Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда в мастерской по ремонту автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей
Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.
- К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
- Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
- Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
- Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
- Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
- Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.
Пожарная безопасность и охрана труда
В надзорных органах согласовываются план помещения и прилегающей территории к СТО, расположение инженерных коммуникаций. Параллельно к требованиям охраны труда уделяется внимание пожарной безопасности автомастерской. Владелец СТО должен создать все условия для безопасного труда с минимальными рисками травматизма — проработать маршруты эвакуации, оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электроинструмента при возникновении пожара.
В охрану труда включается комплекс мероприятий по обучению сотрудников пожарной безопасности. В рамках программы освещаются правила пользования огнетушителями и пожароопасным оборудованием, отрабатываются действия персонала при пожаре на территории СТО.
Отдельное внимание уделяется пожарным требованиям на СТО — владельцу автосервиса требуется контролировать состояние системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также вести учет средств пожаротушения и график по инструктажу сотрудников.
II. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям
11. Территория автотранспортной организации (далее — организация) в ночное время должна освещаться.
12. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории организации должны постоянно находиться в закрытом положении.
13. Хранение агрегатов и деталей на территории организации должно быть организовано на стеллажах, подставках и приспособлениях, обеспечивающих их устойчивость и возможность захвата или строповки при подъеме и перемещении.
14. При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории организации открытые люки и ямы должны ограждаться. В местах перехода через траншеи должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.
15. Для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
16. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.
V. Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для хранения транспортных средств
50. Высота помещений для хранения транспортных средств (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций или инженерных коммуникаций и подвесного оборудования) и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, подлежащего хранению в помещении, но не менее 2 м.
Высота проходов на путях эвакуации работников должна быть не менее 2 м.
51. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.
Температура в помещениях не должна быть ниже 5°С.
52. Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.
53. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно позволять открывать двери кабины транспортных средств.
X. Требования охраны труда при выполнении слесарных и смазочных работ
101. При проведении ударных работ с использованием ручного инструмента: молотков, кувалд, а также при работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения мелкими частицами обрабатываемого материала.
102. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети. Запрещается оставлять без присмотра электроинструмент, подключенный к электросети.
103. Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается только при помощи конусной оправки.
104. Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками.
Прессы должны быть укомплектованы набором оправок для различных выпрессовываемых или запрессовываемых деталей.
Допускается применение выколоток и молотков с оправками и наконечниками из мягкого металла.
105. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается использовать открытый огонь.
106. При замене или доливе масла и жидкости в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать при помощи инструмента.
107. Нагнетатели смазки с электроприводом должны иметь устройства, исключающие превышение установленного давления более чем на 10%. При проверке этого требования срабатывание предохранительного устройства должно происходить при повышении максимального давления не более 4%.
108. Нагнетатели смазки с пневмоприводом должны быть рассчитаны на потребление воздуха с давлением не более 0,8 МПа.
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.
ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
2.1. Надеть спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов, волосы убрать под головной убор. Запрещается производить работы в промасленной и пропитанной горюче-смазочными материалами спецодежде.
2.2. Перед началом работы слесарь по ремонту автомобилей должен:
— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов;
— проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;
— проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования;
— проверить наличие средств пожаротушения и в случае отсутствия сообщить об этом своему непосредственному руководителю;
— включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости — местную вентиляцию;
— удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов.
2.3. Транспортные средства должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
2.4. После постановки транспортного средства необходимо выполнить следующее:
— затормозить транспортное средство стояночным тормозом;
— выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);
— установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
— под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);
— на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Двигатель не пускать! Работают люди» (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).
2.5. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».
2.6. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, необходимо подготовить лежак, а при выполнении работ с упором на колени — наколенники из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.
2.7. Слесарь по ремонту автомобилей не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— неисправности инструментов, технологической оснастки, средств защиты,
— несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструментов, приспособлений, средств защиты,
— неустойчивом положении узлов, агрегатов, автомобильной техники,
— вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением,
— недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним,
— отсутствии первичных средств пожаротушения.
2.8. Обнаруженные нарушения и недостатки должны быть устранены собственными силами, а при отсутствии такой возможности, слесарь обязан немедленно сообщить о них непосредственному руководителю.
Руководитель проектов
«Секрет моего успеха прост — человеческое отношение к Клиентам, соблюдение сроков, выполнение обещаний. Мне нравится моя работа и я с удовольствием помогу Вам решить наболевшие вопросы максимально оперативно и с высоким уровнем эффективности.»
Среди моих Клиентов такие компании как:
- Корпорация «Главмосстрой»;
- ЗАО «Балтинком»
- ООО «СК Нева-Строй»
- ФГУП «ГКНПЦ им.М.В. Хруничева» (ракетостроение);
- Издательство «Махаон»;
- ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы» Банк;
- РАО ЕЭС,
- БАЗЭЛ,
- Керхер,
- Пионер Рус,
- Икеа,
- Самсунг РУС
- Кадровый холдинг Анкор
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе в качестве механика автомобильной колонны (далее по тексту – механик) допускаются лица, имеющие соответствующую выполняемой работе квалификацию, прошедшие первичный при трудоустройстве и в дальнейшем периодические медицинские осмотры, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Механик, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней, механик должен пройти внеплановый инструктаж.
1.3. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускаются.
1.4. Механик, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: нормативные документы, касающиеся организации технического обслуживания и ремонта автомобилей. Технические характеристики, конструктивные особенности, правила эксплуатации автомобилей. Организацию и технологию ремонта автомобилей. Способы рациональной организации рабочего места. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на инспектора во время работы. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Механик, направленный для участия в несвойственных его должности работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.6. Механику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.7. Во время работы на механика могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся автомобили, машины и механизмы;
— повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола;
— повышенная загазованность воздуха;
— повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
— неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека.
1.8. Механик должен быть бесплатно обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с действующими нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ.
1.9. Механику следует помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.10. Для предупреждения возможности возникновения пожара механик должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.11. Механик обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.12. Механик должен соблюдать установленные для него режимы труда и отдыха.
1.13. В случае заболевания, плохого самочувствия механику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Механик, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Механик, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
Безопасность выполнения работы автомеханика
Ремонтные работы и техническое обслуживание авто можно осуществлять только в специально оборудованных местах, которые имеют необходимые для этого приборы и инструменты. Принимать к работе можно транспорт в чистом и сухом виде.
Все работы должны производиться только после того, как автомобиль будет закреплен с помощью противооткатных упоров под колеса, коробка передач – в нейтральном положении, двигатель — выключен.
Если необходимо провести ремонт узлов, которые имеют в себе жидкости, важно слить их до снятия узлов и агрегатов. Недопустимо проливать масло, топливо, охлаждающую жидкость и др. Если это произошло, автомеханик обязан немедленно удалить протечку с помощью песка или опилок. Отработанное масло нужно сливать в специальные емкости.
Запрещено хранить в рабочей зоне легковоспламеняющиеся жидкости, а также производить обработку узлов и агрегатов с использованием горючих веществ, кислот и т.д. Использованную промасленную ветошь нужно убирать в специальные металлические ящики, предназначенные для этих целей.
Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов
113. Проверяют состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверка работы двигателя и прием автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя). Работник, осматривающий и принимающий автомобиль (контролер, механик, дежурный и т.д.), должен иметь переносную электрическую лампу с предохранительной сеткой напряжением 36 В (при работе в смотровой канаве — 12 В) или переносный электрический фонарь. Проверяют техническое состояние автомобиля в соответствии с настоящими Правилами и Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта путем опробования отдельных механизмов (стартера, стеклоочистителя, указателей поворотов, тормозов и т.д.). При этом необходимо проверить номенклатуру и качество инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
Движение автомобилей, тягачей, мотоциклов, мотороллеров по территории предприятия
117. Водить автомобиль, мотоцикл и т.п. на территории автотранспортного предприятия разрешается только тем лицам (независимо от их специальности и занимаемой должности), которые имеют удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные Госавтоинспекцией. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, мотоцикла, мотороллера, в том числе и на опробование их после ремонта и регулировки.
118. Движение на территории автотранспортного предприятия и в производственных помещениях регулируется установленными дорожными знаками. Вводить нестандартные дорожные знаки запрещается. Скорость движения транспортных средств на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч. Для движения автомобилей по территории предприятия, организации и строительства должен быть составлен схематический план движения транспортных средств и персонала с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.
119. Пребывание людей во время движения автомобиля, даже на малой скорости, на подножках, крыльях, крышах кабин запрещается.
120. При перегоне автомобилей по территории предприятия, а также при опробовании их после ремонта запрещается находиться в кузове и кабине людям, не имеющим непосредственного отношения к выполняемой в этот момент работе.
Предписания специалистов службы ОТ
Служба охраны труда контролирует безопасность всех видов работ, которые ведутся на предприятии. Инженеры по ОТ вправе останавливать любые работы, которые ведутся с нарушениями требований инструкций по технике безопасности и охране труда. При этом они выдают предписания, в которых отображается суть нарушений и указываются сроки их устранения. Игнорирование требований этих предписаний лицами, которым они были выданы, влечет дисциплинарную, материальную, а в особо тяжелых случаях – уголовную ответственность.
В предписание вносятся:
• суть выявленных нарушений требований правил, инструкций по технике безопасности и охране труда;
• ссылки на нормативную документацию, требования которой были нарушены;
• сроки, в которые необходимо устранить нарушения;
• ответственные за устранение выявленных нарушений лица.