Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов кому положен соцработник, порядок оформления заявки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная социальная помощь предоставляется различным категориям граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. Основная цель социальной помощи — улучшение качества жизни и социальной адаптации людей, находящихся в уязвимом положении.
Доступ к государственной социальной помощи обеспечен через социальные службы, которые осуществляют социальное обслуживание населения и предоставляют услуги по поддержке и помощи в различных сферах жизни.
Основания для получения государственной социальной помощи могут быть различными и включают следующие:
- Низкий уровень дохода. Люди, находящиеся на грани бедности или имеющие доход ниже установленного минимального порога, могут получить государственную социальную помощь.
- Безработица. Люди, находящиеся без работы и не имеющие средств к существованию, могут обратиться за помощью в социальные службы.
- Инвалидность. Люди с физическими или умственными ограничениями могут получить государственную социальную помощь для обеспечения своих основных потребностей.
- Материнство и детство. Женщины, находящиеся в декретном отпуске, и семьи с детьми могут получать различные виды государственной социальной помощи.
- Возрастные ограничения. Пожилые люди и лица пенсионного возраста могут получать государственную социальную помощь для обеспечения достойного уровня жизни.
- Семейное положение. Лица, находящиеся в состоянии брака или имеющие зависимых членов семьи, могут претендовать на государственную социальную помощь.
Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:
- нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
- ветераны боевых действий;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- дети-инвалиды;
- участники Великой Отечественной войны;
- лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
- несовершеннолетние узники времен ВОВ;
- члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.
Один час работы социального работника по дому стоит 6 рублей 78 копеек. Если услуга занимает всего 10 минут, можно посчитать, сколько это будет. Доставка ведра воды в дом — 1 рубль 2 копейки. Смена нательного белья тем, кто неспособен к самообслуживанию, — 1 рубль 42 копейки. Мытье головы — 1 рубль 90 копеек. Покупка промышленных товаров первой необходимости — 5 рублей 70 копеек. Это если полная оплата, а если частичная, то цена услуги делится пополам. В общем, это копейки. Пенсии сейчас на уровне 2006 года, а цены на услуги пока прежние.
Вы предполагаете пересмотреть эти тарифы на услуги?
Мы делаем расчет новых тарифов. До этого нам нужно было подготовить нормативную базу: о стандартах оказания платных услуг, о гарантированном перечне и так далее. С вступлением в силу федерального закона № 122 эта работа возложена на субъекты Федерации.
На сколько возрастут цены на услуги?
Мы можем говорить сейчас только предположительно. По надомному обслуживанию цены, мы полагаем, возрастут незначительно. Примерно в 2,5 раза, в соответствии с методикой расчета цен на услуги. К примеру, замена постельного белья будет стоить 6 рублей. Помощь в приготовлении пищи — 13 рублей. Содействие по оплате коммунальных услуг стоило 3 рубля 80 копеек, значит, будет около 9 рублей 50 копеек. Тарифы должны пройти стадию утверждения, поэтому мы сейчас точно не можем сказать, когда они начнут действовать.
Жизнь меняется, появились ли, согласно новым документам, новые социальные услуги?
Основные услуги остаются те же, но объем их расширился, исходя из потребностей. К примеру, раньше была заложена топка печи, а сейчас — помощь в топке печи. Помощь в приготовлении пищи. Для сокращения затрат времени на обслуживание и чтобы стимулировать бабушек самих двигаться, посильно что- то для себя делать. Социальный работник затопил печь, а бабушка наблюдает, если может. В это время социальный работник делает другие дела. В результате интенсификации социальные работники могут брать большую нагрузку: не 4 человека, как прежде по нормативу, а 6 — 7.
Из гарантированных услуг часть перекочевала в дополнительные, которые оказываются за плату абсолютно всем. Это, например, обработка земли. А то социальный работник на селе часто и пашет, и сеет, и полет грядки, и огород поливает. А дети и родственники подопечного порой проживают на той же территории, и их это вполне устраивает.
А овощи засолить социальный работник поможет?
Да, мы предусмотрели такие разовые услуги, как закупка овощей для длительного хранения, консервирование. Мы учли и сопровождение на диспансеризацию или на санаторно-курортное лечение за пределы населенного пункта. Даже посещению театра может содействовать социальный работник. Такое может быть не часто, но наверняка кому-нибудь захочется.
«Во время войны мы были еще детьми, но вели себя по-взрослому. Не ныли, не плакали. Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то из детей отказался от какой-то работы, хотя, конечно, было тяжело. Теперь многие из нас, тружеников тыла, стали инвалидами. К некоторым ходят помощницы из социальной защиты. И за эту помощь берут непомерную для наших пенсий плату.
Варвара ЗАМОСКОВЦЕВА. Сузун.»
Нам с дедом идет восьмой десяток. Всю жизнь работали в совхозе: у меня стаж 43 года, а у него 45 лет. К нам прислали социального работника для помощи. Сначала за свои услуги она взяла с меня 45 рублей, потом 85, потом 102 рубля. Говорила, мол, много получаем пенсии. Но ведь мы живем в сельской местности. Нам нужны дрова, необходим уголь. Скотину уже не держим, значит, продукты все покупные. Да и лекарства дороги, а мы без них уже не можем жить.
Прошу вас, напишите, нужно ли платить деньги за социальную помощь нам по хозяйству? В этих сомнениях я отказалась от социальной помощницы, а у самой уже сил никаких нет,
да и дед мой инвалид первой группы по зрению.
Прасковья ЗУБОВА. c. Красноселье Чановского района.»
Если опереться на соцработника
Посещение врача без пациента или вызов врача на дом —
6 рублей 17 копеек.
Сопровождение к врачам узких специальностей —
9 рублей 49 копеек.
Доставка анализов в лабораторию — 4 рубля 75 копеек.
Прогулка продолжительностью до 1 часа —
5 рублей 22 копейки.
Помощь в проведении специальных упражнений
по рекомендации врача — 3 рубля 39 копеек.
Покупка и доставка лекарств и изделий медицинского назначения — 5 рублей 22 копейки.
Сопровождение на прием к стоматологу и протезисту —
9 рублей 49 копеек.
Тарифы утверждены в 2001 году.
Помощь на приусадебном участке
Содействие в обработке участка площадью до 15 кв. м.
и сборе урожая (помидоры, картофель, свекла, лук, морковь)
Обработка земли вручную — 5 рублей 64 копейки.
Посадка овощей — 6 рублей 64 копейки.
Прополка — 8 рублей 7 копеек.
Рыхление — 5 рублей 70 копеек.
Полив — 5 рублей 70 копеек.
Уборка урожая в объеме 1 ведра из закрытого грунта (помидоры, огурцы) — 95 копеек.
То же из открытого грунта (свекла и др. овощи) —
1 рубль 90 копеек.
Тарифы утверждены в 2001 году.
Из нового перечня, утвержденного
в 2005 году
Социально-психологические услуги:
оказание индивидуальной социально-психологической помощи — беседа.
Социально-экономические:
содействие гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в их получении;
содействие в трудоустройстве инвалида в соответствии
с его физическими возможностями и умственными способностями.
Социально-правовые:
помощь в оформлении документов;
оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения;
содействие в получении юридической помощи
и иных правовых услуг.
1 января 2015 г. вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в России». Он предусматривает ряд серьезных организационных изменений в социальной политике нашего государства.
Так, в законе говорится об изменении роли социальных работников, которые будет не только оказывать помощь по дому пожилым людям и одиноким инвалидам, но и будут помогать им получать медицинские, образовательные и правовые услуги.
По новому закону рассчитывать на государственную помощь смогут люди частично или полностью потерявшие способность обслуживать себя самостоятельно в силу возраста, инвалидности, болезни. Сюда же можно отнести семьи с ребенком-инвалидом или инвалидом, требующим постоянного ухода, люди без места жительства и работы и др.
В сферу деятельности социальных работников также оказание помощи людям с алкогольной, наркотической или игровой зависимостью, людям, пострадавшим от насилия в семье. Однако помощь может быть оказана только в случае просьбы со стороны потерпевшего.
В новом законе впервые прослеживается принцип социального сопровождения: от профилактики возникновения затрудненных жизненных обстоятельств до вывода из возникших затруднений. Для реализации данного принципа будут составляться индивидуальные программы, в рамках которых в семьях планируется работа социальных психологов, и, в случае необходимости, наркологов.
Женщинам, подвергшимся насилию в семье, социальные работники помогут обратиться в закрытые кризисные центры, где они будут защищены от агрессии со стороны своих мужей. Социальные работники также смогут оказать помощь в поиске работы или перепрофилировании человека.
В планах государства снабдить каждого социального работника «дорожной картой» то есть программой оказания услуг. По сути, в обязанности социального работника с 2015 года будет входить следующий набор:
— покупка лекарств и продуктов;
— уборка в квартире;
— приготовление еды;
— помощь в оказании медицинских услуг;
— помощь в юридических вопросах;
— помощь в социальной сфере (получение пособий, оформление документов);
— помощь в занятости.
Социальная помощь оказывается бесплатно:
— малоимущим людям;
— несовершеннолетним детям;
— пострадавшим в чрезвычайных ситуациях или вооруженных конфликтах. Этот список не окончательный и региональные власти имеют право дополнять его по собственному усмотрению.
Остальным услуги предоставляют платно, причем цены в регионах будут научно рассчитываться и отличаться друг от друга.
По новому закону пользователь будет вправе выбрать ту организацию социального обслуживания, которой он больше доверяет. Перечень организаций (государственных и частных) будет выдаваться пользователю на руки. Предварительно местные органы власти должны будут составить реестр всех организаций, оказывающих услуги социального характера: комплексные центры социального обслуживания, кадровые агентства сиделок, патронажные службы, магазины медтехники и т.д.
Министерство по труду считает, что подобная практика способна подхлестнуть частный бизнес в социальной сфере. К 2018 году в Российской Федерации планируется увеличить долю негосударственного сектора минимум до 10%.
Он предусматривает ряд серьезных организационных изменений в социальной политике нашего государства. Так, в законе говорится об изменении роли социальных работников, которые будет не только оказывать помощь по дому пожилым людям и одиноким инвалидам, но и будут помогать им получать медицинские, образовательные и правовые услуги.
Новый закон предусматривает оказание социальной помощи людям частично или полностью потерявшим способность обслуживать себя самостоятельно в силу возраста, инвалидности, болезни. Сюда же можно отнести семьи с ребенком-инвалидом или инвалидом, требующим постоянного ухода, люди без места жительства и работы и др.
В сферу деятельности социальных работников также входит оказание помощи людям с алкогольной, наркотической или игровой зависимостью, людям, пострадавшим от насилия в семье. Однако помощь может быть оказана только в случае просьбы со стороны потерпевшего.
Есть сестры милосердия, которые жизнью своей прикрывают «слабые места» нашего общества…
Они приходят к тем, кто оказался в одиночестве со своей болезнью и старческой немощью, кого не могут или не хотят поддержать родственники. Сестры милосердия Службы помощи нуждающимся трудятся на самых тяжелых патронажных адресах и одна сестра – в доме для престарелых и инвалидов «Малахит» (Екатеринбург, ул. Избирателей, 137).
Они приходят к тем, кто оказался в одиночестве со своей болезнью…
Кому помогают сестры милосердия Службы помощи нуждающимся?
Пожилые и одинокие люди, нуждающиеся в социальной, бытовой и материальной помощи, требующие патронажного ухода на дому
Люди, внезапно оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Люди, проживающие в доме для престарелых и инвалидов – это 320 человек, из которых 175 – пациенты отделения «Милосердие» (лежачие люди с самыми разными физическими недугами), и около 40 человек – «Молодежного» отделения (ДЦП, парализация, психоневрологические заболевания, старческие немощи, поражения органов зрения, слуха, отсутствие конечностей).
Если бы не было этих сестер милосердия, то старость превратилась бы в одинокое и страшное ожидание смерти.
Что делают сестры?
Ухаживают за подопечными в тяжелом состоянии в течение рабочего дня, чтобы дать родственникам возможность ходить на работу
Помогают приготовить обед, принять пищу, сделать уборку, оказывают бытовую помощь подопечному на патронажном адресе
По желанию подопечного организуют приезд на патронажный адрес священника для совершения Таинств Исповеди и Причастия, Соборования
Специально подготовленные сестры милосердия (катехизаторы) помогают в изучении православной веры и подготовки к таинствам
Сопровождают подопечных (обходят палаты, помогают в кормлении, сопровождают на прогулках, помогают одеться и застегнуть теплые вещи)
Оказывают душевную поддержку, общаются, читают подопечным вслух, выслушивают и утешают. Проводят последние часы жизни с умирающими
И, конечно же, молятся за подопечных!
«Радостно, когда можешь помочь не только на словах, а на деле. Радостно, когда появляется новая сестра милосердия или доброволец, и мы можем «прикрыть» какой-то важный патронажный адрес. Много радостных моментов есть в этой моей любимой работе!», – руководитель Службы помощи нуждающимся Татьяна Гендриевна Ананьина. Знакомьтесь!
Валентина Егоровна Политыко
«Стариков жалко, как детей. Тяжело осознавать их психологическую и физическую незащищённость. Они очень разные: старые и молодые, верующие и атеисты, сложные и попроще, но почти все наивны до невозможности.
Об уходе за пожилым человеком
С наступлением пенсионного возраста самочувствие даже самого здорового некогда человека может значительно пошатнуться. Часто обнаруживаются такие заболевания, которые затрудняют дальнейшую самостоятельную жизнь пенсионера. В этом случае ему на помощь должны прийти ближайшие родственники. Идеальна та ситуация, при которой уход никак не влияет и не затрудняет жизнь домашних.
Особенности ухода за пожилыми:
Уход за пожилым человеком — не самое простое занятие как в физическом, так и в моральном плане. Он требует значительной подготовки и того, кто будет заботиться о пожилом лице. Такой человек должен располагать и временем, и денежными средствами, и психологическими ресурсами.
Ухаживающий должен понимать, что от него в очень большой степени зависит самочувствие и ощущения пенсионера, поэтому он должен уметь контролировать свои собственные эмоции, ведь иногда старики ведут себя грубо и несправедливо по отношению к окружающим. Важно понимать, что это делается это не со зла, а лишь потому, что человек больше не может себя контролировать.
Во время подачи документов на найм социального работника, пенсионер должен предоставить справку о размере пенсии.
На основании нее определяется достаток гражданина и необходимость в оплате услуг соцработника. Так, если размер пенсии не превышает 1,5 размера прожиточного минимума региона, то соцработник будет предоставлен бесплатно.
Кроме этого необходимо помнить о том, что все необходимые принадлежности, продукты, бытовая химия и т. д. которые требуются пенсионеру для жизнедеятельности, соцработник приобретает только за счет самого пенсионера.
Внимание! Правила предоставления социальной помощи регулируются на уровне регионов и муниципалитетов. В некоторых городах нормативный акт может предусматривать предоставление бесплатных социальных работников пенсионерам, имеющим почетные звания — например, деятелям культуры, почетным гражданам города и т.д.
Помощь социального работника положена тем, кто полностью или частично потерял возможность сам себя обслуживать, передвигаться. К таким категориям относятся пожилые люди и инвалиды первой и второй группы.
Чтобы получить помощь в виде социального работника, нужно обратиться в центр соцзащиты по месту жительства и представить документы:
- заявление о получении услуги;
- паспорт;
- справку из паспортного стола, в которой указан состав семьи;
- справку о доходах нуждающегося в помощи социального сотрудника и членов его семьи за последний год;
- заключение поликлиники о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг;
- справка об инвалидности (если применимо).
После получения документов нуждающегося поставят в очередь. Однако существует льготная категория, которой положен социальный работник вне очереди. К ней относятся:
- инвалиды войны;
- люди, принимавшие участие во Второй Мировой войне;
- пенсионеры старше 80 лет;
- инвалиды не моложе 70 лет.
Указанным пожилым людям и инвалидам положен социальный сотрудник вне очереди, если они не имеют дееспособных супругов и детей, которые могли бы за ними ухаживать. В исключительных случаях помощь может быть предоставлена, если близкие родственники проживают в другом городе/стране или тяжело больны.
Кроме внеочередников, существует первоочередники. К ним относятся:
- люди, пострадавшие на Чернобыльской атомной станции;
- супруги погибших во Второй мировой войне;
- жертвы политических репрессий, впоследствии реабилитированные.
Если нуждающийся в социальном работнике относится ко льготной группе, то в соцзащиту нужно предоставить документ, подтверждающий это. Например, удостоверение ветерана войны.
Условия заключения договора об оказании помощи соцработником
Договор на соц.обслуживание заключается между нуждающимся в помощи и госучреждением. Срок его действия – календарный год. Особенность таких договоров в том, что они не требуют регулярной пролонгации. Если отсутствует факт письменного отказа от услуг, документ продлевается автоматически.
Регулярность визитов социального работника, также как и перечень выполняемых им функций, определяется многими факторами:
- Возрастом клиента;
- Состоянием здоровья пожилого человека;
- Присутствием рядом близких людей, способных частично оказать поддержку (родственники, соседи, друзья);
- Территорией проживания и бытовыми условиями нуждающегося в помощи.
Перечень работ, составляющих помощь пожилому человеку, закреплен законодательно. По данным Министерства соцразвития наиболее популярными сейчас являются следующие услуги:
- Покупка и доставка продуктов, воды, медикаментов;
- Содействие в оплате услуг ЖКХ и телефонной связи;
- Поддержка психологического характера;
- Помощь в приготовлении пищи и уборке жилого помещения;
- Содействие в осуществлении санитарно-гигиенических процедур.
Разработан свод законов и деклараций, которые регулируют социальный уход за пожилыми людьми. Такие нормативные акты могут иметь силу, как на уровне государства, так и на международном уровне.
Уход за пожилыми людьми на международном уровне регулируется нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на территории всех стран, это:
- Всеобщая декларация прав человека, в ней говорится о том, что люди всех возрастов и социальных групп имеют равные права;
- Европейская Социальная Хартия была принята еще в 1961 году, одно из ее положений гарантирует полное социальное обеспечение нуждающимся в нем людям;
- Международный (Венский) план действий по проблемам старения включает рекомендации по организации должного ухода за пожилыми людьми.
Эти законопроекты содержат основные положения по обеспечению достойной жизни любым слоям населения, в том числе пожилым, одиноким, малообеспеченным, инвалидам и другим социально зависимым людям. Любое демократическое государство руководствуется подобными принципами при принятии законов, регулирующих работу специальных служб, и в планировании социальных программ на уровне государства.
Правовые акты и законы, регулирующие социальную деятельность внутри государства, относятся ко второму, федеральному, уровню. Основным законодательным актом в России является Конституция Российской Федерации.
- инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
- лица, достигшие пенсионного возраста;
- лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи;
- семьи, имеющие детей-инвалидов;
- одинокие матери, разведенные женщины и мужчины, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч. детей-инвалидов;
- многодетные семьи.
- супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним категории граждан;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Мне хотелось бы оформить для себя помощь социального работника. С возрастом мне становится все труднее ухаживать за собой. Родственники тоже пожилые и даже при желании не смогут мне помочь. Пока меня выручают соседи, но я не могу постоянно просить их, например, сходить в магазин или аптеку. Объясните, какую помощь обязан оказать социальный работник своему подопечному и положена ли мне такая услуга?
Как рассказали в Комплексе социальной сферы правительства Москвы, оформить такую услугу можно в специальной комиссии районного комплексного центра или центра социального обслуживания по медицинскому заключению. Социальный работник должен приходить к своему подопечному не реже двух раз в неделю, по договоренности на постоянной основе или временно (на срок от одного до шести месяцев).
Согласно действующему законодательству есть категории граждан, претендующие на получение бесплатных социальных услуг. Их оказывает специальный работник, который осуществляет патронаж. Одинокие люди, имеющие физические ограничения, часто нуждаются в услугах такого куратора.
На предоставления соцработника по уходу за пожилыми людьми на бесплатной основе могут рассчитывать следующие категории населения:
- инвалиды Великой Отечественной войны и других военных конфликтов;
- люди, принимавшие участие в ВОВ;
- люди старше 80 лет, не имеющие близких людей;
- одинокие инвалиды старше 70 лет.
В порядке очереди услуги патронажа оказываются:
- пострадавшим на Чернобыльской атомной станции;
- супругам людей, погибших в ВОВ;
- жертвам политических репрессий и реабилитированным гражданам.
Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.
Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится — ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.
Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.
Сколько нужно платить соцработнику?
Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в области для пенсионеров. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем составляет около 250 рублей.
Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом они стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека, и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.
Разработан свод законов и деклараций, которые регулируют социальный уход за пожилыми людьми. Такие нормативные акты могут иметь силу, как на уровне государства, так и на международном уровне.
Уход за пожилыми людьми на международном уровне регулируется нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на территории всех стран, это:
- Всеобщая декларация прав человека, в ней говорится о том, что люди всех возрастов и социальных групп имеют равные права;
- Европейская Социальная Хартия была принята еще в 1961 году, одно из ее положений гарантирует полное социальное обеспечение нуждающимся в нем людям;
- Международный (Венский) план действий по проблемам старения включает рекомендации по организации должного ухода за пожилыми людьми.
Эти законопроекты содержат основные положения по обеспечению достойной жизни любым слоям населения, в том числе пожилым, одиноким, малообеспеченным, инвалидам и другим социально зависимым людям. Любое демократическое государство руководствуется подобными принципами при принятии законов, регулирующих работу специальных служб, и в планировании социальных программ на уровне государства.
Правовые акты и законы, регулирующие социальную деятельность внутри государства, относятся ко второму, федеральному, уровню. Основным законодательным актом в России является Конституция Российской Федерации. Этот документ регулирует отношения между государством и людьми, как и многие другие сферы нашей жизни.
Согласно Конституции, всем пожилым людям гарантируются такие же права и свободы, как и другим гражданам страны. На основе главного законодательного акта страны разработан свод законов, регулирующих деятельность социальных служб по уходу за пожилыми людьми и инвалидами на уровне государства.