Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли педагог-психолог работать воспитателем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Требования к квалификации к должностям «воспитатель» и «младший воспитатель»
Я работаю воспитателем 27 лет, имею первое средне-специальное образование по специальности — учитель начальных классов и второе высшее — педагог-психолог. Работодатель требует, чтобы я прошла переподготовку на воспитателя дошкольного образования, якобы с 1 января 2017 года, все воспитатели должны иметь непременно специальность-воспитатель дошкольного образования.
ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
В некоторых детских садах может не быть должности старшего воспитателя — вместо нее работает методист.
Таким образом, если лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Ветеринария», помимо этого имеет дополнительное педагогическое образование (профессиональная переподготовка и т.п.), то такое лицо вправе работать воспитателем. В случае если такой воспитатель не имеет соответствующего дополнительного образования, то он не вправе заниматься данной педагогической деятельностью.
Дополнительное образование
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.
Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы — развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).
Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача — расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.
Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.
С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.
Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше заучивать стихотворения с ребенком.
Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
Где пройти обучение по специальности психолог ДОУ
Мы предлагаем онлайн-курсы для психологов ДОУ – обучение проходит полностью удаленно. После обучения вы получите:
- возможность реализовать свой педагогический потенциал и любовь к детям;
- знания и навыки, необходимые для работы с детьми и их родителями;
- возможность работать в коммерческих и некоммерческих дошкольных образовательных организациях и вести частную практику;
- понимание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ДОУ и обеспечивающую безопасность детей;
- знание основ педагогики и психологии;
- углубленные знания об индивидуальных особенностях дошкольников.
Преимущества профессии педагог-психолог
Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог – чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.
Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог – это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.
Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.
Я – педагог-психолог в детском саду
Конкурс «Педагогическое вдохновение — 2016»
Номинация «О педагогике – с любовью»
2013 год, февраль – впервые началась моя работа в детском саду, воспитателем, и я уже одержала свою первую педагогическую победу! В чем она заключалась? В первую очередь в победе над самой собой! Над своими желаниями, над своим образом жизни и над своими возможностями.…
Начав работу с детьми, я и не думала, что так круто поменяю свои жизненные цели, ориентации и образ жизни в целом!
Работа в детском саду открыла для меня новый мир, в котором я утонула с головой. Он завораживает меня все больше и больше! Это доставляет мне только радость и удовольствие, потому что жизнь в детском саду подарила мне большой опыт и стала для меня нечто большим, чем просто работой.
Здесь я расту как профессионал, меняется мой характер, мое мировоззрение. Здесь я могу за день примерять на себя разные роли и постигать основы и секреты многих профессий. Здесь я могу узнавать всегда что – то новое…Мне это нравится!
Работа в детском саду подарила мне уверенность в себе и своих силах.
Благодаря детскому саду я поняла, что педагог-психолог – это не просто работа – это образ жизни. Так сложились обстоятельства, что я стала психологом уже тогда, когда училась в университете. Когда мне предложили эту должность, несмотря на маленький опыт, я точно для себя решила: «Я – буду! Я – смогу! Это – мое!»
С того дня прошло почти полтора года. Моя специальность – педагог — психолог и я горжусь тем, что работаю по профессии. Педагог-психолог – это человек, которому можно доверять, у которого можно получить психологическую помощь.
Работая психологом, я научилась многому и продолжаю учиться, по сей день. Совершенствовать свои профессиональные знания, изучать и применять новые методики, пополнять банк консультаций, создавать своими руками пособия и материалы, находить ответы на волнующие вопросы, помогать детям, раскрывая их возможности, учить и развивать детей, играя, радовать малышей – вот часть того, что я делаю в течение дня.
Педагог-психолог – это профессия, которая приносит пользу не только мне, но и окружающим! Это, наверное, и есть основная причина, по которой я выбрала ее – приносить пользу. Ведь, человек существо социальное. Мы не можем жить и радоваться всем прелестям жизни в полном объеме, находясь в одиночестве. А еще без любви… Любви, в которой нуждается каждый, как взрослый, так и ребенок. Так вот, работая педагогом-психологом в детском саду, я получаю каждый день большие порции любви, большой чистой искренней и непридуманной. Любви, которую дарят мне дети. Благодаря которой, каждый день хочется идти на работу и придумывать что-то новое! Благодаря которой, не ложишься спать до поздней ночи, ищешь для себя новые знания, открываешь новые секреты общения с детьми, а днем, творишь чудеса для детей, которые дарят им радости и уверенность в себе.
Любовь детей, которая быстро появляется и также быстро угасает, если не чувствует поддержки и искренности! Любовь детей, которую нельзя купить за деньги, но можно получить от каждого ребенка, отдав взамен свое тепло, доброту, ласку… Любовь, которую, ты можешь «заработать» тем, что ты рядом, тем, что искренне играешь, смеешься, радуешься и вместе веселишься; внимательно слушаешь и честно говоришь; даешь подсказки и развиваешь самостоятельность; становишься на их уровень и не пытаешься казаться сильнее, умнее и взрослее.
И эта любовь – мой главный мотиватор, который дает мне возможность не просто работать, а развиваться, радоваться каждому дню и просто счастливо жить!
Еще в детстве я любила играть с малышами своих старших братьев и сестер. Детей притягивало ко мне как магнитом. Помню, мама работала в детском саду воспитателем, я приходила иногда ей помогать, тогда дети слетались ко мне словно маленькие пчелки и все просили меня: «Поиграй с нами!» Мне было весело и интересно играть с ними, может тогда я решила, что буду работать в детском саду?!
Но что я буду психологом, осознала чуть позже. В юности, многие подружки обращались ко мне за помощью, как сейчас это мы называем «консультациями». Во дворе я была «штатным психологом». Ну, а когда встал вопрос о поступлении в ВУЗ, я не задумываясь пошла учиться по этой специальности. И когда встал вопрос: «Где работать?», конечно, я пошла туда, куда душа меня звала еще с детства.
Работая с детьми, я радуюсь каждому успеху ребенка, даже самому маленькому. Общаясь с ними, я дарю тепло, искренность, слушаю каждого и столько времени сколько нужно, не перебивая и не затыкая им рот, как это любят делать некоторые родители.
Работая с детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, я надеюсь на то, что хотя бы рядом со мной эти дети смогут научиться говорить о своих чувствах, не скрывать их, раскроются и увидят мир в других красках. А как приятно, когда некоторых родителей удается убедить в том, что дети – это тоже такие же личности, как и мы, взрослые, что им также нужна любовь, ласка и уважение для того, чтобы из них выросли здоровые люди, не обиженные на весь мир! Часто выходит так, что родители не успевают выделить времени своему ребенку или просто не хотят тратить его на игру с ребенком.
Но кто же тогда должен это сделать, если не сами родители? Ведь сколько не воспитывай и не вкладывай в ребенка в детском саду, подражать он будет, в конечном счете, своим родным родителям, которые для него являются примером поведения, эталоном, идеалом.
Рассматривая эту проблему, мы с коллективом, выбрали стратегию тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями и семьями воспитанников нашего детского сада. Ежемесячно в выходной день мы открываем двери Клуба заботливых родителей, где обсуждаем насущные вопросы совместно с родителями. В Клубе заботливых родителей, я стараюсь осветить в полном объеме всю серьезность проблем современных детей и предлагаю родителям выработать новые стратегии воспитания в форме тренингов, диалогов, дискуссий, круглых столов и т.д. Такие встречи сближают педагога с родителями, здесь многие родители могут раскрыть свою душу и пообщаться в неформальной обстановке на волнующие темы.
Работа с родителями приносит хорошие плоды, потому что некоторые воспитатели замечают изменения в общении родителя с ребенком – это радует. Они начинают понимать, что у нас одна миссия сохранить здоровье наших детей, а это можно сделать только в цепочке: педагог – ребенок – родитель. Я верю, что все получится!
Автор: Ульяна Анатольевна Филиппова, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №201», город Чебоксары Чувашской Республики.
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Стать учителем со степенью психологии
Психология — это ум, равно как и образование. Если вы планируете получить степень бакалавра психологии, а также преподавать где-нибудь в будущем, у вас есть очень жизнеспособный путь. Это не обязательно будет самый короткий; в некоторых случаях вы увеличите время до получения желанной сертификации.Будет ли это и в какой степени, будет зависеть от того, что вы планируете преподавать, а также от традиционных и альтернативных способов сертификации, существующих в вашем штате. Однако, если у вас есть страсть к дисциплине, вы можете многому научиться.
Есть две группы потенциальных преподавателей, которые могут захотеть изучить психологию: те, кто хочет иметь прочную основу в обучении и мотивации, и те, кто хочет преподавать психологию учащимся средних школ. Вот почему вы можете выбрать специализацию по психологии и какие варианты программы вы можете выбрать.
Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
Преимущества педагога-психолога:
Работа педагога-психолога имеет множество преимуществ и может быть очень благоприятной для самого специалиста:
1. | Возможность помогать детям и родителям в решении различных проблем и трудностей, связанных с образованием и развитием ребенка. |
2. | Возможность проводить психологическую диагностику и выявлять индивидуальные особенности развития каждого ребенка. |
3. | Возможность применять и разрабатывать педагогические методики, которые способствуют успешному обучению и воспитанию детей. |
4. | Возможность работать в команде с другими специалистами (учителями, логопедами, социальными работниками и т.д.) для достижения наилучших результатов. |
5. | Возможность профессионального и личностного роста, получая новые знания и опыт в области психологии и педагогики. |
6. | Возможность помогать советами и рекомендациями педагогам, родителям и детям в различных ситуациях, связанных с развитием и воспитанием. |
В целом, работа педагога-психолога предоставляет отличные возможности для помощи, роста и развития, как для специалиста, так и для детей, родителей и других участников образовательного процесса.
Педагог-психолог и частная практика
Ведение частной практики позволяет педагогу-психологу более гибко организовывать свою профессиональную деятельность. В контексте частной практики педагог-психолог имеет возможность работать с различными категориями детей и подростков, а также с их родителями.
Частная практика позволяет педагогу-психологу индивидуально подходить к каждому ребенку и осуществлять свою работу без каких-либо жестких рамок и ограничений. Однако, важно помнить, что для проведения педагогической и психологической работы в частной практике необходимо иметь не только соответствующее образование, но и определенный опыт и компетенции.
Кроме того, педагог-психолог, работающий в частной практике, должен учитывать этические и правовые аспекты. Важно соблюдать конфиденциальность и соблюдать принципы профессиональной этики.
Частная практика педагога-психолога может предоставить ему возможность полностью реализовать свой профессиональный потенциал и помочь детям и их семьям в решении их проблем. В то же время, частная практика требует от педагога-психолога отличных организационных и коммуникативных навыков для привлечения клиентов и установления доверительных отношений с ними.
Все это делает педагога-психолога в частной практике востребованным специалистом, который может помочь детям и их семьям в решении различных проблем и конфликтов.
Какие льготы для воспитателей детских садов действуют сейчас
Увеличенный отпуск.У всех педагогических работников отпуск больше обычного — от 42 до 56 календарных дней. Отпуск воспитателя детского сада — 42 дня.
Если воспитатель работает с группами детей с ОВЗ, его отпуск увеличивается до 56 дней. Педагогам, работающим на Крайнем Севере и районах, приравненных к нему, прибавят от 16 до 24 дней.
Если школьным учителям охотнее дают отпуск летом, чем в другое время года, то воспитателей часто отпускают в любое время года. Отпуск можно дробить, главное, чтобы одна из частей была не меньше 14 дней.
Также воспитатель может взять годичный отпуск без сохранения заработной платы, чтобы восстановить силы, но для этого нужно проработать десять лет.
Право на пенсию по выслуге лет.Педагоги имеют право на льготную пенсию. Для этого необходимо отработать 25 лет в образовательных организациях, причем работать с детьми до 18 лет.
Но если раньше педагог, отработав положенный срок, мог выйти на пенсию, то теперь нужно ждать несколько лет — так действует законодательство после пенсионной реформы.
С 2023 года педагогам придется ждать 5 лет после того, как они отработали 25 лет, чтобы выйти на пенсию по выслуге лет. До 2023 года действует переходный период: тот, кто получил право на пенсию в 2020 году, выйдет на нее в первом полугодии 2020, кто получит право в 2021 году, выйдет в 2024 году, кто получил в 2022, сможет им воспользоваться в 2026.
Льготы на ЖКХ.Сейчас педагоги, работающие в сельской местности, могут получить компенсацию за расходы на ЖКХ. Компенсация на федеральном уровне составляет 1200 рублей, в некоторых регионах она увеличена до 3000 рублей.
Выплаты молодым педагогам.Выпускники педвузов и колледжей, пришедшие в детский сад, получают единовременные и ежемесячные выплаты от государства. Точные размеры выплат зависят от регионов и колеблются от 10 000 до 80 000 рублей.
Чтобы получить выплаты, нужно закончить университет или колледж и в том же году устроиться на работу по специальности.
Подробно о применении профстандарта «Педагог»
Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендоватьна иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».
Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:
«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».
Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки»или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).
Можно ли работать психологом без профильного образования
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Чтобы оценить привлекательность будущей профессии, изучите преимущества и недостатки работы, которая вам предстоит.
К преимуществам относятся:
- Увлеченный коллектив
Воспитателей детского сада отличают преданность своему делу и полная погруженность в педагогику. Здесь можно встретить единомышленников, которые поддержат коллег в профессиональном росте. - Свобода для творческих проектов
Как правило, заведующие и старшие воспитатели поощряют нестандартные идеи по организации занятий и пространства в садике. - Работа с детьми
В воспитатели следует идти только тем, кто любит детей. Тогда работа с ними будет приносить удовольствие. - Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
Когда у специалиста появляются свои дети, эта привилегия становится очень приятной. - Продолжительный отпуск
Воспитателям полагается 42 отпускных дня, чтобы восстановить свои силы и вернуться к работе. При этом выплачиваются хорошие отпускные.
К недостаткам относятся:
Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.
Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.
В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.
Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:
- коммуникабельным, чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
- дружелюбным, чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
- с позитивным мышлением, чтобы справляться со сложностями непростой профессии
- заботливым и внимательным к детям, чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
- творческим, чтобы придумывать интересные занятия и праздники
- любознательным, чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
- стрессоустойчивым, чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
- нацеленным на развитие, чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки
Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними — это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:
- Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
- Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
- Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
- Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
- Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
- Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
- Вы понимаете все риски своей профессии
Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.
В колледж берут после девятого и одиннадцатого класса школы. Студенты колледжа много времени уделяют практическим навыкам дошкольного работника. Проходят стажировки в детских садах и могут получить полезный опыт уже к 18-20 годам.
В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Высокий спрос на психологов-воспитателей в детских садах
В современном обществе, где все больше взрослых и детей сталкиваются с проблемами психического и эмоционального характера, роль психолога-воспитателя в детском саду становится все более востребованной. Необходимость в компетентном психологическом сопровождении и поддержке детей в процессе их обучения и развития приводит к увеличению числа учреждений, которые предлагают данную услугу.
С одной стороны, психолог-воспитатель способен предоставить постоянную психологическую поддержку детям в детском саду. Он может проводить индивидуальные или групповые консультации, помогая детям разбираться со своими эмоциями, конфликтами, адаптироваться к новой среде и решать проблемы, связанные с общением со сверстниками. При этом, психолог-воспитатель также способен помочь родителям, консультируя их и предоставляя рекомендации по воспитанию и развитию ребенка.
С другой стороны, психолог-воспитатель способен проводить профилактическую работу в детском саду, например, планировать и проводить психологические занятия, направленные на развитие социальных навыков, эмоционального интеллекта и саморегуляции детей. Он также может оказывать поддержку педагогическому коллективу, сотрудничая с учителями по вопросам психологической поддержки и адаптации детей в детском саду.
Благодаря своим знаниям и навыкам в области психологии, психолог-воспитатель способен создавать безопасную среду для развития и обучения детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Наличие психолога-воспитателя в детском саду может значительно улучшить атмосферу и условия работы, а также повысить качество образовательного процесса.
В целом, спрос на психологов-воспитателей в детских садах постоянно растет, поскольку родители все больше осознают важность психологической поддержки для своих детей. Поэтому, работа психолога-воспитателя в детском саду представляет собой перспективное и востребованное направление деятельности, где можно значительно влиять на развитие и благополучие детей.