Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Судебная практика по привлечению к ответственности ресурсоснабжающих организаций и должностных лиц РСО по указанным нормам КоАП РФ многочисленна.

Так, например, Решением Арбитражного суда Томской области по делу А67-7573/2013 от 08.05.2014 года, оставленному в силе Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 года, привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в 50 000 рублей теплоснабжающей организации ООО «Томскводоканал».

Выводы суда следующие: «Согласно пунктов 5, 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу пункта 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Довод заявителя о том, что в постановлении УФАС по ТО и приложенных материалах, представленных прокуратурой Советского района отсутствуют признаки совершенного ООО «Томскводоканал» состава правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, а также о том, что из постановлении прокурора Советского района невозможно определить, какое именно противоправное деяние, предусмотренное ч.12 ст.9.16 КоАП РФ совершено ООО «Томскводоканал», суд считает необоснованными.

Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Закона №261-ФЗ.

Оспариваемое постановление содержит описание события правонарушения, допущенного ООО «Томскводоканал», выразившегося в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Доводы заявителя не опровергают наличия события правонарушения, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами.

Доказательства, свидетельствующие о принятии предприятием всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалах дела отсутствуют.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Суд считает, что действия заявителя, выразившиеся в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в виде несоблюдения установленных для ООО «Томскводоканал» в качестве обязательных требований об установке приборов учёта (общедомового счетчика холодной воды) используемых энергетических ресурсов в доме по пр.Фрунзе, 116 содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ».

Читайте также:  Процедуры несостоятельности(Характеристики процедур банкротства)

Также аналогичные выводы сделали арбитражные суды в следующих судебных актах:

Решение Самарского областного суда от 23.11.2017 года по делу № 21-2410/2017 об оставлении без удовлетворения жалобы должностного лица ресурсоснабжающей организации начальника управления по учету электроэнергии Дирекции по реализации АО «Самарская сетевая компания» Береславского М.С. на решение Октябрьского районного суда и Постановления Управления ФАС по Самарской области о привлечении его к ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей;

Решение Саратовского областного суда от 30.11.2017 г. по делу № 21-703 об оставлении в силе и отказе в удовлетворении жалобы на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, оставленным решением судьи Калининского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2017 года без изменения, о привлечении директора филиала ГУП СО «Облводоресурс-Калининский» Молодцова Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначении ему административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;

Решение Ханты-Мансийского Арбитражного суда от 19.02.2018 г. по делу № А75-19807/2017, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления административного органа от 17.11.2017 г. о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях теплоснабжающей организации ООО «Октябрьское ЖКХ» и назначении административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Таким образом, если РСО, обслуживающее многоквартирный дом, после обращения управляющей организации не исполнило свои обязанности по проведению мероприятий по оснащению дома ОДПУ, предусмотренные Законом № 261, при непринятии собственниками решения об их установке, в законе имеется достаточно весомый рычаг воздействия на бездействующие РСО, который может повлечь неблагоприятные последствия в виде штрафов юридическому и (или) должностному лицу.

Архивный номер № 43 (837) от 26 октября 2010 — Потребитель

ОСТРАЯ ТЕМА

В редакцию «ДДД» не перестают обращаться жители областного центра, возмущенные огромными суммами начислений по общедомовым приборам учета (ОПУ). Комментарии по поводу доначислений платы сверх показаний индивидуальных приборов учета расхода воды и электроэнергии дал директор департамента реформирования городского хозяйства Александр Поляков.
[td]Собственникам советуют снимать показания в один день

Что влияет на стоимость?

За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.

Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:

  • стоимости прибора;
  • оплаты его монтажа;
  • оплаты настройки и запуска;
  • стоимости предварительной консультации и составления проекта;
  • оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.

Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.

Порядок установки приборов учета.

Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:

1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Комплектация узла учета. 3.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 4.Пуско-наладочные работы. 5.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организа¬цию и/или управляющую компанию.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в МКД:

1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании). 3.Разработка проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией). 4.Согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией. 5.Комплектация узла учета в соответствии с проектной документацией. 6.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 7.Пуско-наладочные работы. 8.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Классификация общедомовых счетчиков тепла

Аппаратура для учета тепла хоть и выполняет одну и ту же функцию, но использует различные принципы работы, обладает своими конструктивными особенностями, требует соблюдения определенной специфики монтажа и обслуживания.

Поэтому самостоятельно подбирать общедомовой счетчик вы не просто не можете, а и не вправе. Только компетентные специалисты соответствующих организаций смогут точно определить, какой тип приборов оптимален в конкретных условиях, порекомендуют проверенную фирму-поставщика, рассчитают необходимое количество дополнительного оборудования.

Полезно знать, что в ЖКХ применяются такие типы счетчиков:

  • тахометрические;
  • электромагнитные;
  • вихревые;
  • ультразвуковые.

Тахометрические счетчики – самый простой бюджетный вариант. Они оснащены механическими водосчетчиками и тепловычислителем. Их стоимость существенно ниже других приборов учета. Главный недостаток такого оборудования – проблемная эксплуатация в условиях повышенной жесткости воды. Фильтр будет часто забиваться, а это закономерно ослабит напор теплоносителя: сомнительная выгода налицо. Поэтому тахометрические счетчики, как правило, выбирают для домов и квартир частного сектора. Огромным же преимуществом механики является отсутствие всевозможных электронных компонентов, что позволяет прибору функционировать даже длительное время в неблагоприятных условиях (влажность, сырость).

Кто и как оплачивает установку

Расходы, связанные с этими работами, оплачивают собственники. Так как оборудование стоит дорого, постановлением предусмотрена рассрочка платежа или лизинг, который рассчитан на 5 лет.

Все расходы, связанные с установкой оборудования, его последующей эксплуатацией, ремонтом, заменой пропорционально распределяются среди жильцов многоквартирного дома.

Существует три варианта оплаты:

  • Жильцы оплачивают установку сразу.
  • Оплата с рассрочкой в 5 лет. Эта сумма (плюс банковский процент за рассрочку) появится в квитанции ЖКХ. Пункт называется «установка ОДПУ».
  • Использовать целевые накопления исполнителя коммунальных услуг, выделенные на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Это разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента (для квартир, где не установлены индивидуальные счетчики). Бухгалтеры ЖКХ обязаны хранить эти деньги отдельно от общих поступлений. Эти средства можно направить на установку счетчиков.
Читайте также:  Что делать, если машина продана, а штрафы приходят

Как рассчитывается плата по ОДПУ

В расчете за коммунальные услуги фигурируют два значения. Оплата на основании показаний индивидуальных приборов учета и оплата ресурсов на общедомовые нужды. Вторая часть платежа рассчитывается по формуле.

Ро= (Р-Ринд)*Т, где:

  • Р- показания общедомовых приборов учета за отчетный период;
  • Ринд.- суммарное показание индивидуальных счетчиков жильцов;
  • Т- тариф. Каждый ресурс имеет свой тариф, поэтому расчет производится раздельно по воде, электричеству и т.д.;
  • Ро- общая сумма домовых расходов.

При этом расход по ХВС и горячей воде учитывается отдельно.

Расчет выполняет бухгалтерия ЖЭУ или УК. Проверить его имеет право каждый собственник. При обращении в обслуживающую организацию данные обязаны предоставить в течение суток.

Общая сумма расходов Ро делится на площадь дома и распределяется пропорционально на квартиру. Что отображается в квитанции на оплату коммунальных услуг.

При отсутствии общедомовых приборов расчет выполняется по другой формуле:

С=(Н*ОП*ВК)/ОПН, где:

  • С — сумма для оплаты;
  • Н – региональные нормы расходования ресурса;
  • ОП – площадь общих помещений (чердаки, подъезды, лестничные клетки);
  • ВК – общая площадь квартиры собственника;
  • ОПН – площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Жителям Севастополя до конца текущего года придется раскошелиться на установку общедомовых счетчиков на воду, тепло и электричество.

Законодательство предписывает, что расходы на приобретение и монтаж счетчиков несут собственники квартир. Ориентировочно стоимость счетчика на воду обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, а теплового – до 300 тыс.

рублей (включая монтаж оборудования). Расходы распределяются пропорционально между всеми владельцами квартир

Согласно Федеральному закону ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2019 года все многоквартирные жилые дома (мкд)в Республике Крым и городе Севастополе должны быть оснащены коллективными приборами учета используемой воды, тепловой энергии и электрической энергии.

Оборудование мкд приборами учета природного газа и ввод их в эксплуатацию должно быть завершено до 1 января 2021 года.

В настоящее время в Севастополе из 3,5 тысяч жилых домов, общедомовые счетчики имеют 20% домов. Но многие из них остались с «украинского» периода» и могут не числиться в российском метрологическом реестре или вовремя не прошли поверку.

Из-за того, что жители не информированы о своих обязательствах перед государством, в один прекрасный день они могут обнаружить прибор учета, самостоятельно установленный ГУПСом «Водоканал». И это в лучшем случае.

Владельцы квартир могут внезапно получить ошеломляющий счет за потребленную воду, не подозревая, что в него включена стоимость общедомового счетчика.

Так случилось с обитателями дома по улице Тульская: без протокола собрания собственников и уведомления управляющей компании «Югжилсервис», «Водоканал» поставил счетчики, причем в подъездах, а не на весь многоквартирный дом.

«Водоканал имеет право принудительно и самостоятельно поставить водомер и выставить счет»,

— говорит начальник сбыта ГУПС «Водоканал» Сергей Зеленский. Впрочем, тут же оговорился, что приоритет в установке за управляющей компанией, которая обслуживает дом.

В «Водоканале» уточнили, что стоимость прибора колеблется в диапазоне от 5 до 35 тыс. рублей, с установкой он обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, все оборудование становится собственностью жильцов дома. Стоимость монтажа зависит от места расположения: «на трубу, в подвале или в колодце».

Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса департамента городского хозяйства Алексей Седунов подтвердил, что сейчас такую политику активно ведет «Водоканал».

«Если собственники не самоорганизуются, то ресурсоснабжающие компании возьмут процесс в свои руки, — сказал он. — Они принудительно установят счетчики и их стоимость будет включена в стоимость услуг с учетом банковского процента по кредиту или установит повышающий коэффициент».

Согласно законодательству, есть 2 варианта установки коллективных приборов учета: по самостоятельной инициативе собственников квартир (этот вариант считается наиболее дешевым) или от ресурсоснабжающих организаций.

В первом случае собственники помещений должны на общем собрании определить тип оборудования, его стоимость, кто будет его устанавливать и пропорционально разделить сумму согласно площади своих квартир.

Владельцы квартир могут уполномочить в этом управляющую компанию – также на собрании. Если таковое не будет сделано, то установка общедомового счетчика — это уже обязанность компании, поставляющей ресурсы.

В рамках закона об энергосбережении

жители многоквартирных домов обязаны устанавливать общедомовые эффективные приборы учета тепла — в этом случае потребуется проектная документация.

Понятно, что все расходы – за счет владельцев квартир.

В департаменте ЖКХ правительства согласны с тем, что «по теплосети это довольно сложно сделать». Скорее всего, предположили чиновники, Ростехнадзор уполномочен вести политику штрафных санкций, в случае если на 1 января 2019 года приборы учета не будут установлены.

Председатель севастопольского товарищества совладельцев недвижимости Мария Трынкина отметила, что установка счетчиков на дом – затратное мероприятие.

«Общедомовой прибор учета тепла с проектной документацией обойдется в 200 тысяч рублей без регулятора температуры и в 300 тысяч рублей – с регулированием, – подчеркнула она.

Читайте также:  Порядок увольнения работника во время больничного

— Представьте, на дом возложить такую обязаловку. У нас и так большая задолженность по коммунальным платежам, плюс возложим на жильцов это.

Нас загнали в безвыходный тупик: или собирайте деньги, или будете оплачивать повышенный тариф».

Седунов отметил, что нормы федерального закона выполнять все-таки придется. Кроме того, в городскую концепцию «Умный город», которую в конце января утвердило правительство Севастополя, в сфере ЖКХ вошла установка приборов учета многоквартирных домов.

Он предположил, что, если собственники не будут достаточно инициативны, управление городского хозяйства разработает график «оприборивания» для поставщиков коммунальных услуг.

Виды общедомовых теплосчетчиков

Подобрать общедомовой счетчик может только специалист. Хоть приборы и выполняют одну функцию, принцип их работы разный, а потому правила установки тоже разные. Всего видов общедомовых теплосчетчиков четыре:

  • Тахометрические. Простые и недорогие, они используют механические счетчики воды и тепловычислители. Если вода жесткая, фильтры приборов будут постоянно забиваться, а напор теплоносителя – снижаться. Зато за счет отсутствия электроники эти устройства работают при повышенной сырости и влажности. Поэтому тахометрические приборы устанавливают в частном секторе.
  • Электромагнитные. Недорогие, но точные счетчики, которые подходят для домов с хорошим качеством воды. Примеси металла в воде искажают показания приборов, и не в пользу жильцов, поэтому собственники переплачивают.
  • Вихревые. Одно из преимуществ этого вида теплосчетчиков – их устанавливают на горизонтальных и вертикальных участках трубопровода. Они работают точно в любых условиях, а показания можно снимать удаленно через радиоинтерфейс.
  • Ультразвуковые. Самая точная разновидность оборудования, но они чувствительны к качеству воды.

Изменение решения вышестоящими судами.

Управляющая компания обратилась с апелляционной жалобой, и Пятый арбитражный апелляционный суд уменьшил взыскиваемую сумму. Он указал, что собственники оплачивают расходы по установке ОДПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки, по общему правилу при рассрочке в расходы включаются также проценты. При этом управляющая компания не должна платить больше, чем заплатили бы потребители на день вынесения судебного решения.

В то же время, на дату обращения в суд с иском пятилетний срок с момента ввода в эксплуатацию ОДПУ не истек. Сама ресурсоснабжающая организация изначально предлагала ответчику произвести оплату именно с рассрочкой оплаты на пять лет. Суд пересчитал сумму платежа исходя из периода, прошедшего с момента установки ОДПУ, и удовлетворил требование частично – на сумму 3,5 тыс. руб.

Арбитражный суд Дальневосточного округа с таким расчетом согласился, несмотря на жалобу самой энергоснабжающей организации.

Вряд ли вынесенным решением остались довольны обе стороны, но Верховный Суд РФ в определении от 25.10.2019 № 303-ЭС19-18347 также оставил решение апелляционного суда о частичном удовлетворении требований без изменения.

Что такое ОДПУ в квитанции

Разберемся, что обозначает сокращение ОДПУ в квитанциях ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры – общедомовые приборы учета.

В многоквартирных домах устанавливают приборы учета энергии, которые монтируются в подвальном помещении. Они относятся к общедомовому имуществу. Позволяют регистрировать общий расход электроэнергии, тепловой энергии и т.п.

Общедомовые приборы учета регистрируют:

  • расход тепловой энергии;
  • потребление электричества;
  • расходование горячего и холодного водопотребления;
  • использование бытового газа. Такими приборами комплектуются дома, где газом подогревается вода и подается от общего котла в квартиры. Сейчас таких домов почти не осталось.

Приборы фиксируют расход по всему многоквартирному дому. Сюда входят в том числе расходы на общедомовые нужды. То есть потребление воды, электричества, тепла на обслуживание общих помещений.

Установка с учетом законодательной базы ФЗ-261

Главный документ по вопросам установки и использования общедомовых счетчиков – Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно закону, установить счетчик могут только организации-поставщики энергетических ресурсов и специализированного оборудования. Такие организации должны состоять в СРО в строительстве и иметь свидетельство СРО о допуске к этому виду работу.

Устанавливают счетчик на входе коммуникаций на территорию дома. Невидимая линия, отделяющая территорию домоуправления, называется границей эксплуатационной ответственности. Возможные потери тепла в месте установки счетчика рассчитывают и вписывают в договор теплоснабжения. Как и другие приборы учета, общедомовые теплосчетчики пломбируют, изменить их настройки просто так нельзя.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Узнайте подробнее о том, как производится расчет отопления на квартиру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *