Оценка уровня квалификации соискателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка уровня квалификации соискателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Различия в квалификации могут определяться квалификационным уровнем работника — чем выше уровень, тем большими знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом в конкретной области обладает специалист.

Квалификационный уровень работника

В зависимости от уровня квалификации определяется в том числе тарифный разряд.

Квалификационные уровни, так же как и требования к квалификации, могут устанавливаться квалификационными справочниками и (или) профстандартами, а также нормативными правовыми актами работодателя (ст. ст. 8, 143, 195.1 ТК РФ).

Квалификационные уровни и тарифный разряд используются для установления квалификационных требований к должностям при выполнении определенных видов работ.

Так, например, для помощника повара, осуществляющего приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции под руководством повара, установлен третий уровень квалификации; для повара, приготавливающего блюда, напитки и кулинарные изделия и другую продукцию разнообразного ассортимента, — четвертый уровень квалификации; для шеф-повара, осуществляющего организацию и контроль текущей деятельности бригады поваров, — пятый уровень квалификации; а для управляющего производством организации питания — шестой уровень квалификации. При этом в качестве требований к квалификации предъявляются требования по наличию определенного опыта работы на предыдущем уровне квалификации (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н).

Требования к повару в зависимости от разряда также содержит ЕТКС, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30.

В зависимости от уровня квалификации определяется заработная плата работника, в частности, при тарифной системе оплаты труда (ст. 143 ТК РФ).

Комментарий к ст. 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Особенности повышения квалификации

У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.

Читайте также:  Общие правила для въезда в Китай в 2023 году: визы для россиян

Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.

Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.

Профессиональная квалификация являет собой основной показатель оценки того, насколько готов к работе тот или иной наемный служащий. Установление квалификационных стандартов напрямую зависит от требований государственных и социальных учреждений, а также специфики того или иного вида деятельности.

Закон определяет, что квалификация является своеобразным составным механизмом сферы образования, и включает в себя такие понятия, как ступень и уровень.

Ступень квалификации будет являть собой подготовку работников к получению дополнительного навыка, необходимого для качественной работы. Данный процесс имеет четкий план и цель, и на их основании служащий получит документацию, которая подтвердит его оценки при формировании новой производственной стратегии.

Уровень квалификации будет представлять собой некую степень профессионального мастерства, которая будет зависеть от множества факторов, таких как:

  • обучение;
  • критерии оценки деятельности;
  • текущий опыт в той или иной должности;
  • сложность работы и пройденная программа образования;
  • навыки и умения;
  • а также многое другое.

Уровень будет непосредственно оказывать влияние на карьерный рост служащего и его заработную плату. Чем более высокими будут качественные и квалификационные показатели служащего, тем более ценным сотрудником он будет считаться.

Способы оценки персонала

Среди методов и критериев оценки работы специалистов есть сотни способов, но в любом случае все сводится к трем:

  • Ручное получение и обработка данных — чаще всего подразумевается собеседование с сотрудниками, групповое или личное. Плюс такого метода — внимательная оценка навыков и способностей специалистов. Минусы — необходимо много ресурсов на проведение, есть вероятность погрешностей в оценке и личного фактора.
  • Автоматическая оценка — проводятся тесты, зачастую с помощью компьютерных программ. Данные анализируются системой. Это быстрый и эффективный метод, более того, достаточно один раз разработать тесты и затем система может масштабироваться на неопределенное количество участников. Минус — сложно оценивать индивидуальные особенности. Хорошо подходит для должностей с формализованными обязанностями.
  • Комбинированный метод — когда с помощью тестов проверяются компетенции, а дополнительно, с помощью собеседований и других способов, оцениваются индивидуальные особенности объекта оценки.

Образовательный процесс и научные степени квалификации

После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

ВНИМАНИЕ! Обучение и переподготовка не выступают обязанностью работника и осуществляются на добровольных началах. Они расцениваются как вспомогательные меры, способствующие повышению качества труда и квалификации человека в рамках его должности.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Общие положения о профессиональных стандартах

Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).

При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.

Читайте также:  Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

Приобретение новых, усовершенствованных профессиональных навыков:

  • открывает доступ к дополнительному доходу;
  • сопутствует восхождению по карьерной лестнице;
  • помогает при трудоустройстве после вынужденного перерыва.

Побудительными причинами совершенствования квалификации для сотрудника могут быть:

  • стремление повысить профессиональные знания, умения и навыки;
  • намерение занять более высокую должность;
  • заинтересованность в увеличении заработной платы;
  • рост самооценки;
  • удовлетворенность своей работой и своими возможностями.

Бизнес заинтересован в улучшении профессиональных способностей персонала потому, что:

  • В распоряжении предприятий будут ценные человеческие ресурсы, соответствующие требованиям современного рынка, которые без труда справятся со сложными ситуациями.
  • Руководству станет легче поддерживать должный уровень конкурентоспособности компании вследствие улучшения производительности труда, снижения травматизма, повышения уровня трудовой мотивации персонала, а также возможности успешно развить и освоить новые направления.
  • Предприятия воспитают собственные высококвалифицированные кадры, которые будут демонстрировать преданность к организации. Это поспособствует развитию взаимопонимания между работниками и руководством, снижению «текучки» кадров, повышению интереса в дальнейшем развитии предприятия.

Периодичность прохождения курсов, улучшающих профессиональный уровень сотрудников, определяется работодателем. Специалисты, регулярно повышающие квалификацию, оказывают услуги более профессионально, совершают меньше ошибок, а также выполняют работу ощутимо быстрее и качественнее.

Профессиональная квалификация являет собой основной показатель оценки того, насколько готов к работе тот или иной наемный служащий. Установление квалификационных стандартов напрямую зависит от требований государственных и социальных учреждений, а также специфики того или иного вида деятельности.

Закон определяет, что квалификация является своеобразным составным механизмом сферы образования, и включает в себя такие понятия, как ступень и уровень.

Ступень квалификации будет являть собой подготовку работников к получению дополнительного навыка, необходимого для качественной работы. Данный процесс имеет четкий план и цель, и на их основании служащий получит документацию, которая подтвердит его оценки при формировании новой производственной стратегии.

Уровень квалификации будет представлять собой некую степень профессионального мастерства, которая будет зависеть от множества факторов, таких как:

  • обучение;
  • критерии оценки деятельности;
  • текущий опыт в той или иной должности;
  • сложность работы и пройденная программа образования;
  • навыки и умения;
  • а также многое другое.

Уровень будет непосредственно оказывать влияние на карьерный рост служащего и его заработную плату. Чем более высокими будут качественные и квалификационные показатели служащего, тем более ценным сотрудником он будет считаться.

А чем выше уровень работника, тем он будет активнее привлекаться для разрешения проблем в системе управления персоналом и внедрении новых технологий и производственных процессов, цель которых будет заключаться в создании более комфортных и благоприятных условий для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями закона.

Образцы записей в трудовой книжке

Абитуриент перед поступлением в вуз выбирает квалификацию и специальность по диплому, знания в сфере которой он будет получать. Сотрудник отдела кадров сможет точно указать данные при заполнении трудовой книжки при трудоустройстве соискателя, чей документ заполняется впервые. Примеры заполнения первой страницы трудовой книжки:

  • квалификация «экономист» – специальность «экономическая безопасность»;
  • квалификация «художник-постановщик театра» — специальность «декоратор»;
  • квалификация «инженер» — специальность «геодезист»;
  • квалификация «педагог» — специальность «педагогика и психология»;
  • квалификация «провизор» — специальность «фармацевт».

Образовательный процесс и научные степени квалификации

После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.

Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)

Уровень Описание
Бакалавриат Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре
Специалитет Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре
Магистратура Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре
Аспирантура Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура
Интернатура Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года
Ординатура Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен
Ассистентура-стажировка Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее)
Докторантура Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета
Читайте также:  «Почте России» прописали сокращения

В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

ВНИМАНИЕ! Обучение и переподготовка не выступают обязанностью работника и осуществляются на добровольных началах. Они расцениваются как вспомогательные меры, способствующие повышению качества труда и квалификации человека в рамках его должности.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Три лопаты, которые роют квалификационную яму

Пандемия только сделала заметнее трудности, которые существовали и раньше, подчёркивают в BCG.

Задолго до неё каждый третий работник в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития был трудоустроен, что называется, не по специальности. В России доля тех, чья профессия никак не связана с полученным образованием, по данным ВЦИОМ, в 2019 году составляла 47%. И причины этого более глубоки, чем один только экстренный переход на удалёнку.

В совместном исследовании в 2019 году BCG и WorldSkills Russia заявили, что квалификационная яма растёт из-за трёх видов трендов — технологических, социально-экономических и культурных. Причём эти тренды сами по себе не негативные — скорее, наоборот, позитивные. Проблема в том, что общество за ними не поспевает.

Насколько глубоко мы уже в яме

Сравнить ситуацию в разных странах мира можно с помощью разработанного в BCG инструмента FSA (Future Skills Architect — архитектор навыков будущего). Он включает рейтинг 75 государств, основанный, как утверждается, на 59 параметрах их рынка труда.

Россия занимает в рейтинге 52-е место и находится между Мексикой и Грецией. Ключевые показатели нашей страны, по оценке BCG, перед пандемией были следующими:

Лидеры рейтинга — Нидерланды, США и Швейцария. У них недостаточно квалифицированы 37,7% (в Нидерландах), 33,5% (в США) и 36% (в Швейцарии) работников. При этом производительность труда там значительно выше, чем у нас: 100, 120 и 106 тысяч долларов на одного работника соответственно.

Среди других параметров, по которым показатели России ниже, например, чем усреднённые для стран БРИКС (куда наряду с нашей страной входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), — социальная мобильность, мобильность между регионами и развитие человекоцентрированной среды.

Сравнительно хорошие показатели у России — по вовлечённости работников в переобучение (около 15% участвовали в онлайн-курсах до пандемии) и по инклюзивности рабочей среды, так как женщины работают в России не меньше мужчин.

С этими данными можно поспорить. По другим оценкам, например, по исследованию социолога Натальи Тихоновой из Высшей школы экономики, квалификационная яма в России ещё глубже.

Даже если не брать в расчёт навыки, а оценивать только образование, получается, что более чем у половины работников уровень или направленность их образования не соответствуют профилю работы.

По мнению Натальи Тихоновой, одна из причин разрыва — дисбаланс в сфере образования и на рынке труда: выпускники вузов не могут найти работу по специальности и идут работать на позиции, для которых они избыточно квалифицированы.

В то же время некоторые профессии, где на самом деле требуется высокая квалификация, остаются низкооплачиваемыми, и поэтому их нередко занимают специалисты с недостаточной квалификацией. Это, например, позиции учителей, врачей, инженеров производств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *