Пенсионный фонд РФ: задачи и структура

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный фонд РФ: задачи и структура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц[2];

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения[4];

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Задачи и функции Пенсионного фонда

ПФР обеспечивает целевой сбор страховых взносов совместно с налоговыми органами. Он финансирует расходы, связанные с его деятельностью. К задачам ПФР относят:

  • ведение персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  • капитализация собственных средств с целью получения дополнительного дохода;
  • взыскание с работодателей, ИП и граждан РФ средств на выплаты пенсий по инвалидности, полученной на производстве;
  • контроль за правильным и своевременным исполнением обязательств работодателей по оплате страховых взносов.

Основными функциями Пенсионного фонда являются ведение учета поступающих средств, назначение и выплата пенсий. Кроме этого, реализация социальных выплат инвалидам и другим льготным категориям граждан.

ПФР эффективно взаимодействует со страхователями. Взыскивает недоимки по пенсионным отчислениям, оформляет сертификаты материнского капитала, выплачивает средства по этим сертификатам, устанавливает федеральные социальные доплаты, реализует государственные программы по финансированию пенсий.

Функции Пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:

— назначение и выплата пенсий;

— ведение учета средств, поступающих на счета;

— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

— взаимодействие со страхователями и работодателями;

— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

— оформление и выдача материнских сертификатов;

— выплата средств материнского капитала;

— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.


Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, организации-работодателя в охране здоровья граждан.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на их территории.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Средства Фонда находятся в государственной собственности.

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Управление ФФОМС осуществляется правлением во главе с председателем, состав правления утверждается Правительством РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

  • участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • ведет реестры страховых медицинских организаций, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, экспертов качества медицинской помощи, застрахованных лиц и т. д.

Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководят деятельностью фонда правление и директор, состав правления утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, директор назначается им же по согласованию с ФФОМС. Контроль осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и ФФОМС, которым фонд подотчетен.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):

  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФФОМС;
  • по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд, в котором выдан полис, возмещает указанные расходы;
  • участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
  • осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
  • собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и медицинской помощи, оказанной им;
  • ведет территориальные реестры и т. д.

Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы и представительства.

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;
  • доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ФФОМС;
  • прочих поступлений.

Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • субвенций и других межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС;
  • межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
  • прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Читайте также:  Переуступка права аренды нежилого помещения

Тарифы страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают органы государственной власти субъектов Федерации.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд.

Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 и 2012 гг. и их расходование характеризуются данными табл. 10.5.

Таблица 10.5

Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Показатель 2010 г. 2012 г.
млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
Поступление 101,8 100,0 966,5 100,0
В том числе:
страховые взносы, налоги 97,1 95,4 914,0 94,6
из федерального бюджета 4,7 4,6 51,8 5,4
Расходование 109,1 100,0 932,2 100,0
В том числе:
трансферты на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 86,2 79,0 640,6 68,7
субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4,2 3,8 4,0 0,4
% к итогу средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 17,5 16,0 17,6 1,9
на финансирование исполнительной дирекции Фонда 0,3 0,3 0,7 0,1

Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №2 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» был создан и Пенсионный фонд РФ[1]. Первоначальной его целью было государственное управление финансо­выми средствами пенсионного обеспечения в РСФСР. Данное постановление определило Пенсионный фонд России как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, которое осуществляет свою деятельность на основе закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетное Верховному Совету РСФСР.

Данное постановление также закрепляло и положение о том, что денеж­ные ресурсы Пенсионного фонда не являются частью республиканского бюд­жета РСФСР, иных бюджетов и фондов и их нельзя изъять. Позже такая норма стала предусматриваться в каждом нормативно правовом акте, который опре­деляет функционирование Пенсионного фонда РФ.

Первого января 1992 г., согласно постановлению Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ», вступили в силу Положение о Пенсионном фонде РФ и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ[2]. Эти правовые акты включали в себя по­ложения, касающиеся статуса Пенсионного фонда, по которым Пенсионный фонд — это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, денежные ре­сурсы которого находятся в собственности государства и не входят в бюджеты иных фондов и не подлежат выемке.

Изучаемый фонд реализовывал финансирование уплаты пенсий, а дея­тельность по установлению и выплате пенсий осуществлялась учреждениями социальной защиты граждан.

При это, следует обратить внимание на то, что первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда РФ по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.

Постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О ходе выполнения Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства РФ, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Президент РФ своим Указом от 29 мая 1993 г. № 787 признал целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России, возложив на нее функции назначения, выплаты и доставки пенсий, сбор и аккумуляцию средств на эти цели, но лишь после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. Более того, в соответствии с названным Указом вмешательство Пенсионного фонда РФ и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

По мнению А.В. Куртина, создание Федеральной пенсионной службы на основе Пенсионного фонда РФ должно было устранить негативы и противоречия в существующей пенсионной системе.

Следующим шагом создания федеральной службы стало принятие Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона №96700112-2 «Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации», которым предлагалось создать Федеральную службу государственного пенсионного страхования Российской Федерации, являющуюся федеральным органом исполнительной власти.

Путаница в статусе Пенсионного фонда прослеживается и в нормативных правовых актах, составляющих правовую основу его деятельности в настоящее время.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27 (от 01.04.1996) определил Пенсионный фонд РФ в качестве органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 5) .

Издание Президентом РФ Указа от 27 сентября 2000 г. № 1709кардинально изменило существующее положение Пенсионного фонда РФ. А именно, названный Указ закрепил за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, заложив тем самым основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда РФ как страховщика по обязательному пенсионному страхованию[3].

Данный Указ впоследствии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709, закрепляющий за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции РФ. Конституционным Судом также было отмечено, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом[4].

Опираясь на формулировку Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П о наделении Пенсионного фонда РФ публично-властными полномочиями… и на то, что данные полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 11 октября 2006 г. категорично называет Пенсионный фонд РФ исполнительным органом государственной власти.

Принятый позднее Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст. 5 установил, что Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим[5].

Таким образом, как видно из приведенных нормативных актов и материалов судебной практики, за всю историю существования Пенсионного фонда РФ его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения — страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Все это позволяет согласиться с Ибрагимова Г.М, которая указывает на многоотраслевой характер правового статуса Пенсионного фонда РФ[6].

Действительно, для обеспечения финансирования различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации, Пенсионный фонд РФ наделен комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения Российской Федерации. Кроме того, Пенсионный фонд участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Осуществление пенсионной реформы в России началось с 1 января 2002 года. Для этого были приняты законодательные акты, направленные на измене­ние и улучшение пенсионной системы. Эти акты коснулись и вопросов право­вого статуса Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России, согласно ФЗ от 15.12.2001 года №167, это страховщик по обязательному пенсионному страхованию, организационно-правовой формой которого считается «государственное учреждение». В 5 ста­тье данного закона говорится о том, что Пенсионный фонд и его территориаль­ные подразделения образуют целостную сплоченную систему органов управле­ния ресурсами данного вида страхования в РФ, где нижерасположенные органы подчиняются вышерасположенным[7].

ПФР является одним из самостоятельных финансово — кредитных учреждений, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Задачи ПФР:

— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов и их использование строго с целевым назначением фонда.

Читайте также:  Компенсация родительской платы за детский сад

— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виноватых в причинении вреда здоровью работников и иных граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие увечья полученного в ходе выполнения своей трудовой деятельности, заболевания связанного с профессиональной деятельностью или по случаю потери кормильца;

— капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него иных добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;

— контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ПФР обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом.

. Функции ПФР представлены на рисунке 2.

— Какие социально-значимые функции выполняет?

Пенсионный фонд осуществляет социально-значимые функции, среди которых:

  1. Процедура по назначению и выплате различного вида пенсий;
  2. Осуществление учета за денежными средствами, которые поступают на счета;
  3. Процедура по назначению и выплате различных социальных пособий, положенных по закону отдельным категориям граждан;
  4. Осуществление взаимодействий как со страхователями, так и с работодателями;
  5. Принятие мер, направленных на взыскание недостач по пенсионным отчислениям;
  6. Процедура по оформлению и выплате сертификатов на материнский капитал;
  7. Осуществление действий, направленных на оптимальное управление денежными средствами, имеющимися на счетах с применением государственных управляющих компаний;
  8. Процедура установления социальных выплат, обязательных по федеральному законодательству, с целью обеспечения совокупного дохода граждан до уровня существующего прожиточного минимума;
  9. Осуществление действий, направленных на реализацию различных государственных программ по финансированию пенсий.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Изменения в схеме структуры ПФР

Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:

  • территориальные управления;
  • центры по выплате пенсий и обработке информации;
  • клиентские службы Фонда.

В 2017 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.

На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:

  • приема граждан;
  • первичной оценки представленных документов;
  • процессов обработки информации;
  • принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

ПФ РФ и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

– федеральный уровень – ПФ РФ (правление, исполнительная дирекция);

– федеральные округа Российской Федерации – управления ПФ РФ в федеральных округах (структурные подразделения ПФ РФ);

– уровень субъектов Российской Федерации – территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

– местный – городской (районный) уровень управления (отделения) ПФ РФ в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФ РФ и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией, что показано на рисунке 2. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФ РФ, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФ РФ как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне.

Правление ПФРФ

Что такое Пенсионный Фонд РФ?

ПФР (Пенсионный Фонд России) — это крупнейшая государственная организация, которая осуществляет деятельность по формированию и распределению денег с целью пенсионного обеспечения граждан.

ПФР ведет свою деятельность с 1990 года, когда было подписано Постановление №442-1 ВС РСФСР о его организации. Бюджет Пенсионного Фонда складывается за счет средств налогоплательщиков и средств, выделенных из Бюджета РФ. Он утверждается Думой при принятии федерального бюджета.

Из бюджета ПФР осуществляется выплаты пенсии более 40 мл человек в России, а также льготы и другие пособия для 20 млн человек. Кроме прочего Пенсионный Фонд ведет учет пенсионных прав граждан России.

ПФР состоит из 84 отделений в разных субъектах РФ, в том числе, на территории Казахстана (Байконур) и свыше 2000 клиентских служб в разных населенных пунктах страны.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Согласно установленному законодательству России, ПФР является не только простым государственным учреждением, но и наделен определенными публично-властными полномочиями. Кроме этого, ПФР предоставлена специальная правоспособность, отличающая данный фонд от других государственных и бюджетных организаций.

ПФР имеет многоуровневую систему, которая централизована и имеет следующую иерархическую последовательность:

  1. Федеральный уровень, распространяющий свои полномочия полностью на всю систему.
  2. Управление в федеральных округах может влиять на структуру только внутри своего округа, объединяющего несколько субъектов страны.
  3. Территориальные отделения внутри округов на уровне субъектов РФ имеют полномочия, распространяемые только на данный регион.
  4. Местный уровень представляет управление на территории одного населенного пункта.

Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:

  • осуществление расчета пенсионного обеспечения;
  • назначение выплат;
  • централизация деятельности местных управлений.

Правительство страны уполномочивает на координирование работы органа Министерство здравоохранения и социального развития России. В состав входят восемьдесят одно отделение по регионам и подразделение в г. Байконур. На местном уровне работают с работодателями и населением около 2, 5 тысяч управлений. Трудовую деятельность осуществляют около 134 000 специалистов.

На этот орган государство возлагает выполнение следующих задач:

  • организация системы с данными плательщиками страховых взносов;
  • получение взносов, которые используются для финансирования выплат;
  • персональный учет страховых взносов, которые поступают от граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
  • сотрудничество в компетентных вопросах на международном и межгосударственном уровне;
  • организация полагающихся взысканий с работодателей (например, образование профессионального заболевания);
  • проведение научной и исследовательской работы в сфере пенсионного страхования.

Кроме пенсионных выплат ПФ оказывает другие социальные услуги. Он является юридическим лицом, имеющим наименование и печать.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Читайте также:  Оформление квартиры в собственность в 2023 году: стоимость, порядок

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *