Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за соблюдением правопорядка, а также наказания за неисполнение своих обязанностей, отражаются в федеральных законах и распоряжениях. Основным документом, регулирующим ответственность сотрудников полиции, является принятый в 2011 году Федеральный закон. Он называется «Дежурство в органах внутренних дел и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Когда накладывается административная ответственность

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые применяются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные санкции прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Судебное преследование сотрудников полиции происходит, если их действия соответствуют трем критериям одновременно. Признаки административного правонарушения:

  1. Неправильно. Этот критерий является фундаментальным. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, запрещенного действующим законодательством.
  2. Вина. Это особенность, подтверждающая необходимость установления ответственности. Уполномоченные лица принимают меры, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказание. Последний признак совершенного нарушения. Этот термин относится к возможности определения наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность возлагается на сотрудников полиции в случае выявления нарушения и доказывания вины уполномоченного лица. При этом должна быть определена мера наказания за совершенное деяние.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

  • Протокол об административном правонарушении
  • Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Образец составления протокола об административном правонарушении
  • Ошибки в протоколе об административном правонарушении
  • Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Читайте также:  Можно ли снять часть денег с материнского капитала в 2023 году и как это сделать

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 27.15 КоАП РФ

1. Привод является принудительной мерой, применяемой к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, их законным представителям (когда при рассмотрении дела их присутствие обязательно) в случае их неявки без уважительной причины по вызову судьи, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело.

Ранее в соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 247 КоАП РСФСР привод применялся при уклонении без уважительных причин от явки по вызову органов внутренних дел, органов пограничной службы РФ или судьи лица, привлекаемого к административной ответственности, если при рассмотрении дела его присутствие было обязательно.

В настоящее время перечень органов и должностных лиц, которые вправе назначать привод, существенно расширен — к ним относятся судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении.

2. Привод применяется в отношении трех категорий субъектов:

— физических лиц либо законных представителей юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;

— законных представителей несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности;

— свидетелей административного правонарушения.

3. Привод применяется при неявке без уважительной причины указанных выше лиц, когда их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ). В этих случаях рассмотрение дела откладывается и выносится определение о приводе таких лиц.

К уважительным причинам можно отнести тяжелую болезнь, невозможность обеспечить на время отсутствия присмотр за малолетними детьми и т.п. О выявлении этих причин должностное лицо, которому поручено осуществление привода, извещает инициатора привода. Привод не может проводиться в ночное время, кроме случаев, нетерпящих отлагательства (возможность совершения новых правонарушений, утрата доказательств и т.д.). Если лицо, подлежащее приводу, выражает желание добровольно следовать к месту вызова, у него отбирается письменное обязательство о явке. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление привода, обязано проконтролировать прибытие такого лица к месту вызова и доложить об этом руководителю соответствующего органа.

4. Привод вправе осуществлять две категории субъектов — должностные лица территориальных органов ФССП России (на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении) и должностные лица органов внутренних дел (полиции) — на основании определения соответствующего должностного лица органа внутренних дел или иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют привод в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438.

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

  1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
  2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Комментарий к статье 27.15 КоАП РФ

1. Привод, являющийся одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела (см. комментарий к ст. 27.1).

2. Привод применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

Читайте также:  Как оформить льготы матерям-одиночкам на Владикавказе в 2022 году

Установление указанного перечня соответствующих лиц обусловлено тем обстоятельством, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, и законного представителя привлекаемого к ответственности несовершеннолетнего лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4), а свидетель обязан явиться по вызову субъекта, рассматривающего дело (см. комментарий к ст. 25.6). Более того, в соответствии со ст. 25.1 Кодекса в ряде случаев присутствие при рассмотрении дела привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

3. При подготовке к рассмотрению дела в случае, если рассмотрение было отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных выше, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе упомянутых лиц (ч. 3 ст. 29.4 Кодекса).

При рассмотрении дела также выносится определение о приводе соответствующего лица, участие которого по аналогичным причинам признается обязательным при рассмотрении данного дела (п. 8 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса).

4. На основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией).

5. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи порядок осуществления привода устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, которым является МВД России. Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438, предусмотрено, что привод производится сотрудником или группой (нарядом) сотрудников, выделяемых с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе.

Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге

Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.

В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.

Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:

  • получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
  • изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
  • подготовку возражений на привлечение к администартивке
  • участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
  • подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
  • сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
  • иная юридическая помощь

Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».

В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Отличительные черты этого деяния заложены в мотивах виновного, побудивших его к причинению побоев. Для наступления ответственности по этой статье мотивами должны выступать:

  1. Хулиганские побуждения, когда преступление совершается в отсутствие или с незначительным поводом. Для установления этого обстоятельства важное значение имеет, кто явился зачинщиком ссоры, не являлся ли конфликт прикрытием, чтобы использовать его как повод совершения противоправных действий. Преступление не будет совершенным из хулиганских побуждений, если инициатором ссоры был потерпевший, или причиной преступного поступка явилось его противоправное поведение.
  2. Политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная ненависть, вражда.
  3. Ненависть, вражда к какой-нибудь социальной группе.
Читайте также:  Государственная программа жилье молодым семьям в 2023 году

Наказанием за побои по ст. 116 УК РФ станут:

  • 60-360 часов обязательных работ;
  • 2 мес. – 1 г. исправительных работ;
  • 2 мес. – 2 г. ограничения свободы;
  • 2 мес. – 2 г. принудительных работ;
  • 1 мес. – полгода ареста;
  • лишение свободы 2 мес. – 2 г.

Уголовные дела о преступлениях по указанной статье являются делами частно-публичного обвинения. Это означает, что их возбуждают только по заявлению пострадавшего, прекращать за примирением сторон не имеют права.

Уголовное преследование осуществляют наделенные соответствующими полномочиями государственные органы, в данном случае дознаватели полиции и прокурор, только если имеется заявление пострадавшего.

Доказательства повреждений

Уголовные дела о побоях ничем не отличаются от других, поэтому доказательства по ним будут такие же. Определение и виды доказательств установлены ст. 74 УПК РФ, ими могут стать всевозможные данные, по которым уполномоченные должностные лица и суд определяют наличие или отсутствие подлежащих доказыванию обстоятельств. Это могут быть:

  • показания обидчика, пострадавшего, очевидцев;
  • заключение, эксперта, специалиста, их показания;
  • вещ. доки;
  • протоколы и другие документы.

Доказательствами административных правонарушений тоже будут любые данные, с помощью которых определяется наличие или отсутствие состава конкретного правонарушения, вина привлекаемого к ответственности лица и другие факты. Их устанавливают:

  • протоколом о правонарушении и другими протоколами;
  • объяснениями правонарушителя, потерпевшего, свидетелей;
  • вещественными доказательствами;
  • заключениями эксперта.

Уголовное и административное право не предполагают искового производства. Процесс в первом и втором случае начинается либо с заявления потерпевшего, либо с иного сообщения о преступлении, например, сообщения из больницы, рапорта сотрудника полиции, явки с повинной.

Соответственно то, что возможно назвать в случае с побоями встречным «иском», может быть только заявление о преступлении или правонарушении в полицию, или в суд в определенных ситуациях. По таким заявлениям правоохранительными органами также проводится проверка в общем порядке и принимается процессуальное решение по ее итогам. А суд рассматривает заявление и также принимает решение по итогам его рассмотрения.

Проведение проверки по факту одновременного получения телесных повреждений, например, в результате обоюдной драки, в рамках одного материала в некоторых ситуациях возможно.

Но одно уголовное дело сразу по двум фактам побоев, по которым оба заявителя являются одновременно потерпевшими и лицами, привлекаемыми к ответственности, не допускается. В таком случае при наличии состава возбудят дело о преступлении, его рассмотрение произойдет по каждому факту в отдельности.

Другой комментарий к Ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье определяются особенности привлечения к административной ответственности такого субъекта как военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

В ней выделяется два вида таких субъектов:

военнослужащие, т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах Вооруженных Сил РФ, и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). Следовательно, названные субъекты за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами.

2. КоАП РФ закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение которых названная категория лиц несет ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные указанные в статье лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном КоАП РФ, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

3. Законодатель сузил круг лиц, которые за административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам, исключив из их числа работников железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации. Кроме того, он ограничил меры наказания, которые не могут применяться к названной категории субъектов административной ответственности. Если прежнее законодательство устанавливало, что к ним не могут применяться административный арест, штраф, лишение права управления транспортными средствами, то теперь не может быть применен в качестве меры наказания только административный арест, а штраф может применяться лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *