Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная пенсия в 2023 году в России и по регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.
- Всем российским работающим и неработающим пенсионерам, кому нужно разобраться в пенсиях будущего года, когда произойдет повышение страховой и социальной, насколько будут индексировать пенсионные выплат, мы поможем разобраться в интересующих их вопросах.
- Как и обычно, с 1 января 2022 года страховые пенсии неработающим пенсионерам в Крыму будут повышены, пенсионные выплаты индексированы на установленный правительством и ПФР процент, а с апреля повысится и социальная.
- Что касается работающих пенсионеров, то им придется ждать летнего августа, когда произойдет перерасчет пенсий, им будут начисленные дополнительные выплаты, а на сколько повысят их пенсии, они узнают позже.
- Для работающих и неработающих пенсионеров, кого интересует повышение пенсий в республике Крым с 1 января и апреля 2022 года, какая минимальная, страховая и социальная, подготовлена эта страница, где они найдут того, что удовлетворит их интерес, поможет разобраться в этом волнующем их вопросе.
Кому начисляется минимальная пенсия?
Людям, не имеющим стажа вообще или работавшим слишком мало времени, назначают минимальное пенсионное пособие. Если оно меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе, из бюджета выплачиваются доплаты. Таким образом, показатель прожиточного минимума по месту жительства гражданина определяет тот уровень, ниже которого не может опуститься минимальная пенсия.
Для всех категорий населения ПМ статистически привязан к так называемому среднедушевому прожиточному минимуму. Для работающих россиян это 109%, для детей — 97%, а для людей, вышедших на пенсию, — 86%.
Величину дополнительной выплаты для компенсации разницы между прожиточным минимумом и пенсией определяет региональное законодательство. При подсчёте учитываются все источники поступления денег: страховая пенсия; субсидии на электричество и ЖКУ; ЕДВ для определённых категорий граждан; компенсация стоимости лекарственных средств, проезда, санаторного лечения.
Выше мы упомянули о Социальной доплате к пенсии. Ее назначают тем, у кого общая сумма материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера в области, где он проживает.
Но здесь следует обратить внимание, что под словами «общая сумма материального обеспечения» подразумевается целый спектр возможных выплат.
В частности, при подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
• самой пенсии;
• дополнительного материального (социального) обеспечения;
• ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
• иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением предоставляемых единовременно).
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Если все эти выплаты и льготы в сумме составят меньше величины прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, то государство добавит до «минималки».
Об изменениях в жизни крымских пенсионеров
Для понимания сути изменений в размерах пенсий крымских пенсионеров необходимо учитывать механизм формирования минимального пенсионного обеспечения по новому законодательству.
Фиксированная выплата установлена для разных категорий граждан. Пенсионный коэффициент устанавливается правительством с учётом инфляции на основании экономических расчётов.
Все формулы расчёта, к которым уже постепенно начали приноравливаться россияне, поначалу не работали в Крыму, так как накопление средств в Украине происходило по другому принципу. Поэтому специально для крымчан была разработана своя система исчисления.
В 2014 году, неработающим пенсионерам начислялась пенсия по украинскому законодательству, но конвертировалась она по курсу ЦБ и к ней приплюсовывались специальные выплаты.
С 01.01.15., началось исчисление пенсий в соответствии с законодательством. При этом был учтён стаж работы, размер среднемесячной зарплаты, которая была равна заработкам в пограничных районах и исчислялась в сумме 24 245 руб.
Пенсии крымчан получились весомыми, это впечатление не было испорчено даже ростом цен, потому что крымским пенсионерам было что и с чем сравнивать: на конец 2015 г. размер пенсии в среднем составил 12 015 рублей, а в Севастополе 13 037 рублей, что превысило уровень пенсии по России.
В 2019 г. индексация пенсий всем неработающим пенсионерам, включая жителей Крыма и Севастополя, была проведена в январе — в размере 7,05%.
Работодатели, осуществляющие свою коммерческую деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя, обязаны не позже 31.12.2022 г. предоставить в ПФР данные обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех своих работников, до регистрации таких лиц в системе ОПС по законодательству РФ.
ИП, частнопрактикующие — адвокаты, нотариусы, иные лица предоставляют в указанный срок в ПФР в отношении себя данные о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Размер пенсии в Крыму в 2021 году
В настоящее время в Крыму сложилась неприятная ситуация, когда многие жители полуострова не могут подтвердить свой стаж в украинский период для получения пенсии.
Справки, которые жители добыли в Киеве самостоятельно, ПФР не принимает, а на официальные запросы чиновники Украины просто не отвечают.
При этом, если на запросы ПФР о стаже ответа с украинской стороны нет, то в пенсии претенденту просто отказывают.
На сегодняшний день в судах Крыма рассматривается огромное количество исков, связанных с отказом в начислении пенсии.
Теперь, давайте рассмотрим, какой размер пенсий в Крыму предусмотрен в 2021 году для разных категорий граждан:
- минимальный размер страховой пенсии равен 9546 руб.;
- фиксированная часть пенсии по потере кормильца составляет 3022,24 руб.;
- социальная пенсия составляет 9400 руб.
Пенсия работающим пенсионерам в Крыму
Еще в 2021 году была прекращена индексация пенсий работающих пенсионеров. Каждый год в средствах массовой информации пишут, что правительство возвращается к вопросу восстановления индексации работающим. Однако, воз и поныне там!
Также, каждый год 1 августа осуществляется перерасчет пенсий таким пенсионерам (максимально на три ИПК). В прошлом году, например, такая прибавка составила всего 279 рублей.
В 2021 году перед парламентом Крыма фракцией ЛДПР опять был поставлен вопрос о возврате работающим пенсионерам индексации их пенсий.
Фракция обосновала это предложение тем, что право на индексацию прописано в Конституции России, и распространяется на всех пенсионеров.
Кроме этого, в 2021 году Президент Путин В.В. предложил Правительству представить предложения по возобновлению индексации работающим пенсионерам.
1 февраля Президент сообщил, что в 2021 году работающим пенсионерам запланировано проведение индексации их пенсий на 4-4,1 процента.
Минимальная пенсия в Крыму в 2021 году
Теперь, давайте рассмотрим, что же такое минимальная пенсия, и что данный термин означает?
Данный термин сам по себе ничего не значит. Это условное понятие, в законодательстве оно не закреплено, и применяется только на журналистском уровне.
Также не существует в пенсионном законодательстве и такого понятия, как «минимальный размер страховой пенсии».
Однако, в законе установлено такое понятие, как прожиточный минимум пенсионера (ПМП), который разнится в разных регионах страны.
Как упоминалось выше, в Республике Крым данная величина на 2021 год составляет 9546 руб. При этом, в Севастополе размер ПМП немного выше, и составляет 9862 рубля.
Таким образом, неработающий пенсионер в Крыму не может получать пенсию меньше данной величины (с учетом социальной доплаты).
Поэтому, условно, можно считать 9546 руб. величиной минимальной пенсии для региона Крым.
Еще необходимо понять такой момент. В целом по России также устанавливается ПМП, который в 2021 году составил 10022 рубля.
Так-как ПМП в Крыму в 2021 году оказалась меньше, чем по России в целом, то пенсионеры Крыма должны будут получать доплату из Федерального источника в размере 476 руб. (разница между федеральным и региональным ПМП).
Пенсия работающим пенсионерам в Крыму
Еще в 2021 году была прекращена индексация пенсий работающих пенсионеров. Каждый год в средствах массовой информации пишут, что правительство возвращается к вопросу восстановления индексации работающим. Однако, воз и поныне там!
Также, каждый год 1 августа осуществляется перерасчет пенсий таким пенсионерам (максимально на три ИПК). В прошлом году, например, такая прибавка составила всего 279 рублей.
В 2021 году перед парламентом Крыма фракцией ЛДПР опять был поставлен вопрос о возврате работающим пенсионерам индексации их пенсий.
Фракция обосновала это предложение тем, что право на индексацию прописано в Конституции России, и распространяется на всех пенсионеров.
Кроме этого, в 2021 году Президент Путин В.В. предложил Правительству представить предложения по возобновлению индексации работающим пенсионерам.
1 февраля Президент сообщил, что в 2021 году работающим пенсионерам запланировано проведение индексации их пенсий на 4-4,1 процента.
Назначение и выплата пенсии в Крыму в наши дни регламентируется законодательством РФ. Следовательно, с 2019 года устанавливается:
- пенсионный возраст – 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (без учета переходных положений);
- минимальный стаж – 10 лет в 2019 году при 16,2 заработанных пенсионных баллов (с 2025 года 15 лет стажа и 30 баллов ИПК).
Этого достаточно, чтобы выйти на заслуженный отдых. Граждане, которые вышли на страховую пенсию по старости, продолжат получать выплаты из ПФР несмотря на повышенный пенсвозраст.
В случае, если бы Крым был Украинским в 2019 году, требования к пенсионному возрасту и стажу выглядели бы иначе.
- Минимальный возраст – 60 лет для мужчин и 59 для женщин.
- Минимальный стаж зависит от возраста выхода на пенсию. Граждане Украины, наработавшие 26 лет стажа и более, к 60 годам смогут выйти на заслуженный отдых в 60/59 лет соответственно для мужчины и женщины. Те граждане, которые к этому возрасту заработали всего 16-26 лет стажа, должны будут продолжать работать до 63 лет. Если же стажа набралось всего 15 лет, то украинец сможет отойти от дел только в 65 лет.
Но что делать, если совсем нет страхового стажа, или же его недостаточно для назначения страховой пенсии? В Украине некоторым гражданам положена временная материальная помощь.
Что ожидает крымских пенсионеров в будущем
Согласно утверждениям властей, в 2020 году пенсионеров всех категорий ожидает индексация положенных им страховых пособий. Например, у детей-инвалидов она станет как минимум 10 тысяч.
Как уже было сказано, нижняя граница пенсионных пособий в нашей стране не должна быть ниже прожиточного уровня, принятого в конкретном регионе. Так, для жителей полуострова она равна порядка семи тысяч. Означенная сумма в полтора раза меньше столичного уровня, зато крымчане могут похвастаться тем, что они получают почти на тысячу рублей больше жителей белгородской области.
Кроме этого, всех пенсионеров полуострова ожидает государственная помощь согласно принятому законодательству.
Также запланировано увеличение пособия для неработающих пенсионеров, которые к тому же осуществляют уход за нетрудоспособными членами своей семьи. В зависимости от тяжести состояния опекаемого и возраста опекуна, величина доплаты будет варьироваться в пределах 1200-5500 рублей в месяц.
Средняя пенсия в Крыму
После того, как Крым в 2014 году вошел в состав России, пенсионные выплаты также попали под юрисдикцию РФ.
Однако, пенсионное законодательство РФ в Крыму введено не было, и пенсионеры получали ту же пенсию, что и до присоединения (происходила конвертация гривен в российский рубль).
До 1 января 2015 года средняя пенсия в Крыму оставляла 11200 рублей.
В 2015 году Крым был переведен на пенсионную систему расчета России, и пенсии на полуострове стали начисляться по показателям стажа и размера зарплаты.
Как итог, средняя пенсия в городах Крыма увеличилась до 12015 рублей, а в Севастополе до 13037 руб.
Средний размер социальной пенсии (индексируется ежегодно 1 апреля) в 2021 году составляет 10058,39 руб., в 2022 году — 10768 руб., в 2023 году — 11057,02 рубля.
На сколько добавят пенсии в январе 2022 года в Крыму
Первыми индексируются страховые пособия. В январе 2022-го они должны увеличиться на 5,9%. Такой коэффициент заложен в государственном бюджете. При этом СМИ отмечали возможность пересмотра решения правительства. Пенсии должны повышаться с опережением инфляции. По итогам 2021-го она, очевидно, окажется больше 5,9%. Но пока об изменениях индексации страховых выплат в январе 2022 года не сообщалось.
На сколько добавят пенсии, также определяет ПМП. Осенью 2021-го предполагалось, что в январе 2022-го в Крыму он увеличится до 9 969 руб. Но региональное правительство решило установить новые суммы прожиточных минимумов. Согласно постановлению Совета Министров № 786 от 13 декабря 2021-го, они составят:
- трудоспособное население – 13 379 руб.;
- дети – 12 720 руб.;
- пенсионеры – 10 556 руб.
Расширение оснований для получения пенсий в Крыму и Севастополе
Имеющееся судебное толкование крымских судов по категории граждан, которая имеет место в законопроекте — Правовая позиция ВС РК в Апелляционном Определении от 05.12.2018 г. по делу № 33-10579/18 —
Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
https://судебныерешения.рф/38720826
Правовая позиция ВС РК по делу 33-10213/2019 от 23 октября 2019 года —
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 1014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Как предусмотрено ст.4 Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, вышеуказанные правовые положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
https://судебныерешения.рф/45905708
Таким образом, судебное толкование ВС РК норм ФЗ-208 основным критерием для определения круга лиц, на которых он распространяется, считает основание для приобретения гражданства РФ. Если оно приобретено на основании 6-ФКЗ, то на лицо, его получившее по данному основанию, распространяется действие ФЗ-208.
Судебное толкование залатало прореху несовершенства законодательных положений ФЗ-208. Несовершенство усматривается из дефиниции круга лиц, на которых он распространяется. В данном законе это сформулировано следующим образом (ст. 1) — Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В законе отсутствует указание на то, что эти граждане РФ, должны являться бывшими гражданами Украины, которые приняли гражданство РФ именно на основании ст. 6-ФКЗ. И именно в связи с этим возникла необходимость издания специального закона.
С точки зрения законодательства РФ с категорией граждан из законопроекта все очень просто — граждане РФ работают за границей, взносы в ПФ РФ не поступают, по этой причине, при ее переезде в РФ(присоединении Крыма), стаж работы за границей не учитывается, а может быть учтен только через нормы межгосударственного Соглашения о гарантиях прав, после предоставления документов об оплате взносов в ПФУ, что непосредственно следует из 400-ФЗ.