Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на землю в 2023 году: изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Без льгот и исключений
В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное.
— Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года, — добавила начальник управления.
По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками.
В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).
Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:
-
относится к землям сельхозназначения;
-
используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;
-
входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;
-
входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
-
занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».
По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.
Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше — площадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК). |
имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):
1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;
2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;
3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:
- пенсионерам;
-
инвалидам I и II группы;
-
несовершеннолетним детям;
-
лицам, признанным недееспособными;
-
военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);
-
участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:
-
пенсионеру;
-
инвалиду I или II группы;
-
несовершеннолетнему ребенку;
-
лицу, признанному недееспособным;
-
военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);
-
участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других |
Через сколько могут потребовать платить повышенный налог
По истечении трех лет после выделения или изменения целевого назначения такого участка нужно проверить, что происходит с объектами, расположенными на этом участке. Если на нем должны быть построены капстроения, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация, но не осуществлена госрегистрация последнего из возводимых строений, то участок попадает под повышенное налогообложение до момента введения этого здания.
Бывает, что на земельных участках строят объекты, которые не подлежат госрегистрации, добавила Юлия Волкогонова. «В таком случае в течение трех лет необходимо проконтролировать, приняли ли в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений либо передаточных устройств. До тех пор, пока это не будет сделано (в период с истечения трех лет и до факта введения в эксплуатацию), участок будет попадать под повышенное налогообложение», – констатировала эксперт.
Юлия Волкогонова пояснила, что земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение, скорее, термин. «На этом участке может стоять три здания, но третье либо недостроено, либо незарегистрировано. В любом случае это земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение», – пояснила она.
Без льгот и исключений
В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное. «Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года», – добавила начальник управления.
По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками. «Неважно, бюджетная, государственная или негосударственная организация, если истекло три года, цель нужная, последний объект не зарегистрирован или не принят в эксплуатацию, то во всех этих случаях будет повышенное налогообложение. У УКСов в том числе исключений пока нет», – подчеркнула Юлия Волкогонова.
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Поправочные коэффициенты
Акционерным обществом «Тополиный пух» было оформлено право на земельный участок 10 января 2015 года. На участке был построен супермаркет. Государственная регистрация была осуществлена 16 сентября 2017 года. Кадастровая стоимость участка — 987654 руб. Налоговая ставка — 0,3 %. Кув = 3.
Налог составил:
987654 руб. × (0,3 %) × 3 = 8888,88 руб.
Исходя из полученной суммы, следует, что в налоговой отчетности необходимо указать сумму к возврату.
АО «Жара. Июль» был приобретён участок для строительства жилого дома 12 апреля 2013 года. Кадастровая стоимость равна 2526272 руб. Налоговая ставка — 0,3 %. Строительство закончилось в 2014 году, а передача квартир в собственность — 20 апреля 2017 года.
Календарный год | Период владения в месяцах | Кв | Кув | Налоговая сумма, руб. |
2013 | 9 | 0,75 | 2 | 11 368 |
2014 | 12 | 1 | 2 | 15 157 |
2015 | 12 | 1 | 2 | 15 157 |
2016 | 3 (по апрель) | 0,25 | 2 | 3 789 |
2016 | 9 (с апреля) | 0,7 | 4 | 21 220 |
2017 | 4 | 0,33 | 4 | 10 004 |
Итого 76 695 |
Первые 3 года АО «Жара. Июль» уплачивало налог по коэффициенту 2, затем по коэффициенту 4.
Возврата частичной суммы не будет, поскольку строительство жилого дома и ввод в строй происходили больше 4 лет.
Актуальные ставки налога на землю
Налоговые ставки земельного налога регулируются на законодательном уровне. Это прописано в статье 394 НК. В частности, сказано, что они устанавливаются органами муниципальных образований (МО) и не должны быть больше 0,3 % для следующих типов земель:
- сельскохозяйственного назначения и используемых для сельхоз. производства;
- жилфонда, инженерной инфраструктуры, строительных участков, предоставленных под ИЖС (но не для коммерции);
- используемых в качестве личных подсобных хозяйств, для садоводства и огородничества (продукция которых не используется для получения дохода);
- предназначенных для работы таможни, обеспечения госбезопасности.
Все остальные категории подлежат налогообложению по тарифу 1,5 %.
Примечание: если власти МО не установили свой тариф, то выплаты рассчитываются из указанных 0,3 % и 1,5%.
Как заплатить земельный налог физическим лицам
Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.
В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.
Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.
Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.
Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.
Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря следующего года. Например, за 2021 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2021. Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.
Ставки земельного налога
Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2021 года);
- приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2021 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
- с налогового периода 2021 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.
Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.
Расчет земельного налога для предприятий в 2022 году
В 2020 году компании обязаны сами заниматься подсчетом и перечислением в бюджет земельного налога. При этом налоговое заявление за прошедший год не подается. Для правильного подсчетаналога на землю необходимо обладать информацией о кадастровой стоимости земельного владения и налоговую ставку. Рассчитывая земельный налог, используется кадастровая стоимость всех земельных участков, установленных в ЕГРН на 1 января года, который является налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК).
В случае, если образование земельного владения пришлось на налоговый период, используется кадастровая стоимость, которая установлена на день регистрации в ЕГРН информации, на основании которой данная цена устанавливается. (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК).
Ровно такие же действия совершаются, когда рассчитывается налог на земельные участки, приобретенные предприятием вместе с объектами недвижимости, которые находятся на них. Пункт 3 ст. 392 НК, устанавливающий для такихобстоятельств специальныеусловия, больше силы не имеет (п. 74 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Изменен порядок определения налоговой базы для исчисления налога на недвижимость
До настоящего времени налоговая база налога на недвижимость определялась различными установленными способами и представляла собой стоимость, определенную в зависимости от того, в каком году объект недвижимости учитывался налоговыми органами для целей исчисления имущественных налогов.
Применение различных способов оценки со временем привело к ситуации, когда аналогичные (идентичные) объекты недвижимости, расположенные в похожих населенных пунктах, имеют отличную друг от друга оценку, а соответственно, разные суммы налога.
С целью выравнивания для всех физических лиц условий, связанных с исчислением налога на недвижимость, с 2022 года Налоговым кодексом предусмотрен один способ определения стоимости недвижимости, базирующийся на расчетной стоимости 1 кв. м типового капитального строения (здания, сооружения) (п. 3 ст. 229 НК).