Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка эксплуатации тахографов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.
Штрафы за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографа
Различают 2 вида нарушений в этой сфере:
- Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
- Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).
Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции. Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию). Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.
Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.
Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.
Кто имеет право проверять тахографы
С момента вступления в силу закона о необходимой установке тахографа на грузовой автотранспорт, контроль тахографа со стороны сотрудников ДПС ограничивался лишь проверкой наличия его на ТС. Однако по нормам этого недостаточно. Они предписывают проверку работоспособности контрольного устройства. Подобная поверхностная проверка была связана с привыканием к нововведениям, которые, как обычно бывает в России, внедрялись довольно болезненно. Сейчас ситуация кардинально поменялась – инспекторы стал проходить обучение по проверке контрольных устройств.
Тахограф сегодня – обязательный элемент на тяжелых грузовиках и пассажирских автобусах. Эти контрольные устройства, несмотря на относительно дорогую стоимость установки и эксплуатации, уже зарекомендовали себя как надежные элементы контроля водителя и его действий за рулем. Тахограф – электронное устройство, и соответственно, имеет в своей конструкции множество элементов, требующих постоянной проверки. Да и в целом, тахограф и его показания должны не оставаться без контроля на долгое время. Причин этому несколько — во-первых, тахограф записывает в свою память все действия водителя ( время вождения, отдыха, превышение скоростного режима и контроль торможения), а во-вторых, к сожалению, не все российские водители добросовестно подходят к установке и работе с тахографом. В связи с этим встает логичный вопрос — кто имеет право проверять тахографы? Ответ на данный вопрос раскроем далее в статье.
Поверка тахографа — еще одна «дыра» в законе
2903
Свидетельство и иные документы, подтверждающие поверку тахографа, водителям автомобилей необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД при остановке на дороге. Даже несмотря на то, что по закону этого делать необязательно. Эксперт портала Навипорт Андрей Туров разобрался в юридической коллизии.
Фото: Руслан Кривобок, РИА Новости
Знакомая ситуация: инспектор ГИБДД остановил автомобиль и попросил предъявить документы, подтверждающие поверку тахографа. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, в перечень документов, которые водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, свидетельство о поверке тахографа не входит. Поэтому зачастую у водителей таких бумаг с собой нет. Однако сотрудники автоинспекции оформляют административное правонарушение и выписывают штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 11.23 КоАП, в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на водителя и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на должностное лицо.
«В наш холдинг входит несколько транспортных предприятий. Часть машин работает по России, часть занимается международными перевозками, — сказал Андрей Туров. — Некоторые машины ездят строго по графику. Чтобы не нарушать график движения, мы соблюдаем законодательство при перевозках. Из-за вынужденных остановок сотрудниками ГИБДД и разборов на дорогах графики нарушаются». При этом к концу месяца может набегать приличная сумма штрафов.
Эксперт Навипорта обратился за разъяснениями в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. В управлении согласились, что по закону водителям необязательно возить с собой документы, подтверждающие метрологическую поверку тахографа. Однако сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении контроля соблюдения режима труда и отдыха имеют полномочия проверить исправность тахографа. «В случае отсутствия поверки он считается неисправным, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП», — отмечается в ответе МВД. При этом в управлении не уточнили, необходимо предъявлять оригиналы или копии документов.
В статье 11.23 отмечается, что транспортным средством нельзя управлять, а также выпускать его на линию для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля — тахографа. Также нельзя управлять или выпускать на линию автомобиль с неработающим или не соответствующим установленным требованиям тахографом. Исключение — поломка устройства уже во время рейса.
Другими словами, если водитель не может предъявить на месте свидетельство о поверке тахографа, инспектор формально может счесть его неисправным, даже несмотря на то, что контролирующее устройство вполне исправно работает. И уже в рамках производства по делу могут быть истребованы необходимые документы, позволяющие установить исправность тахографа.
Такая ситуация — еще один пробел в законодательстве, когда одну сферу транспортной деятельности регламентирует несколько законов и подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу, сказала президент Единого Союза Тахографистов Оксана Беспалова. Задача портала Навипорт — разъяснять правила рынка и требования закона, выявлять вот такие юридические коллизии.
Ознакомиться с ответом МВД
Хранение полученной информации
С вопросом как заполнять тахошайбу мы разобрались, теперь рассмотрим, как сохранять полученную информацию и нужно ли это делать вообще. Водитель должен помнить, что одного умения заполнять шайбу тахометра мало. Он должен обеспечить сохранность использованных шайб в кабине транспортного средства, в течение двадцати восьми календарных дней они должны оставаться в машине. Это необходимо для того, чтобы при необходимости их можно было предъявить по требованию, уполномоченному лицу. После прохождения двадцати восьми календарных дней шофер должен отдать их владельцу транспортного средства, у которого они должны храниться в течение одного года.
При проведении проверки предприятия, если проверяющие лица потребуют предъявить показания тахографа, а их нет на месте, то водитель будет оштрафован на сумму 3000 рублей. Но если утеря произошла по вине владельца машины или предприятия, то сумма штрафа будет составлять от пяти, до десяти тысяч рублей:
На фото видно, как на шайбе сохранилась информация о поездке автомобиля. Проверяющее лицо будет смотреть не только сохранность шайб, но и показания. Потом будет проводиться сверка с данными, имеющимися у предприятия или владельца транспорта.
При работе с тахографом лучше обезопасить себя и своё предприятие от лишних проблем. Для этого нужно к процессу эксплуатации подходить правильно, с соблюдением всех требования и норм. Тогда владелец машины сможет без труда защитить себя и своё предприятие от штрафов. Это поможет уберечь время и нервы при проведении проверки, главное, придерживаться требований.
Порядок действий при эксплуатации прибора
Правовое регулирование данных приспособлений отражено в Приказе Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 г.
Это устройство, как и любое другое, требует к себе соблюдение правил его эксплуатации. Для того чтобы зарегистрированная им информация соответствовала действительности, необходимо придерживаться следующих правил:
- Тахограф должен быть сопровожден инструкцией и картой водителя.
- До установки устройства ознакомьтесь с инструкцией. Изучите подробно порядок работы. Требования к знанию всех нюансов работы аппарата предъявляются не только к механику работодателя, но и к водителю.
- Важно знать алгоритм извлечения из него записанной информации. При остановке водителя представителем закона, шофер должен по его требованию предоставить распечатку зафиксированной информации. В противном случае инспектор может это расценить как правонарушение и наложить штрафные санкции.
- Перед началом смены, работник должен вставить специальную персональную карту водителя в слот слева устройства. Затем ввести пинкод карточки. Правый слот предусмотрен на случай посменной работы со вторым водителем. Он активируется второстепенно.
- Далее регистрируется отправная точка маршрута. Если эта точка одна и та же каждый раз, то ее можно забить один раз, и она будет автоматически регистрироваться.
- По завершению смены аппарат запросит фиксацию окончания рабочего периода с указанием места остановки. После этих действий можно забрать карточку.
Водителям данных ТС запрещено:
- вставлять неисправную, грязную карту в тахограф;
- вытаскивать карту во время поездки из устройства.
ЗАПОМНИТЕ! Каждая карта имеет срок эксплуатации. Следите за данным сроком, так как по его истечению эксплуатация запрещена.
Также важно иметь сертификаты на установленный аппарат.
- Один из них должен подтверждать электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.
- Второй – соответствие техническому регламенту Таможенного Союза.
- Третий – калибровку (в нем указаны идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров).
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их урегулирования
Как правило, споры возникают в следующих ситуациях:
- Инспектор хочет забрать индивидуальную карту водителя. Этого делать нельзя, так как она является собственностью шофера.
- Водитель хочет избежать ответственности в связи с незнанием как распечатать данные или в связи с отсутствием бумаги. В данном случае законодательство на стороне ГИБДД. Нет распечатки, получи штраф (как оплатить штрафы ГИБДД?).
- Инспектор не хочет ставить отметку на таходиске о том, что он проверил данные. В данном случае он обязан это сделать, с целью исключения двойного наказания за одно и то же нарушение.
- Сотрудник ГИБДД составил протокол, но не подкрепил к нему распечатку. Это нужно сделать обязательно, так как иного доказательства о том, что правонарушение имело место быть не существует. Законность составленного протокола без распечатки можно легко оспорить в суде.
- При таких правонарушениях редко получается договориться с сотрудником ГИБДД. Это связано с тем, что когда инспектор вставляет свою карту для снятия информации, тахограф записывает Автоматически данные карты представителя закона.
В случае проверки реквизиты карты инспектора будут опознаны, и из-за отсутствия составленного протокола сотруднику грозит ответственность. - Представитель закона утверждает, что вы подделали данные аппарата. В данном случае не спешите соглашаться с ним. Бремя доказывания данного обвинения лежит на правоохранительных органах.
Тахографы сохраняют данные всех карт, которые в них были введены, а карты запоминают данные всех тахографов, в которые их вводили. Следовательно, получается перекрестная синхронизация данных, достоверность которых можно перепроверить.
ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (АНАЛОГОВЫЙ)
- По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать шайбы (диаграммные диски) за предыдущие 15 рабочих дней и шайбу из тахографа, в том числе СТС.
- Наличие заводской таблички на тахографе и её действительность.
- Наличие калибровочной таблички на кузове автомобиля.
- Проверка размерности шин.
- Сверка данных тахографа, калибровочной таблички, шин и СТС.
- Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
- Проверка времени тахографа и отклонения +- 10 мин.
- Проверка шайб тахографа на правильность заполнения и соблюдения режима труда и отдыха.
- В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на обороте диаграммных дисков (шайб).
Кто, где и как имеет право проверять тахограф? — ТС-Технолоджи
Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.
Различают 2 вида нарушений в этой сфере:
- Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
- Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).
Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции.
Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию).
Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.
Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.
Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.
Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.
Основные причины снижения функциональности цифрового тахографа
В 2021 году в транспортный устав были внесены поправки, согласно которым владельцам грузовиков необходимо заменить установленные ранее аналоговые устройства учёта на более современные цифровые модели. Они обладают большим объемом памяти, чем их предшественники, быстрее работают и надежнее.
Система криптозащиты информации не позволяет полностью удалить, частично почистить или иным другим способом фальсифицировать информацию о перемещениях транспортного средства, трудовом режиме водителя, количестве потраченного топлива, пройденном километраже и особенностях маршрута.
Бортовой измерительный прибор – дорогое приспособление, изначально защищенное от сбоев и поломок системой самодиагностики. Она выявляет неисправности и ошибки тахографов «Атолл», «Штрих-М», «Сатурн» вида СКЗИ и других популярных марок, указывает на несовместимость с другими приборами. Запустите эту программу, и вы узнаете, с какой неполадкой столкнулись.
Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!
Иногда ПО не показывает, что не так, но пользователь видит, что прибор функционирует неправильно. Тогда вам необходимо обратиться в сервисный центр. Техподдержка проведет комплексную диагностику, которая выявит причину сбоя. К самым популярным вариантам относятся:
-
Механические повреждения
. Автомобиль сильно тряхнет на кочке, из-за удара отдельные детали установленного аппарата выйдут из строя, и общий ход работы будет нарушен. То же самое произойдет, если пролить на него какую-нибудь жидкости или уронить. -
Загрязнение
. Если вы не будете регулярно протирать и чистить устройство, чип покроется слоем пыли, начнет неправильно считывать информацию, и «глючить». Не доводите до этого. Если будете использовать неисправную карту, испортите тахограф, а его замена будет не только сложнее, но и дороже. -
Неверное программное обеспечение
. Заводской брак. В этом случае воспользуйтесь гарантийным обслуживанием и устраните его. -
Воздействие прямых солнечных лучей
. Владельцы часто крепят прибор на передней панели машины, где лобовое стекло. Ультрафиолет обесцветит специальные знаки и они откажутся функционировать. -
Сломаны датчики устройства
. Мы не рекомендуем чинить самостоятельно провода и дополнительное оснащение. Доверьте это профессионалам сервиса. -
У блока, отвечающего за систему криптозащиты информации, истек срок годности
. Обычно он работает исправно три года, после чего требует демонтажа и замены. Это самая распространенная причина появления ошибок.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2020 году
Что это такое калибровка тахографа (тарировка) в 2021 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со , расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб., для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, — от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб. Кроме того, санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
Что представляет собой аналоговый самописец
Внешне такая система имеет общие признаки как радиомагнитолы, так и спидометра. У него есть круглый циферблат, на котором присутствуют часы и спидометр. Если вы не знаете, как правильно пользоваться тахографом, мы поможем вам в этом. В данном случае, если вы решили приобрести устройство аналогового типа, то необходимо знать, какие данные есть на оборудовании. Итак, на лицевой панели устройства находится следующая информация:
- текущая скорость машины;
- пройденное время и путь автомобиля;
- режимы работы устройства;
- индикаторы для определения факта превышения скорости, используемые для установки диаграммного диска;
- переключатели рабочих режимов для первого и второго водителя.
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Пиктограммы (значки) тахографа
Пиктограммы тахографа – это специальные графические изображения (значки или символы), отображающие узнаваемые черты различной тахографической информации, обозначающих людей, их действия, объекты и их состояние, режимы работы тахографа, временные периоды, особые ситуации, а также ошибки и сбои в работе оборудования.
Пиктограммы можно увидеть на дисплее и распечатках тахографа, а потому навык их визуального распознавания нужен не только водителю, эксплуатирующему тахограф, но и контрольным (надзорным) органам в целях выявления нарушений установленных режимов труда и отдыха, скоростного режима.
Ниже представлен основной набор пиктограмм, изучив которые можно интуитивно понять значения их комбинаций.
1. Основные пиктограммы
1.1. Набор пиктограмм, обозначающих людей, их действия и режимы работы тахографа
Пиктограмма | Тип карты | Действия | Режим работы тахографа |
Предприятие | Блокировка/выгрузка данных | Режим предприятия | |
Инспектор | Контроль/выгрузка данных | Режим контроля | |
Водитель | Управление | Режим управления | |
Мастерская | Настройка/выгрузка данных/проверка | Режим настройки |
Для того, чтобы ориентироваться в возможных неисправностях тахографов, следует разобрать те особенности, которые встречаются при их эксплуатации.
Прежде всего важно понимать, почему тахограф может не работать правильно, а также какую информацию демонстрирует на дисплее при проявлении неисправности.
Все вместе это может обеспечить грамотное устранение причины неполадки, согласно которой наблюдается сбой в работе прибора мониторинга.
Ведь если инспектор заметит, что эта техника работает неправильно, или вообще не работает, то он вполне может выписать штраф в размере от одной до трех тысяч рублей, когда речь идет о водителе.
Для должностного лица взыскание составит уже 5-10 тысяч рублей, и конкретный размер выбирается на усмотрение самого инспектора и степени вины.