Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли работодатель в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних отменить льготы педагогическим работникам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Выплаты за работу в условиях COVID-19
Дополнительные гарантии в виде единовременных и ежемесячных выплат установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
Например, пострадавшим от COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей медработникам в случае развития у них заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, полагается единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб.
Также в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 отдельным медицинским работникам производятся специальные социальные выплаты. В частности, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, полагается выплата в размере 2 430 руб. за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности их рабочего времени в неделю (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762; пп. «а» п. 1, п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896).
Доходы медицинских работников в виде указанных выплат в связи с работой в условиях COVID-19 не облагаются НДФЛ (п. 81 ст. 217 НК РФ).
Виды государственной поддержки для педагогов Социальная поддержка работников – это одно из основных конституционно-социальных прав человека, подразумевающее оказание поддержки со стороны государства гражданам (ст.39 Конституции РФ). А именно: материальные блага для малообеспеченных семей, в форме пособия, стипендии, пенсий, субсидий; развитие системы социальных служб поддержки; предоставление охраны труда и здоровья граждан; гарантированная оплата труда; дополнительные льготы рабочих, которые производят уход за инвалидами в семье и имеют детей; право на жилье.
Социальная поддержка работников осуществляются не только государством (создание условий для осуществления социальных прав), но и установленным судебно-процессуальным законодательством, то есть судом.
Меры социальной поддержки и льготы педагогов К мерам социальной поддержки работников педагогической сферы относятся:
- Защита чести и достоинства.
- Установление сокращенного графика длительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ и п. 5, ст. 55 Закона РФ). Норма работы по количеству часов, за выполнение которой предусмотрена ставка зарплаты учителя равна 18-36 часов еженедельно. За часы работы, превышающие эту норму, должна осуществляться дополнительная выплата в соответствии с заявленной ставкой. Учитель имеет право работать на нескольких работах (совместительство), но продолжительность работы на других работах не должна превышать половину «учительской» месячной нормы по часам. Если же половина рабочей нормы учителя по основному месту работы составляет меньше 16 часов в еженедельно, то и совместительство не должно превышать указанного количества часов.
- Предоставление социальной поддержки в виде ежегодного основного длительного отпуска (ст. 334, 335 ТК РФ). Продолжительность основного отпуска для работников — 28 дней. Педагогам же предоставляется удлиненный отпуск: 42-56 дней. Кроме того, раз в 10 лет по непрерывному стажу, педагог имеет право на отпуск, сроком в 1 год. При этом, место работы сохраняется. Оплату определяют согласно уставу образовательной организации.
- Досрочная пенсия — еще до достижения общего пенсионного возраста. Досрочные пенсии по старости назначаются лицам, чей стаж составляет не менее 25 лет в сфере педагогики. Оплачиваемые отпуска также входят в трудовой стаж при наличии страховых выплат в ПФ РФ.
- Бесплатная жилая площадь с центральным отоплением для тех учителей, которые трудоустроены в сельской местности.
- Предоставление дополнительных льгот специалистам образовательных учреждений, находящихся далеко от городских центров, таким же, как и в данной местности для работников сельскохозяйственной промышленности. Социальная поддержка в виде выплаты единоразового пособия на хозяйственное обустройство работникам, которые прибыли на работу в сельские школы или другие образовательные учреждения. Учтена оплата расходов по коммунальным платежам из бюджетных средств в процентном соотношении, с учетом общей площади фактических объемов потребления в доле, приходящейся на самого педагога.
- Льготы при определении очереди на жилплощадь. Государственная программа предоставления ипотечного кредита для молодых специалистов. Молодым специалистом считается сотрудник возрастом до 35 лет. Ипотечная программа «Жилье для молодых учителей» — одна из мер социальной поддержки работников, была разработана еще в 2011 году, с целью привлечения молодого состава (введена с 2012).
- Ежемесячная денежная компенсация для приобретения литературы (книги, периодика), которая не подлежит налогообложению.
- Распространение на педагогов льгот и преимуществ, которые устанавливаются для сотрудников аналогичных производств, на сотрудников учебных и научных лабораторий, учебных и производственных цехов (мастерских), а также на учебные хозяйства учреждений, предприятия и организации системы образования.
- Социальная поддержка в виде льгот на сотрудников образовательных учреждений, консультационных пунктов при образовательных учреждениях, предназначенных для уголовных наказаний в виде лишения свободы. Наличие порядка установления пенсий по причине особых условий трудовой деятельности, который предназначен для работников таковых учреждений.
- Заработная плата. Ее составляющие:
- Минимальная ставка;
- Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством;
- Доплаты (например, за сверхурочные работы);
- Надбавки и премии (за качество выполняемой работы);
Отделение социальной реабилитации инвалидов (ОСРИ) оказывает квалифицированную помощь инвалидам в области социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, путем достижения им материальной независимости. Специалисты отделения проводят сеансы арома и фитотерапии, мультипрограммном массажном кресле, оздоровления в инфрокрасной кабине, гипоскитерапии и гидромассажа. Клиентов отделения обучат основам самомассажа, правильному диафрагмальному дыханию.
На базе отделения открыт пункт выдачи технических средств реабилитации (ТСР) для жителей Ломоносовского и Гагаринского районов. (ТСР выдаются только при наличии у инвалида Индивидуальной программы реабилитации (ИПР).
Льготы педагогам и медработникам по оплате коммунальных услуг
Из всех видов профессий самыми близкими к нам — учителя и медицинские работники. Сложно найти сейчас человека, который никогда не учился в школе или не был на осмотре у врача. Степень важности работников этих сфер, безусловно, высока, поэтому государство часто оказывает большую поддержку, в частности помогая оплачивать ЖКУ. И хотя нередко до нас доходят слухи об отмене коммунальных льгот учителям, это не так.
Итак, предусмотрены ли льготы по коммунальным услугам и электроэнергии педагогам на селе? Изначально законодательство говорит о поддержке учителей из такой местности. Они получают бесплатное жилье со всеми удобствами и скидку на оплату ЖКУ в размере не менее 60%. Объем скидки четко не установлен законодательно, варьируется в зависимости правил региона.
Определением Верховного Суда РФ от 15 декабря 2006 года по делу № 81-В06-33 сделан вывод о том, что поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца в указанной должности, спорный период работы подлежит включению в специальный стаж. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статей 19 ( части1 и 2),39 ( части 1 и 2) и 55 ( части 2 и 3) Конституции РФ.
В соответствии п. 1.2 Положения о муниципальном учреждении «Социально- реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Семья», основными задачами Центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В названном Центре созданы структурные подразделения : отделение медико- социальной реабилитации, социальный приют для детей и подростков, отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ( л.д.27-33).
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район) |
Порядок установления компенсационных выплат |
Нормативный документ |
---|---|---|
Евпатория (Республика Крым) |
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки) |
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п |
Севастополь |
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников) |
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420 |
Челябинск |
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников: – осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения); – осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ |
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7* |
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы) |
Когда педагогический работник в отпуске, что может и не может делать работодатель
Если отпуск педагогам оформлен в соответствии со всеми требованиями, работодатель в случае производственной необходимости имеет право их из этого отпуска отозвать. Это предусмотрено ст. 125 ТК Российской Федерации. Независимо от того, находится педагогический работник в ежегодном оплачиваемом отпуске или в дополнительном длительном, вернуть его на рабочее место работодатель может, если на то будет его согласие, подтвержденное письменно.
Есть ряд ограничений, которые действуют в этой ситуации и не позволяют отозвать из отпуска сотрудника, даже если работодатель испытывает серьезный кадровый дефицит. Речь идет о педагогических сотрудниках, дополнительный отпуск которых связан с учебой. Также нельзя из отпуска отзывать тех, кому не исполнилось еще 18 лет (такие педагогические работники редко встречаются в образовательных учреждениях) и беременных женщин.
Приступить к работе педагогический работник может только в случае, если им было написано соответствующее заявление, а руководитель издал приказ, в котором указано, по каким причинам и с какого времени прерывается его отпуск. Работодатель обязан предоставить неиспользованную часть отпуска, согласовав сроки с работником. Сроки предоставления остатка отпуска педагогическим работникам прописываются в том же приказе, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Если проявить инициативу по поводу прекращения отпуска при наличии веских причин работодатель вправе, то уволить работника во время отпуска и перевести на другую должность работодатель не может ни при каких обстоятельствах.
Даже в случае отпуска длиной в год работодатель обязан сохранять за педагогическим работником его педагогическую нагрузку и его должность. При выходе из отпуска преподаватель не может получить меньше часов учебной нагрузки, если учебные планы остались без изменений, а количество учащихся сохранилось прежним. Учебная нагрузка и должность на период отпуска педагогическим работникам гарантированы. Если работодатель уменьшил нагрузку работнику или уволил его во время отпуска, работнику следует обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.
Каковы пределы ответственности учителя?
Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:
- Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
- Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
- Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
- Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
- При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)
Каковы пределы ответственности ассистента и специализированных работников?
Правовой основой деятельности ассистентов является профстандарт «Ассистент».
Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:
- Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
- Создание комфортных условий
- Обслуживание средств реабилитации
- Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
- Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
- При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме
Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс.
В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.
Что касается специализированных работников, правовой основой их деятельности в настоящий момент является ЕКС работников образования.
К таким лицам относятся специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:
- Своевременное выявление детей с нарушениями
- Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
- Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
- Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
- Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
- Организация контроля освоения образовательных программ
Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Поддержка для молодых специалистов
Для того чтобы привлечь в сферу образования молодых специалистов, государственные органы разработали программу поддержки для учителей.
У каждого педагога есть право на:
- скидку на оплату услуг жилищно-коммунального сектора. Для этого требуется доказать, что его положение требует улучшения;
- дополнительную преференцию при условии осуществления деятельности в сельской местности;
- получение прибавки к заработной плате. Данная выплата предназначена для тех, кто закончил ВУЗ с красным дипломом и сразу начал работать или приступил к выполнению должностных обязанностей не позднее 3 месяцев с момента окончания университета. Также эта мера распространяется на лиц, обязующихся отработать 3 и более года в образовательном органе.
В каких случаях возможен отказ или прекращение действия льгот
Работникам культуры и образования могут отказать в получении льгот в следующих случаях:
- предоставлен неполный перечень документов;
- не соблюдены условия, установленные в конкретном регионе;
- отсутствуют законные основания для получения преференций;
- нарушены положения трудового договора.
Право на льготы утрачивается и в том случае, если деньги, выданные на покупку топлива, использовались на другие нужды. То же ждет льготника, если приобретенное им топливо использовалось в коммерческих целях.
В некоторых случаях прекращаются льготы на квартиру, если прерван педстаж.
Чтобы сохранить возможность пользоваться социальной поддержкой, граждане должны учитывать ряд условий:
- не допускать возникновения задолженности;
- один раз в 6 месяцев предоставлять квитанции об оплате услуг за жилье;
- уведомлять органы соцзащиты об изменении статуса педагога-пенсионера или уволенного учителя со стажем 10 лет и более.
Заявление и другие документы
Для того, чтобы оформить льготы по оплате коммунальных услуг, учителям потребуется написать заявление о прошении предоставлении поддержки.
В нем нужно будет написать:
- ФИО.
- Номер открытого банковского счета (номер можно найти на документах, которые выдаст работник банка после открытия счета).
- Наименования банка, в котором открыт счет (Например, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и тд.).
- Адрес проживания.
- Домашний телефон (или любой телефон для связи).
- Тип жилья: приватизированное, арендованное, приобретенное или др.
- И последнее: площадь квартиры или дома.
Образец заявления на получение субсидии.
Вместе с подачей заявления необходимо предоставить следующие документы:
- подтверждение отсутствия льготы (ранее ее не оформляли);
- сведения о количестве членов семьи;
- ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
- сведения о размерах жилой площади дома.
Компенсация коммунальных услуг работникам образования
Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.
Однако этот вид компенсации выплачивается на основании документа, который подтверждает соответствующие права работника. Таким документом может являться трудовая книжка, копия трудового соглашения, копия паспорта с листом регистрации по месту проживания или любой другой документ, в котором содержатся данные о проживании заявителя.