной валютной выручки вне Российской Федерации. Ежегодные потери государства исчисляются, по оценкам экспертов, миллионами долларов недополученных налогов, оно теряет источники формирования своих валютных резервов, необходимых для государственных закупок, выплат по процентам и основной сумме внешнего долга.

Надо отметить, что ситуация на валютном рынке, как правило, развивается медленно, имея определенные тенденции, однако, ей свойственны и кризисы, которые, как например, в августе 1998г., оказывают чрезмерное сильное и, как правило, отрицательное влияние на экономику России, а также на стабильность в обществе.

С другой стороны нельзя забывать, что на текущий курс валюты той или иной страны по отношению к другой влияет в первую очередь состояние экономики в основных отраслях производства, а также другие причины, выявление которых ставится целью курсовой работы на тему: «Валютное регулирование и валютный рынок в России: состояние, проблемы и тенденции развития».

Задачами курсовой работы является рассмотрение:

— системы валютного регулирования,

-текущего состояния валютного рынка

-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.

Работа написана на основе нормативно-правовой базы и учебно-методических пособий по мировой экономике, а также современных публикаций в прессе по состоянию и тенденциям развития валютного рынка.

Итогом работы является раскрытие следующих вопросов: что такое -государственное регулирование, и каковы особенности регулирования именно международных валютных отношений.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. MBО являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В МВО сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно потоки капитала.

Валютная политика — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.

Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать сто через золото.

МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран -•торговых партнеров данной страны.

Курс рассчитывается на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

В мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продол­жается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.

Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство России, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Списоквозможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.

Таким образом, рассмотрев понятие государственного регулирования международных валютных отношений и валютной политики, можно сделать вывод о том, что существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования. Однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.

II. Регуляторы валютного рынка

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.

———————————

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:

— получения индивидуального разрешения;

— предварительной регистрации.

Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.

ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

VII. Запреты и ограничения на валютном рынке

Законодательство вводит ограничения на валютные операции и запрещает некоторые из них, в зависимости от того, кто и какие операции осуществляет. Не ограничиваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

По общему правилу не ограничиваются и не запрещаются. В отношении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе, дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, органы валютного регулирования могут установить временные ограничения в целях предотвращения:

— существенного сокращения золотовалютных резервов;

— резких колебаний курса валюты РФ;

— для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Валютные операции между резидентами.

По общему правилу такие операции запрещены. Разрешаются только операции, прямо указанные в законе. Вот некоторые из них:

— расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

— расчеты в пути следования транспортных средств при международных перевозках за товары и услуги, предоставленные пассажирам;

— возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ;

— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.

Читайте также:  За 3 го ребенка что дают в 2024 году

Валютные операции между нерезидентами.

A. Нерезидентам разрешено без ограничений переводить друг другу иностранную валюту при помощи счетов как из-за границы в Россию, так и в обратном направлении.

B. Они также вправе без ограничений без открытия банковских счетов:

— на территории РФ переводить друг другу иностранную валюту и валюту РФ;

— переводить иностранную валюту и валюту РФ с территории РФ;

— получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ.

C. Нерезидентам разрешается также проводить операции в рублях через банковские счета и банковские вклады, но с условием, что такие счета или вклады открываются только в уполномоченных банках.

D. На территории РФ им разрешено осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Форекс в России: современный вид

Итак, с 2015 года у нас есть вполне чёткий свод правил работы на рынке и пункты, регулирующие деятельность форекс дилера. Закон носит название “Федеральный закон №460 о регулировании рынка форекс в России”.Теперь это уже представляется действительно полноценной финансовой системой, в которую попасть не так-то просто.

Тем не менее, есть огромное количество компаний, которые продолжили работать, не имея никаких лицензий и совершенно не соответствуя тому, что прописано в законе.

Схема работы достаточно проста – компания имеет регистрацию за рубежом, обычно это какая-нибудь популярная оффшорная зона. Там получаются местные лицензии, которые по сути являются просто бумажкой. И в самом деле – какого доверия заслуживает лицензия комитета по ценным бумагам оффшора?

Методы валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

  • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
  • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
  • защита национальной экономики и валюты;
  • введение ограничений по операциям с валютой;
  • девальвация и ревальвация;
  • управление золотовалютными резервами;
  • реализация и приобретение золота;
  • внесение изменений в режим обратимости валюты;
  • диверсификации резервов валюты;
  • регулирование баланса.

Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

  • импортных и экспортных;
  • ценных бумаг;
  • по обмену валютных ценностей;
  • реализация доли валютной выручки.

Участники валютного рынка

Участники мирового валютного рынка — юридические и физические лица, совершающие операции на мировом валютном рынке.

По целям участия в операциях на мировом валютном рынке участники этого рынка поделены на пять групп: предприниматели, хеджеры, спекулянты, посредники и органы валютного регулирования. Предприниматели — это участники валютного рынка, в задачу которых входит обеспечение валютных операций. Эта категория участников первична по отношению к другим. Хеджеры — это участники валютного рынка, страхующие валютный риск при совершении валютных операций. Спекулянты — участники мирового валютного рынка, осуществляющие основную массу операций на разнице валютных курсов. Посредники — специализируются на предоставлении услуг по торговле валютой. Брокеры — это биржевые посредники, осуществляющие валютные операции за счет и по поручению клиентов. Дилеры действуют на валютном рынке от своего лица и за свой счет.

Органы валютного регулирования и контроля — это государственные учреждения, в функции которых входят регулирование, наблюдение и контроль за валютными операциями и валютным рынком.

Участники рынка

Сделки

Мотивы

Коммерческие банки

  • Сделки для клиентов
  • Торговля за собственный счет
    • Проведение платежей
    • Получение прибыли или выравнивание позиций по клиентским сделкам

    Предприятия (импортеры, экспортеры)

    • Покупка и продажа валюты
    • Сделки для страхования валютных рисков
    • Получение и предоставление кредита в инвалюте
      • Платежи в иностранной валюте
      • Создание надежной базы для калькуляции себестоимости, исключение валютных рисков
      • Получение выгодных условий

      Центральные банки

      • Покупка и продажа валюты
      • Интервенции
        • Платежи, инкассация чеков, учет векселей и т. п.
        • Покупка-продажа валюты для поддержания валютных рынков, обеспечение их нормального функционирования

        Брокеры

        • Посредничество при валютных и процентных сделках, установлении курсов
        • Получение прибыли в виде комиссионных или процентов от сделки

        Валютные Биржи

        • Сделки для клиентов
        • Получение прибыли в виде комиссионных или процентов от сделки

        Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра

        Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.

        Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

        «Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3

        В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

        «Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4

        Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

        При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5

        Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *