Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вызов в налоговую инспекцию. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Как себя вести на налоговой комиссии
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
За неявку в ИФНС для дачи пояснений должностному лицу и ИП грозит штраф от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП). За отказ давать пояснения, если представитель налогоплательщика явился в ИФНС, штраф не предусмотрен. За неявку на допрос свидетеля штраф – 1000 руб., за повторное нарушение – 2000 руб. За отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний штраф свидетеля – 3000 руб. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114, абз. 1 ст. 128 НК, письмо Минфина от 08.05.2019 № 03-02-08/33719).
Арбитражная практика свидетельствует о том, что за каждую последующую неявку на допрос свидетеля могут оштрафовать как за повторное нарушение на 2000 руб., а не как за новое, но такое же правонарушение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 № А74-1519/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 № А74-1519/2011).
Судьи признают, что повторная неявка свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении может служить отягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности по части 1 статьи 128 НК.
Если проигнорировать уведомление ИФНС о возможных нарушениях НК и приглашение в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств, налогоплательщику могут назначить выездную проверку (п. 9 Критериев, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, письмо ФНС от 10.03.2021 № СД-19-2/141). Административной и уголовной ответственности для свидетеля за неявку на допрос в инспекцию нет (п. 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.
В каком качестве могут пригласить на беседу
В соответствии со статьей 90 НК РФ, налоговые инспекторы могут пригласить физическое лицо в качестве свидетеля. Это вовсе не обязательно работник компании, по поводу которой ИФНС ведет контрольное мероприятие. Указанная норма закона дает право вызывать абсолютно любое физическое лицо, которое может обладать значимой для ИФНС информацией.
Первое, что нужно запомнить — инспекция обязана прислать повестку. В ней должно указываться, кому следует явиться на беседу. Инспектор не может просто позвонить в компанию и попросить кого-нибудь прийти — это не считается официальным приглашением и может быть проигнорировано.
Кроме того, налогоплательщика могут пригласить в ИФНС для дачи пояснений по вопросу уплаты налогов. Это может быть просто приглашение к инспектору, а может быть налоговая комиссия.
Позвать в ИФНС могут кого угодно. Затребовать пояснения специалисты инспекции могут в отношении любых налоговых вопросов, в том числе:
- пониженная налоговая нагрузка;
- задолженности по уплате налогов;
- занижение налоговой базы;
- фальсификация отчетности.
При любом подобном нарушении налогоплательщик получит требование представить пояснения. Что касается комиссий, то они могут быть по НДФЛ либо страховым взносам. Налогоплательщику должно быть направлено уведомление по форме из приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?
Налоговая прислала мне повестку — вызывают свидетелем по выездной налоговой проверке компании, в которой я работаю инженером. Мой работодатель против того, чтобы я туда шел.
Как мне правильно поступить?
Я советую вам не игнорировать вызов в инспекцию.
Работодатель может быть хоть десять раз против вашего визита в налоговую, но если вы предъявили ему повестку о вызове на допрос, то он обязан не только отпустить вас в назначенный день, но еще и выплатить вам средний заработок за время отсутствия на работе.
Вас же ИФНС наверняка оштрафует на 1000 Р за неявку на допрос без уважительной причины. То, что работодатель не пускает вас в налоговую, такой причиной не является — так считают суды.
Сумма штрафа небольшая, но это не повод игнорировать повестку, ведь налоговики могут направить запрос в полицию об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. И тогда вам все равно придется явиться в инспекцию, но уже под конвоем.
Расскажу подробнее про допрос: как он должен проходить, как оформляется и как лучше себя на нем вести.
Начало допроса. Перед началом допроса инспектор должен:
Получается, допрос нельзя проводить по телефону или электронной почте.
На право не свидетельствовать против самого себя часто пытаются сослаться руководители проверяемых фирм. Но для налоговиков это не аргумент: они проверяют не руководителя, а возглавляемую им организацию. Другое дело, если свидетель — предприниматель, и его вызвали как свидетеля по проверке его самого. Тогда он может отказаться давать показания — так считают некоторые суды.
Постановление АС ЦО от 08.10.2018 № А08-3699/2017 PDF, 66 КБ
Протокол допроса. Свидетелю обязательно должны дать ознакомиться с протоколом допроса. А все его замечания внести в этот протокол. Если при допросе инспекторы вели фотосъемку, видео- или аудиозапись, то, во-первых, они обязаны сделать в протоколе специальную отметку об этом, а во-вторых, приложить к протоколу эти материалы.
Копию протокола налоговики обязаны выдать свидетелю лично под расписку.
Время допроса. Допрос не может проводиться в ночное время — с 22:00 до 06:00. Кроме того, он не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжить допрос можно только после как минимум часового перерыва на отдых и еду.
Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Как правило, рядовых сотрудников компании налоговики допрашивают быстро. Дело в том, что такие допросы налоговики проводят с определенной целью. Например, чтобы подтвердить, что бизнес раздробили для получения незаконной налоговой выгоды. Или чтобы доказать выплату серой зарплаты. На такой допрос не нужно много времени, всем работникам обычно задают одинаковые вопросы.
Другое дело, когда речь идет о допросе руководителя или главбуха. Их допрашивают долго и с пристрастием, стараясь поймать на неточностях, противоречиях, незнании производственных процессов в компании, чтобы затем обвинить, например, в номинальности директора или связях с фирмами-однодневками.
Главное правило поведения на допросе — лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и т. д. Это не будет считаться отказом давать показания.
Общие положения о допросе
Участие свидетеля в налоговых спорах регламентируется ст. 90 НК РФ.
Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности. (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).
Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.
Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.
Допрос и его результаты дают много информации проверяющим. Чем больше информации собирается в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения будут обнаружены. (если, конечно, они есть)
Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа. Сегодня, исходя из принципа экстерриториальности налоговых проверок, вызвать на допрос могут в любую районную налоговую инспекцию. Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения «о допросе» может вызвать местная для свидетеля налоговая инспекция. В редких случаях, допрос может быть осуществлен сотрудником полиции, включенным в состав проверяющих, при выездной налоговой проверке.
Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Нужно ли брать с собой юриста или адвоката на допрос?
Как правило, лучше одному не ходить. Опрашиваемый (или допрашиваемый) находится под постоянным давлением, его могут допрашивать несколько часов подряд. Юрист дает очень большую поддержку, следит за соблюдением прав допрашиваемого.
О том, должен ли юрист обязательно быть адвокатом — не обязательно. Адвокат необходим для представления интересов в уголовном процессе. Вызов в налоговую инспекцию таковым не является.
С другой стороны, представитель на допросе может быть интерпретирован налоговиками как:
- Человек боится, ему есть что скрывать, а значит, к нему нужно проявить больший интерес.
- Все сказанное человеком на допросе в присутствии адвоката будет использовано как аргумент, имеющий большую доказательную силу.
Иными словами, если идти с юристом — нужно грамотно проработать позицию, чтобы не осталось неуверенности.
Помните! От результатов допроса может зависеть очень многое
Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не в пользу налогоплательщика. Тем более, если рассматриваются его связи с фирмами-«однодневками».
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
В данной части рекомендую изучить ранее написанную статью — с должной осмотрительности до реальности исполнения сделки конкретным контрагентом.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать, так как не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать. Лучше как следует подготовиться — проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В практике имеют место быть случаи, когда инспектор умышленно изменяет суть ответов свидетеля. Иными словами — в нужном для себя ключе отражает это в протоколе. Также в практике бывают случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля. Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос. На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.
Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует («сидите, мол, и слушайте, только не мешайте»), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить представителя.
Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.
Зачем вызывают налоговики
Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.
Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.
2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов
3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.
4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.
5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.
6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.
7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.
8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.
Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.
Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:
- по НДФЛ;
- по страховым взносам.
Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.
Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.
Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты
В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.
Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.
На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации
Уведомление о вызове налогоплательщика и ответственность за неявку
Да, налоговики вправе направлять уведомления о вызове налогоплательщика. Вместе с тем в вашем случае штрафа за неявку в инспекцию быть не должно, так как уведомление было вручено вам незаконным способом.
Вызов — в законе
Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговикам право вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов для дачи пояснений:
— в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
— в связи с налоговой проверкой;
— в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
Этому праву налоговиков корреспондирует обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Уведомления о вызове налоговики составляют по форме, приведенной в приложении 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. При направлении компаниям данных уведомлений инспекторы руководствуются рекомендациями, разработанными ФНС России и направленными нижестоящим налоговым органам письмом от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.
В этом письме приведен следующий перечень случаев, в которых налогоплательщику может быть направлено уведомление о вызове:
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии по легализации налоговой базы;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной проверки ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации с документами, составляемыми при проведении выездной проверки;
4) в иных случаях.
Кроме того, в данном письме ФНС рекомендовала подчиненным приводить в тексте уведомления ссылку на ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Она предусматривает штраф для руководителя компании в сумме от 2000 до 4000 руб. за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Таким образом, в том, что налоговики направили вам уведомление о вызове, нарушения нет. Это подтверждает и письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21.
В правовых базах нам удалось найти только одно судебное решение, в котором арбитры признали уведомление о вызове незаконным. Это постановление ФАС Центрального округа от 27.05.2013 № А68-7925/2012.
Налоговики вызвали предпринимателя для дачи письменных пояснений по сумме отраженного в декларации ЕНВД, физическому показателю, корректирующему коэффициенту К2, а также уменьшению налога на страховые взносы. Но предпринимателю удалось доказать судьям, что раз уведомление направлено в период проведения «камералки», действительной целью налоговиков было истребование дополнительных доказательств в ходе проверки. А это противоречит ст. 88 НК РФ, которая позволяет налоговикам требовать у налогоплательщика представления пояснений только при наличии ошибок и противоречий в декларации.
Но, во-первых, в вашем случае вызов не связан с проведением «камералки», ведь справки 2-НДФЛ не являются декларациями, а потому не подлежат камеральной проверке. А во-вторых, изложенная точка зрения судей — это скорее исключение, чем правило. Большинство судей в данном вопросе на стороне ФНС России. Признавая уведомления законными, арбитры ссылаются на то, что ИФНС, направляя эти документы, действует в рамках полномочий, предоставленных ей ст. 31 НК РФ. Значит, при этом не нарушаются права и законные интересы компаний и индивидуальных предпринимателей, на них не возлагаются какие-либо дополнительные обязанности, а также не создается иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановления ФАС Поволжского округа от 24.10.2013 № А55-35598/2012, Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013, от 23.11.2012 № Ф03-4485/2012 и от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/3393).
Письмо должно быть заказным
Итак, полученное вами уведомление само по себе законно. В то же время способ направления этого документа противоречит Налоговому кодексу.
Порядок, в котором организациям должны направляться документы, используемые фискалами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Так, если конкретный порядок передачи того или иного документа не предусмотрен Кодексом, у налоговиков есть три варианта:
— передать документы непосредственно под расписку;
— направить их по почте заказным письмом;
— передать их в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Как видите, ИФНС должна была направить вам уведомление не обычным, а заказным письмом. Более того, это обычное письмо было выслано всего за два дня до крайнего срока явки, то есть фактически налоговики лишили компанию возможности исполнить свою обязанность. Следовательно, они не имеют права оштрафовать вашего директора по ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время надо учитывать, что судебная практика по привлечению должностных лиц компании к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, за игнорирование уведомления о вызове не сложилась. Поэтому директору вашей компании имеет смысл хоть и с опозданием, но явиться в инспекцию и ответить на вопросы инспекторов по поводу НДФЛ. В случае необходимости отменить штраф явка директора станет дополнительным доказательством законопослушности компании.
Налоговая вызывает для дачи пояснений, что делать?
Для начала просто позвоните, возможно все вопросы можно решить по телефону, а КУДИР отправить через личный кабинет ИП. В книге учета доходов и расходов указывайте только то, что получали на счет ИП, про прошлый год никому не рассказывайте.
Налоговая не может просто так проверить счет физлица, для этого им нужно инициировать налоговую проверку, получив одобрение от вышестоящего налогового органа.
Если же сами укажете, что получали платежи на другой счет — это будет основанием для такой проверки
Нравится 17 1 комментарий Паспорт, заначка наличкой, сухари, шерстянные носки и убегай. Поезда, самолеты проверяются. Выбирайся на машинах. Карты банковские не бери. Телефон выкинь. P.S.:
Просто сходи и поговори. Там нормальные ребята. Ты же не Березовский. У них банальная плановая проверка. Спроси чего именно им надо. Им тоже не нужна лишняя работа.уже жалею что зарегался как ИП
Если платежи получал на банковский счет — как раз хорошо что как ИП.
Если не сечется в РФ платеж, то чего ты паришься. Им тоже не интересно тратить кучу усилий раскапывая твои копейки.
Нравится 11 Комментировать для дачи пояснений по поводу моей деятельности по патентной системе скорее всего, им показалось, что часть платежей, к-е поступили на ваш р/с ИП — не подпадают под патент и они хотят, чтобы вы оплатили с них 6% по УСН — не более того. Распечатайте выписку с р/с и идите спокойно.
Нравится 7 Комментировать В отношении Вас начинается формальное административное производство и Ваша реакция заключается в том, что Вы бежите сломя голову на непрофильный интернет-сайт, задаете этот вопрос и слушаете ответ лопухов, которые понимают в этом еще меньше Вас.
Вы не чувствуете некоторого диссонанса с остротой момента?
Найдите вменяемого бухгалтера, заплатите ему деньги. Пусть он проверит Вашу бухгалтерию, оценит ситуацию, исправит косяки и проконсультирует по сути разговора. с инспектором.
и НИКОГДА не отвечайте неформальным способом в виде «позвонить по телефону» на формальную процедуру.
Я в прошлом году как ИП получил подобное письмо от налоговой, но без подробностей совсем, мол явиться надо, ринулся туда на следующий день, так как было реально страшно..
А оказалось, что у меня сумма фиксированного платежа неверная, так как я в самом начале года случайно два раза сделал один платеж (считай переплатил ~ 2000).
В общем пришел домой удалил платеж ошибочный и переотправил декларацию. Так что все может быть совсем не так страшно =)
Нравится 2 Комментировать Я боюсь туда идти А чего конкретно боитесь? Бить вас там не будут.
Допрашивать тоже — вас же не на допрос к следователю вызвали, где все ваши слова записываются.
Просто придете и поговорите, поясните им некоторые моменты, попросите проконсультировать.
Если у вас вообще бардак там — сначала неплохо бы обратится к хорошему бухгалтеру, который укажет на явные косяки и объяснит что можно поправить.
Нравится 1 Комментировать
Вы главное не признавайтесь ни в чём. Деятельность начали вести сразу и правильно. А то, что было раньше это всё личное.
А то знаете ли, у нас сейчас большинство дело раскрывается посредством чистосердечного.
О вызове налогоплательщика для дачи пояснений
Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов.
Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.
Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст.
23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом.
В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).
До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».
Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г.
№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.
На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.
В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков.
Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу.
Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки.
После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами.
В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.
Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014).
Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей.
При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.
Не удастся избежать ответственности по ст. 19.
4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г.
№ 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).
Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.
Получили уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по Расчету 6-НДФЛ? Ваши действия
Отчетность 2 квартала 2018 г. началась с получения уведомления о вызове налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений по расчету 6-НДФЛ за 1 квартал 2018 г.
В чем суть вопроса? Налоговая инспекция просит дать пояснения по вопросу «Расхождения в суммах исчисленного (стр.40) и удержанного (стр.70) налога в Расчете 6-НДФЛ». Скан такого письма можно прочитать ниже.
Хотелось бы отметить, что у большинства наших клиентов, находящихся на бухгалтерском обслуживании, данные показатели не будут совпадать, т.к. заработная плата начисляется последним днем месяца (смотрим пункт 2 статьи 223 НК РФ).
А вот выплачиваться заработная плата должна не реже чем каждые полмесяца (это согласно статье 136 ТК РФ). Причем дата выплаты заработной платы может быть любой, не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Т.е.
по сути, мы имеем полное право выплатить заработную плату после даты начисления в любой день до 15 числа следующего месяца. Такие сроки выплаты, конечно же, прописываем в правилах внутреннего трудового распорядка или Трудовом договоре.
Таким образом, сумма исчисленного налога не будет совпадать с суммой удержанного налога, если день выплаты не происходит в последний день месяца, а приходится на любой день (до 15 числа) следующего месяца.
Пояснения очевидны. В ответ на уведомление сообщаем, что заработная плата начисляется последним днем месяца, а датой выплаты заработной платы согласно Трудовому договору является 06 число месяца следующего за месяцем начисления.
В связи с этим по строке 40 Раздела 1 сумма исчисленного налога, которая составила 200 000 рублей, не будет совпадать с суммой удержанного налога по строке 70 Раздела 1, которая составила 150 000 рублей, на 50 000 рублей. Данная сумма в 50 000 рублей – это сумма налога на доходы физических лиц, начисленная за март 2018 г., но перечисленная в бюджет 06 апреля 2018 г., т.к.
именно 06 апреля 2018 г. заработная плата была выплачена сотрудникам компании. Данная сумма налога будет отражена в расчете 6-НДФЛ за 1 полугодие 2018 г.
Уведомления подготовлены, но дело в том, что в данном случае налогоплательщика вызывают в налоговый орган. Нам очень долго не удавалось дозвониться по указанным номерам. В итоге дозвонившись, инспектор ответил, что налогоплательщику являться нет необходимости, достаточно будет дать ответ на уведомление в письменном виде.
Если Ваша компания получила подобное требование, готовьтесь грамотно на него ответить. Заказать подготовку ответа за 2 000 руб. сейчас! Скорее всего, дозвонившись до инспектора Вам будет дан ответ, что явка не нужна, ведь время и дата не указаны.
Интересует бухгалтерское обслуживание? Звоните по телефонам, приходите на консультацию!