Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Наказания за нарушение правил лицензирования
Штрафы за провоз пассажиров до 8 человек без лицензии и опознавательных знаков – 30 тыс. руб. При повторных нарушениях могут отправить машину на штрафстоянку. Административное наказание регулируется КоАП ст. 14.1.
Для юр. лиц сумма штрафов – от 30 тыс. руб., для ИП – до 30 тыс. руб. В обоих случаях предусмотрен арест транспорта на 3 месяца. В зависимости от ситуации и уровня нарушения, можно обойтись и предупреждением.
КоАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 – 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Невозможно дать точное определение вида наказания. Обычно, кроме лицензии, у водителя с недобросовестным отношением нет и разрешения на провоз определенного груза.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на лицензию для перевозки пассажиров | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 15000 р. | от 15000 р. | от 15000 р. |
Кому нужно лицензирование автобусов
Давайте рассмотрим конкретные ситуации.
- Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
- Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
- Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.
Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:
- у школьного автобуса;
- у туристического автобуса;
- у служебного транспорта;
- у заказных автобусов.
Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательной службы;
- военной автомобильной инспекции;
- федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
- транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Лицензирование перевозок грузов
В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:
- на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
- по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
- посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
- автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
- железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.
На морском транспорте — требование к лицензии особо щепетильные:
- Соблюдение законодательства РФ и Правилам морской перевозки для опасных грузов;
- Соблюдение правил пожарной безопасности;
- Наличие у соискателя производственных объектов
- Причалов, непосредственно связанных с нефтебазой и оборудованного нефтепроводом, соответствующего правилам технической эксплуатации;
- Наличия на судах необходимых судовых документов;
- Наличия у соискателя плана ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами и предупреждения разливов нефтепродуктов;
- Наличие у соискателя должностных лиц, отвечающих за разгрузочную деятельность, за контроль безопасности мореплавания, докеров, соответствующей квалификации.
Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров
Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2022 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.
В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:
- Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
- Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
- Заказные перевозки
- Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу
Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2022 года.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров
Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2022 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.
В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:
- Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
- Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
- Заказные перевозки
- Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу
Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2022 года.
Лицензирование железнодорожных перевозок
Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.
Он выдает разрешение:
- на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
- перевозки опасных грузов.
При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.
Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:
- Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
- Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
- Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
- Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.
Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.
Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.
- Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
- Срок действия: бессрочно.
- Территория действия: вся территория РФ.
- Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?
Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.
Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.
При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).
Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.
- Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
- Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
- Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Включает:
- перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
- перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:
- организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;
Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.
- перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;
Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.
- если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.
При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.
Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.
На чем «делать деньги»?
Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.
Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». [1] Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.