Опасный груз: угроза не только для окружающих, но и для вашего кошелька

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опасный груз: угроза не только для окружающих, но и для вашего кошелька». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.

При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.

Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.

Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.

Класс или подкласс К каким веществам относят
1 Взрывоопасным
2 Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом)
3 Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами)
4.1 Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам
4.2 Склонным к самовозгоранию
4.3 Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой
5.1 С окисляющими свойствами
5.2 Пероксидам органического происхождения
6.1 Токсичным компонентам
6.2 Инфекционной опасности
7 С радиоактивным излучением
8 Коррозионным материалам
9 Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов

Когда возможна ДОПОГ без разрешения

Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.

Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.

Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Читайте также:  Льготы военнослужащим по контракту

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей

В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.

За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.

Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)

Режим транспортировки

Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:

  1. Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
  2. Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
  3. Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
  4. Наличие общих и специальных огнетушителей.
  5. Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
  6. Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
  7. Установленная законом документация от грузоотправителя.

Санкции за несоблюдение норм

В российском правовом поле разработаны жесткие меры за неправильную транспортировку опасных грузов. Они указаны в ст. 12.21.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ:

  1. Если не оформлена лицензия и другие необходимые разрешительные акты, а обустройство автомобиля не соответствует типу груза, закон наказывает всех участников. С водителя удержат 2-2,5 тыс. руб. и могут лишить прав на срок до 6 месяцев.
  2. С управленцев взыщут 15-20 тыс. руб.
  3. Сильнее всех будут наказаны юридические лица, которые являются собственниками транспортной компании. Их штрафные санкции составят до 0,5 млн руб.
Читайте также:  Возврат налога при покупке квартиры в 2023 году для физ. лиц

Какие грузы считаются опасными?

Груз считается опасным, если во время транспортировки он несет потенциальную опасность для живых существ и окружающей среды. Перевозка подобных веществ регламентируется Соглашением ООН о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Основная цель ДОПОГа – повысить уровень безопасности во время транспортировки подобных материалов.

Опасные грузы имеют свою классификацию. Различают следующие классы:

  1. взрывчатые вещества (взрывчатка, боеприпасы, патроны, пиротехника, порох);
  2. газообразные вещества (азот, аргон, водород, гелий, кислород, пропан, бутан, фреон и другие). Газы делятся на легковоспламеняющиеся (2.1), негорючие и нетоксичные (2.2), и токсичные (2.3);
  3. воспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты, топливо, ацетон, краски, мазут, спирты и т.д.);
  4. воспламеняющиеся твердые вещества (порошок алюминия, литий, сера, калий, натрий). 4ая группа делится на самореактивные ЛВТВ (4.1), самовозгорающиеся материалы (4.2) и вещества, выделяющие опасные пары (4.3);
  5. окисляющие вещества (5.1) и пероксиды органического типа (5.2) – сюда относятся аммиачная селитра, нитраты, мочевина, перекись водорода и т.п.;
  6. токсичные (6.1) и инфекционные (6.2) вещества – это, например, лекарства, пестициды, мышьяк, цианиды;
  7. радиоактивные материалы (ядерные вещества, радиоактивные отходы);
  8. препараты, которые вызывают коррозию (кислоты, щелочи, ртуть и ртутные лампы, гипохлорит натрия и т.д.);
  9. другие небезопасные материалы, например, масла, полистирол, литиевые батареи, асбест.

При перевозке опасных материалов водителю нельзя:

  • нарушать установленный маршрут (любые отклонения нужно в обязательном порядке согласовывать);
  • нарушать скоростной режим;
  • совершать опасные маневры, например, резко тормозить;
  • курить в салоне или возле ТС (курить можно только на расстоянии не меньше 50 метров);
  • обгонять машины и другие ТС, движущиеся со скоростью > 50 км/ч;
  • брать в поездку посторонних лиц (в салоне ТС может быть только второй водитель или лицо, сопровождающее груз);
  • буксировать автомобиль;
  • оставлять ТС без присмотра, например, на неохраняемой парковке.

При возникновении аварии и других ЧП водителю нужно строго следовать инструкции и как можно скорее проинформировать спасательные службы о характере опасного груза.
В каких случаях можно перевозить опасные грузы без разрешений?

Правила ДОПОГ действуют не всегда и не для всех. Вот ряд ситуаций, когда для перевозки ОГ не нужно получать разрешения:

  • Груз перевозит частное лицо для собственных нужд или для последующей продажи в розницу;
  • Перевозится машина и механизм, содержащий ОГ в их внутреннем оборудовании;
  • Транзит ОГ выполняют аварийно-спасательные службы;
  • Происходит срочная транспортировка ОГ при возникновении ЧС;
  • Происходит перевозка газов, содержащихся в топливных баках или баллонах ТС, необходимых для работы холодильного оборудования, обеспечения тяги и т.п.

Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.

Читайте также:  Нужно ли сдавать нулевой отчёт СЗВ-М в 2022 году
Нарушение Штраф водителя Штраф должностного лица Штраф компании
Отсутствие необходимых документов до 1500 руб 5-10 тысяч руб 200-250 тысяч руб
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке 2500 руб 20 тысяч руб 500 тысяч руб
Плохое состояние авто 10 000 руб 30-50 тысяч руб 50-100 тысяч руб

В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.

Какая ответственность грозит нарушителям

По статистике ГИБДД к самым частым нарушением перевозчиков относятся несоответствие транспортного средства требованиям и отсутствие разрешения. Персонал всех транспортных компаний Ижевска осведомлен о том, что за подобные нарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа. Причем санкции последуют при отсутствии любого требуемого документа, а не только разрешения.

Водителю нарушение грозит взысканием в размере 2000-2500 рублей и лишением прав на срок до полугода. Для должностных лиц сумма больше, и составляет 15-20 тысяч. Самое жесткое наказание предусмотрено для юридических лиц: штраф до 500 000 рублей и арест транспортного средства. Даже мелкие нарушения правил перевозки опасных грузов влекут за собой наложение штрафов. Следует знать, что индивидуальный предприниматель несет в таких случаях ответственность не как физическое лицо, а как должностное.

С 2022 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2022 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

  • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
  • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
  • указание класса вещества;
  • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание степени опасности;
  • обозначение транспортной единицы и др.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.

При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.

Читателю могут быть полезны и другие статьи, касающиеся нарушений перевозок и штрафов за них:

  • негабаритный груз без разрешения на легковом и грузовом автомобиле;
  • лишний пассажир;
  • отсутствие детского кресла;
  • перегруз автомобиля.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *