Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава VII ЗК РФ. Прекращение и ограничение прав на землю (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.
Основания прекращения сервитута
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Комментарий к Статье 44 Земельного кодекса РФ
Условия и порядок отчуждения собственником земельного участка регламентированы ст. 52 ЗК РФ; отказа лица от права на земельный участок — ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ним).
Принудительное лишение собственника земельного участка возможно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Статья 235 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме следующих случаев:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам.
По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ); гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ); юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).
В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).
Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки
Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством. Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу. Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.
Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.
Обжалование ограничений прав на земельный участок
Так земельное законодательство предусматривает возможность обжалования установленного ограничения. Такой обжалование производится исключительно в судебном порядке. Рассмотрим порядок обжалования ограничения на примере акта органа местного самоуправления о принятии ограничения:
- Ознакомление с актом, устанавливающим ограничения прав на землю.
- Анализ и выявление оснований для обжалования акта органа;
- Подготовка административного искового заявления;
- Подача заявления в суд. Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения органа гос. власти или по месту жительства/нахождения истца.
- Рассмотрение дела по существу;
- Принятие решения. В случае положительного исхода дела, суд признает незаконным тот или иной акт, которым установлены ограничения. Такое решения будет являться основанием для исключения из ЕГРН сведений об ограничениях на земельный участок.
Основания для прекращения прав на землю
Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.
Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:
- Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
- Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем
Прекращение права безвозмездного пользования земельным участком и пожизненного наследуемого владения
Безвозмездное пользование или пожизненное наследуемое владение участком не включает в себя право распоряжения этим объектов недвижимого имущества, поэтому основаниями прекращения данных прав являются:
- Отказ пользователя (владельца) участка от принадлежащего им права;
- Принудительное прекращение указанных прав.
Процедура отказа землепользователя от прав на участок предусмотрена пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса РФ. Заявление об отказе подается в органы исполнительной власти государства или местной власти, которые в течение месяца выносят решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Если указанные права не зарегистрированы в ЕГРП, их прекращение наступает с даты вынесения решения органов власти.
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения участком земли наступает в следующих случаях (статья 45 Земельного кодекса РФ):
- Использование земли не по целевому назначению, что приводит к снижению качества земли или причиняет вред природной среде;
- Порча земли;
- Нарушение обязательных требований и правил по рекультивации земель, иных мер по улучшению качеств земли и почвы;
- Неиспользование земель, предоставленных для целей сельскохозяйственного производства или строительства, в течение трех лет;
- Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания прекращения права собственности на земельный участок
Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.
Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.
Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.
Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:
- добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
- добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
- изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.
Принудительное изъятие земельного участка
Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.
Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.
Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.
Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.
Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок
На добровольной основе собственник земли обычно заключает какие-то сделки: продажу имущества, дарение, передачу в аренду, передачу по наследству.
Для оформления данного отчуждения нужно составить письменный договор и зарегистрировать переход прав собственности. Таким образом, на добровольной основе отказ от земельного участка происходит в два этапа:
- Заключение сделки с новым владельцем. Стороны обговаривают все нюансы, приходят к общему соглашению, фиксируют все свои права и обязанности в договоре. Стороны могут воспользоваться услугами юриста или нотариуса.
- Регистрация прав собственности в уполномоченном органе. После заключения договора стороны обязаны обратиться в местные органы власти для проведения процедуры регистрации прав собственности за новым владельцем. Данную процедуру можно провести как в Росреестре, так и МФЦ (Многофункциональном центре).
Обладание землей порождает юридический нюанс, обусловленный возможностью потери права собственности на нее. Главное основание такого поворота событий установлено ст. 44 ЗК РФ – желание владельца добровольно отдать надел родственнику или передать третьему лицу. Но изъятие имущества может произойти и принудительно независимо от воли собственника.
Каждый владелец земельного участка наделен правом собственности на него, являющегося юридической гарантией возможности распоряжения этим имуществом (эксплуатировать, продавать, менять) на свое усмотрение. Недвижимость может принадлежать одному или сразу нескольким лицам, частному или государственному собственнику.
Право собственности на землю прекращается в случае дарения участка или смерти его обладателя. Существуют и иные основания прекращения такого права, предусматривающие компенсацию за добровольный отказ от надела или полную утрату без возмещения средств.
Проблемы приватизации земельных участков могут возникнуть, если не все документы в порядке.
Как происходит раздел земельного участка — читайте в этой статье.
Установленные Гражданским кодексом в 235-й статье основания для прекращения права собственности на земельный участок классифицируются на 4 группы:
Добровольная передача иным лицам | Право прекращается по желанию обладателя надела в результате отчуждения имущества в пользу других лиц, т.е. путем совершения гражданско-правовой сделки с учетом некоторых ограничений, установленных земельным законодательством. |
Добровольный отказ | Производится путем подачи специального заявления в муниципальный или государственный орган. В результате отказа земельный участок переходит в режим бесхозяйного недвижимого имущества. |
Уничтожение или гибель участка | К примеру, земля уничтожается вследствие изменения речного русла, размыва водным течением, обвала, оползня и пр. |
Принудительное изъятие | Возможно при наличии определенных условий. Осуществляется в порядке, установленном законодательством. |
Нюансы изъятия за выкуп
Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.
Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.
Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.
При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.
Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:
Принудительное изъятие земельного участка
Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.
Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.
Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.
Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.
Земельный надел подлежит изъятию в 2022 году с возможностью получения компенсации либо же без выплат.
Если же участок был изъят для реализации государственных либо муниципальных нужд, из-за возможных чрезвычайных ситуаций (к примеру, из-за техногенной катастрофы) либо исполнения взятый международных обязательств и так далее.
Механизм имеет вид:
- Принятие решения относительно изъятия у владельца земельного надела уполномоченными органами исполнительной власти.
- Проведение анализа и принятия решения относительно выкупной себестоимости.
- Оповещение владельца земельного надела относительно причин и обстоятельств изъятия, а также возможность получения финансовой компенсации.
- Осуществление положенных выплат – если в этом есть необходимость.
В случае согласия собственника, инициируется процедура отчуждения либо же выкупа, в противном случае дело передается в судебный орган.
Такой вид изъятия как конфискация указана в Земельном кодексе (ст. 50 ЗК РФ) и определяется положениями уголовного законодательства. Землевладение изымается в качестве наказания за совершенные преступления, но только по судебному решению.
Конфискация предполагает форму безвозмездного изъятия. На данный момент эта санкция исключена из УК РФ. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (гл. VII.1 ЗК РФ)
Возможно только в строго ограниченных случаях (ст.49 ЗК РФ):
- в рамках соблюдения международных обязательств;
- в случае необходимости расположения объектов жизнеобеспечения государственного или муниципального значения (прокладка транспортных путей, различного рода коммуникаций, развития инженерной инфраструктуры и т.д.);
- согласно положениям, оговоренным в федеральном законодательстве.
Производится в форме выкупа участка у владельца.
Решения принимаются на уровне исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Выкуп разрешается исключительно на основании согласия правообладателя и регистрируется в соответствующих органах.
Стоимость выкупа включает в себя:
- рыночную цену участка;
- рыночную цену заявленного недвижимого имущества, расположенного в пределах участка;
- все возможные убытки, в т.ч. утерянную выгоду.
По желанию собственника взамен денежной компенсации ему могут предоставить другой земельный участок и недвижимость.
При этом происходит зачет стоимости предложенного участка (недвижимости) и прав владения в размер предоставляемой компенсации.
Как быть, если регистрация вашего земельного участка не отвечает новым требованиям
Если вы являетесь владельцем земельного участка, данные о котором не внесены в ЕГРП, если на своем участке вы уже возвели садовый домик, пристроив к нему веранду или как-то облагородив его, у вас еще имеется время, чтобы привести регистрацию вашего имущества в состояние, соответствующее нормам нового закона.
Кстати, если веранду пристроить вы еще не успели, то для вас мы подготовили специальную статью, в которой детально рассказываем, как это сделать.
Все ваше имущество придется зарегистрировать, руководствуясь вновь вводимыми требованиями. Стоит быть готовым к тому, что данную регистрацию, скорее всего, придется оплатить.
Те же, кто оказался не в курсе этих нововведений, могут запросто лишиться как земли, так и всех возведенных на ней построек. Однако мы надеемся, что в нашей статье вы почерпнули необходимый объем информации, который позволит вам избежать горькой участи этих «незнаек».