Ответственность за непробитый чек: как избежать штрафа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непробитый чек: как избежать штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Применение контрольно-кассовой техники регулируется Законом от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники» (54-ФЗ). В статье 1.2 четко прописана обязанность продавца предоставить покупателю документ, подтверждающий расчет (кассовый чек). Это требование распространяется как на наличные платежи, так и на платежи с помощью электронных средств (например, карт или Системы быстрых платежей). Таким образом, для всех торговых предприятий, на которых в настоящее время распространяется действие Закона 54-ФЗ — они обязаны ли они выдавать чек при оплате картой.

Что говорит нам 54-ФЗ?

ВАЖНО! Если у компании есть онлайн-касса, но она давно не используется, это повод для налоговых органов начать проверку. С 1 января 2023 отменен мораторий на проверку бизнеса. Надзорные ведомства долго ждали этого момента. Поэтому рекомендуем вам соблюдать кассовое законодательство во избежание ответственности.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели сохраняют возможность работать без кассового аппарата, выдавая бланки строгой отчетности.

В зависимости от того, производится ли оплата банковской картой на терминале или в интернете, кассовый чек должен быть выдан на бумажном носителе или в электронном виде. Для отправки последнего предпринимателю необходимо заранее знать адрес электронной почты или номер мобильного телефона покупателя. Если личных данных клиента не будет, это считается нарушением порядка применения кассовых аппаратов, по которому ФНС налагает на магазин штраф в соответствии с частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ (письмо ФНС № АБ-4-20/11987 от 25 августа 2021 года).

Важно, чтобы в чеке были указаны и другие реквизиты, например, правильное наименование товара. В противном случае также возможны штрафные санкции. Согласно письму ФНС от 24.07.2017 № ЕД-4-20/14361, онлайн-торговля должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ, то есть применение контрольно-кассовой техники и выдача кассовых чеков обязательны и для бизнеса, который имеет интернет-магазин, сайт, лендинг, а также продает товары через социальные сети. Данная позиция не изменилась (поправки в Закон № 54-ФЗ об обратном не вносились).

Уменьшение размера штрафа

При нарушении требований налоговой и административной ответственности за невыдачу или неприменение кассовых чеков, компании могут быть наложены штрафы. Однако, существуют способы уменьшить размер данных штрафов.

  1. Предупреждение и уведомление
  2. Перед применением штрафа, нарушителя должны предупредить об отсутствии корректно пробитых кассовых чеков и отправить уведомление о возможности наложения штрафа.

  3. Проверка штрафа
  4. Рекомендуется проверить корректность и размер штрафа, который был наложен на компанию. В некоторых случаях, размер штрафа может быть неправомерным или неразумным. Если вы считаете, что размер штрафа не соответствует обстоятельствам дела, вы можете обжаловать его в соответствующих органах.

  5. Объяснение причин
  6. Если компания допустила нарушение в связи с отсутствием или неверной заменой онлайн-кассы, директор или уполномоченное лицо должно объяснить причины этого нарушения. Объяснение должно быть написано на подлиннике штрафного постановления и представлено в налоговый орган.

  7. Фиксация убытков
  8. При неприменении кассовых онлайн-касс или непредоставлении кассовых чеков компания может понести убытки. Необходимо убедиться, что убытки, вызванные отсутствием кассовых чеков, должны быть строго фиксированы и документально подтверждены. Это может способствовать снижению размера наложенного штрафа.

  9. Срок и давность нарушения
  10. Срок давности нарушения также может влиять на размер штрафа. Если компания первый раз совершает нарушение, размер штрафа может быть снижен. Однако, частота и временные интервалы нарушений также могут увеличить ответственность и размер штрафа.

  11. Исковой порядок
  12. Если компания считает штраф неправомерным и не согласна с его размером, она может использовать исковой порядок. Юридические лица имеют право обжаловать штраф в суде и добиваться его уменьшения или отмены.

  13. Сотрудничество с налоговыми органами
  14. Важно поддерживать открытую и честную коммуникацию с налоговыми органами. Если компания готова исправить обнаруженные нарушения и предоставить все необходимые документы и объяснения, этот факт может способствовать уменьшению размера наложенного штрафа.

В целом, исправление нарушений и активное сотрудничество с налоговыми органами могут помочь уменьшить размер штрафа, налагаемого за невыдачу или неприменение кассовых чеков. Важно быть осведомленным о требованиях и правилах возврата и компенсации, чтобы избежать ненужных штрафов и ответственности.

Читайте также:  Новые правила перевозки детей в автомобилях в 2022 году

Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ

Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:

  1. Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
  2. Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2020 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.

При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.

Проекты запланированных изменений

Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:

  1. Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
  2. Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.

В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.

Штраф за непередачу фискальных документов

Онлайн-касса в режиме передачи данных может работать 30 дней без передачи данных на сервер ОФД, к которому она подключена. Отсюда некоторые делают ошибочный вывод, что если ККТ в течение 30 дней не передаёт данные о кассовых чеках, сформированных в момент расчёта, но при этом работает и бьёт чеки, то за это ничего не будет. Это в корне неверное мнение.

Пункт 6 статьи 1.2 закона 54-ФЗ обязывает пользователей обеспечить передачу данных кассового чека в момент расчета в налоговые органы через оператора фискальных данных, за исключением случая, когда ККТ в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона 54-ФЗ разрешено использовать в автономном режиме.

Если организация или индивидуальный предприниматель не передали фискальные документы в налоговый орган, то это является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Но в некоторых случаях этой ответственности все же можно избежать.

Как указывает Минфин РФ в письме от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ, указанное лицо к ответственности привлекаться не должно.

Ведь для привлечения к ответственности должна быть установлена вина (ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ). На этом основании можно сделать вывод, что если в непередаче фискальных документов в налоговый орган вины пользователя нет, то он сможет избежать наказания.

Основными причинами непередачи данных оператору фискальных данных являются:

  • неисправность в кассовом аппарате
  • неисправность конечного оборудования линии связи с ОФД
  • сбой у интернет-провайдера
  • проблемы у оператора фискальных данных

Все эти неисправности имеют объяснимое время на их устранение и должны быть чем-то подтверждены, чтобы при проверке налоговые органы сочли их за уважительную причину; но это никак не 30 дней. Тем более что любая ККТ информирует пользователя о накоплении неотправленных фискальных документов. Например, кассовые аппараты Меркурий выводят информацию о количестве неотправленных документов на чековую ленту и индикатор, в том числе без печати фискальных документов, имеют встроенные средства диагностики соединения с оператором фискальных данных, позволяют узнать дату, с которой прервалась передача фискальных документов.

ОФД Такском в личном кабинете пользователя позволяет настроить систему мониторинга за поступлением фискальных документов, сроком действия фискального накопителя, сроком действия договора на обработку фискальных данных. Вы можете сами указать срок, по истечении которого система известит вас о том, что касса прекратила отправлять фискальные документы.

Кроме того, допускается в течение 20 календарных дней использовать ККТ без онлайн-передачи данных налоговому органу в случае аннулирования у оператора фискальных данных, с которым заключен у пользователя договор, разрешения на обработку фискальных данных (пункт 7 статьи 1.2 Закона 54-ФЗ), но касса при этом должна использоваться в режиме передачи данных.

Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2023 году

Внимание: вас может проверить «чужая» инспекция

Проводить контрольные закупки и привлекать фирму к ответственности за неприменение ККТ может инспекция, в которой она не состоит на учете.

Пример. Фирму правомерно оштрафовала «чужая» инспекция

В ходе контрольной закупки налоговики Межрайонной ИФНС г. Москвы установили, что компания не пробила кассовые чеки на общую сумму 18 470 рублей. За это фирма была оштрафована по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составил 30 тысяч рублей.

Поскольку фирма была зарегистрирована в другой инспекции, она решила, что «чужая» ИФНС привлекла ее к ответственности неправомерно.

Однако Верховный Суд признал, что штраф был взыскан законно. Ведь налоговые органы составляют единую централизованную систему, состоящую из Федеральной налоговой службы, уполномоченной по контролю и надзору в области налогов и сборов, и ее территориальных органов (ст. 1, 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1).

Согласно Типовому положению (утв. приказом Минфина России от 17 июля 2014 г. № 61н), инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ. Налоговое управление может делегировать территориальной ИФНС полномочия по проведению контрольных мероприятий в части возложенных на инспекцию функций на всей территории региона.

Межрайонная ИФНС осуществляет контроль и надзор, в том числе за соблюдением порядка регистрации и применения ККТ, а также полнотой учета выручки денежных средств. В положении об этой инспекции не сказано, что ее полномочия распространяются только на какую-то отдельную часть Москвы.

В итоге, суд пришел к выводу, что действия МИФНС были правомерны. Межрайонные налоговики действительно имели право провести контрольную закупку, составить протокол об административном правонарушении и назначить штраф за неприменение ККТ (определение Верховного Суда от 1 октября 2018 г. № 305-АД18-9558).

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

Кто освобожден от штрафов за неиспользование онлайн-кассы в 2021 году

Благодаря ФЗ №129 от 06.06.2019 некоторые категории предпринимателей получили отсрочку по установке ККМ до июля 2021 года. В этот список вошли «частники», работающие без наемного персонала в следующих сферах:

  • услуги: репетиторы, массажисты, косметологи, парикмахеры, таксисты и др.;
  • работы: монтаж бытовой техники, обработка участков, ремонт компьютеров и т. д.;
  • продажа изделий, изготовленных собственными руками: кулинарные изделия, игрушки handmade, одежда и др.

При оформлении хотя бы одного трудового договора предприниматель обязан приобрести кассу и проводить все расчеты через нее. В противном случае ему придется уплатить штраф за работу без онлайн-кассы для ИП.

В ст. 2 Закона определен перечень субъектов, полностью освобожденных от необходимости пробивать чеки через ККМ и, соответственно, от штрафов за неприменение онлайн-кассы. В список «льготников» входят:

  • торговля печатной периодикой;
  • ремонт обуви;
  • реализация религиозных атрибутов в храмах;
  • ларьки с мороженым;
  • уличные точки, торгующие бочковыми безалкогольными напитками;
  • аптеки в сельских фельдшерских пунктах;
  • услуги нянь и сиделок;
  • сдача собственной недвижимости в аренду и др.

Штраф за непробитие чека ККМ для ИП и ООО

Термин «онлайн-касса» используется законодателем с 2016 г., когда понятие было включено в обновленную редакцию ФЗ №54. Отличительная особенность нового оборудования — функция автоматической выгрузки фискальных данных, поступающих в ФНС через платформы ОФД. Старые версии кассовых аппаратов не регистрируются с февраля 2017, поэтому использование подобной техники считается нарушением, квалифицируемым как неприменение ККТ.

Положения, закрепленные в рамках ч. 2 ст. 14.5 административного кодекса, определяют ответственность за невыдачу кассового чека покупателю — штрафы для ИП и ООО, обязанных выдавать бумажные или электронные документы, подтверждающие оплату, составляют 2 и 10 тысяч соответственно. Если же оборудование отсутствует в принципе, но предприниматель или предприятие продолжает вести торговлю, размер взыскания определяется кратно сумме неучтенных сделок, выявленных проверяющими.

Читайте также:  Регистрация недвижимости по наследству

Штраф за непробитие чека на онлайн-кассе

Понятие онлайн-касс введено редакцией закона № 54-ФЗ, применяемой с 15.07.2016. От кассовых аппаратов предыдущего поколения они отличаются возможностью автоматической передачи фискальных данных в ИФНС. Согласно пункту 6 ст. 7 закона № 290-ФЗ, регистрация и перерегистрация кассовой техники, не обеспечивающей электронную передачу фискальных данных налоговикам, с 01.02.2017 не осуществляется. Поэтому штраф за работу на старом аппарате приравнивается к работе без кассы. Таким образом, санкции будут назначены как за неприменение ККТ (непробитие чека), то есть по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, по минимуму юрлицо могут наказать на 30 тыс. рублей.

Допустим, у ООО нет онлайн-кассы, хотя оно обязано ее иметь. Всего пробито три чека, каждый на сумму 50 тыс. рублей. Общая сумма — 150 тыс. рублей. Штраф назначат в сумме не менее 112, 5 тыс. рублей (3/4 от 150 тыс. рублей), но не более 150 тыс. рублей.

Повторное нарушение, в случае если сумма расчета мимо кассы составит 1 млн рублей и более, повлечет ответственность по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностное лицо могут дисквалифицировать от одного года до двух лет;
  • деятельность ООО приостановить на 90 суток.

Изменения в законодательстве о штрафах за непробитый чек

С января 2024 года в законодательстве России произошли изменения, касающиеся штрафов за непробитые чеки. Эти изменения вводят новые правила и условия, а также увеличивают размеры наказания за нарушение данного положения.

Одним из ключевых изменений является ужесточение мер наказания. Теперь штраф за непробитый чек составляет от 5% до 10% от суммы, указанной в чеке. Кроме того, предусмотрены дополнительные санкции в зависимости от числа совершенных нарушений: после третьего нарушения штраф может составлять уже до 20% от суммы чека.

Другим важным изменением является введение срока давности для привлечения к ответственности за непробитые чеки. Теперь органы контроля имеют право проверять и составлять протоколы нарушения в течение двух лет после момента совершения нарушения.

Также стоит отметить, что автоматические торговые системы и онлайн-платформы, такие как онлайн-магазины или мобильные приложения, также обязаны пробивать чеки за проданные товары или услуги. В случае нарушения этого требования, предусмотрены штрафы, но они будут меньше, чем для физических лиц и ЮЛ.

Изменения в законодательстве создадут дополнительные условия для контроля за непробитыми чеками, а также увеличат ответственность для нарушителей. Эти меры направлены на обеспечение соблюдения налогового законодательства и увеличение доходов государства.

Санкции за нарушение применения ККТ

Санкции применяются не только за отсутствие онлайн-кассы, но и при некорректном использовании устройства, а также за неправильную регистрацию в ФНС.

Штрафы за нарушения следующие:

  1. Применение онлайн-кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассы в ФНС.
    • Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
    • Для предприятий – 5 000-10 000 рублей.
  2. Непредставление документов по запросу налоговых органов.
    • Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
    • Для предприятий – 5 000 – 10 000 рублей.
  3. Невыдача кассового чека или его электронного аналога (по запросу покупателя).
    • Для ИП и должностных лиц – 2000 рублей.
    • Для предприятий – 10 000 рублей.

Взыскания за использование кассы, не соответствующей требованиям 54-ФЗ, установлены в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Основания для наложения штрафа:

  • используемое устройство не соответствует установленным требованиям;
  • несоблюдение сроков, порядка и условий регистрации (перерегистрации) ККМ;
  • нарушение кассовой дисциплины.

Самые распространенные правонарушения:

  • онлайн-касса не прошла фискализацию;
  • несоответствие заявленных в чеке сумм;
  • ошибки в фискальном документе;
  • отсутствие договора с ОФД;
  • нет соединения с интернетом, сбои в ПО;
  • нет связи с оператором фискальных данных.

В отдельную категорию входят такие нарушения, как: несоблюдение кассовой дисциплины (5 000 рублей для ИП и должностных лиц, до 50 000 рублей для ЮЛ), невыдача чека покупателю, отказ в предоставлении электронного дубликата, подтверждающего совершение кассовой операции.

Некоторым субъектам разрешено использовать онлайн-кассы удаленно от мест расчета. В их число входят:

  • онлайн-магазины;
  • торговые предприятия с доставкой;
  • курьерские организации;
  • фирмы, предоставляющие услуги на выезде;
  • городские транспортные компании;
  • предприятия ЖКХ;
  • вендинговые компании.

Субъекты, которые вошли в список, в качестве альтернатив могут использовать QR-коды и бланки со ссылкой на сайт ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *