Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовиться к проверке МЧС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.
Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право
Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.
Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!
Что проверяют перед приходом инспектора?
- Наличие планов эвакуации в помещениях, в которых единовременно находится более 10 человек.
- Наличие знаков безопасности возле каждого вида оборудования повышенной пожарной опасности.
- Наличие табличек о категории класса взрывопожарной и пожарной опасности на дверях складских и производственных помещений, в которых находится оборудование повышенной опасности.
- Состояние эвакуационных выходов: свободное открывание дверей, отсутствие загромождений.
- Состояние подвалов, чердаков и электрощитовой. Отсутствие в помещениях посторонних предметов.
- Состояние систем противопожарной защиты. В случае их обслуживания сторонними организациями необходимо привлечь к проверке специалистов подрядчика.
- Работоспособность электроустановочных точек: розеток, выключателей, светильников.
Подготовка объекта к проверке
В первую очередь нужно обратить внимание на территорию, принадлежащую объекту, и внешнее состояние зданий:
- Въезды на территорию, подъезды к зданиям со всех сторон, а также доступы к пожарным гидрантам должны быть освобождены от припаркованного автотранспорта.
- Люки, закрывающие гидранты, должны быть очищены, недопустимо полное или частичное асфальтирование.
- Ликвидируются залежи мусора, строительных материалов и подобные хозяйственные нарушения.
- Проверяется система наружного противопожарного наблюдения, наличие табличек и указателей, связанных с мерами противопожарной безопасности.
- Оценивается состояние и безопасность наружных пожарных лестниц, ограждений на крыше зданий.
- Проверяется состояние молниезащиты, а также защиты от короткого замыкания и перегрузок наружных электросетей и оборудования.
Далее переходят к проверке внутренних помещений:
- Освобождают проходы, эвакуационные выходы, проверяют возможность свободного перемещения людей по пути эвакуации.
- Проверяют наличие и состояние пожарных кранов, рукавов, информационных табличек и плакатов, планов эвакуации при пожаре.
- Проверяют наличие и сроки эксплуатации средств индивидуального спасения, огнетушителей и т.п.
- Проверяют готовность к работе внутреннего противопожарного водопровода.
- Проводят проверку систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения.
- Контролируют соблюдение правил установки, защиты и эксплуатации электроустановок и электрооборудования.
- Устраняют нарушения в хранении и складировании пожароопасных и самовоспламеняющихся материалов.
Так как подготовиться к проверкам МЧС самостоятельно иногда очень сложно, а время, выделенное на это, всегда ограничено, организации и компании пользуются услугами приглашенных экспертов, которые знают все требования и нюансы оборудования сооружений противопожарной защитой. Кроме того, помогут результаты предыдущих проверок, которые стоит поднять и тщательно проверить устранение всех сделанных замечаний.
Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.
Как заканчивается проверка по пожарной безопасности
После того как инспектор проверил Ваш объект оформляется акт проверки в двух экземплярах. В акте указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа государственного пожарного надзора;
- дата и номер распоряжения;
- лицо, проводившее проверку;
- лицо, в отношении которого проводится проверка;
- лицо, присутствовавшее при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере;
- сведения о Вашем ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки;
- сведения о наличии Вашей подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи инспектора, проводившего проверку.
- подпись инспектора, проводившего проверку, в акте проверки заверяется печатью.
- к акту проверки могут прилагаться документы, связанные с проверкой.
- если при проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности инспектор, проводивший проверку, обязан:
- выдать предписание об устранении нарушений;
- привлечь лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности.
В предписании указываются:
- кому выдано предписание;
- перечень нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- сведения о Вашем ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием;
- сведения о наличии Вашей подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи инспектора, проводившего проверку.
Подпись инспектора, проводившего проверку, также заверяется печатью.
Проверки пожарной безопасности
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.
Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
На каких основаниях могут проверить
Проверки могут носить плановый или внеочередной характер. Контроль пожарными инспекторами по плану проводится один раз в течение трех лет.
Накануне, за три дня до визита представителей, на юридический адрес предприятия должно прийти уведомительное письмо.
Внеплановые визиты могут быть вызваны поступлением жалоб, предположениями о наличии нарушений.
Большую, вполне понятную, озабоченность контролирующих органов вызывают здания после проведения капитального ремонта, текущих объектовых строительных работ, возведения новых дополнительных сооружений.
В таких ситуациях периодичность проверок по соблюдению мер пожарной безопасности увеличивается. О внеочередных проверках инспекторов должно быть сообщено минимум за сутки.
С чего начинается проверка?
Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки.
В этом документе обязательно должно быть указано:
- наименование органа ГПН;
- вид проверки (плановая или внеплановая);
- дата выдачи документа;
- Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;
- правовые основания проведения проверки;
- перечень мероприятий по контролю;
- список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.
При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.
Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:
- распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);
- пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.
Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Основания для проведения пожарной проверки
В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:
- наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
- окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
- введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
- завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
- поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
- при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).
СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.
На что обращают внимание
— в 50-й статье 123-ФЗ
Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:
- по какой схеме будут эвакуировать людей;
- какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
- как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
- где курить;
- как вызывать пожарную охрану;
- как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.
Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.
Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.
Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.
Еще инспектор проверяет:
- есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
- свободны ли двери на пути выхода из здания;
- работают ли огнетушители;
- свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.
Инспектор проверит всё это и даст заключение.
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Права должностных лиц проверяемого предприятия
Собственник организации имеет право на определенные действия в период осуществления контроля.
В перечень разрешенных законом действий входят:
- При получении акта допустимо указать в документе о согласии или несогласии с выводами инспектора. Кроме того, проверяемый может сделать пометку об ознакомлении с материалом, а также дать оценку тем или иным действиям проверяющего.
- Должностные лица объекта могут присутствовать при проведении всех проверочных мероприятий. Собственник и руководитель могут предоставлять информацию или пояснения по тому или иному вопросу. Они вправе получать интересующую их информацию в отношении действий инспектора.
- В ходе проведения контрольных действий и по окончанию их знакомиться с промежуточными результатами и с актом проверки.
- Имеют право на обжалование в суде либо в вышестоящей инстанции действий инспектора и выводов, обозначенных в акте. Кроме того, предприятие вправе подготовить иск на возмещение ущерба, нанесенного сотрудниками МЧС.
Следует помнить, что существует нормы, распространяющиеся на должностных лиц предприятия и инспекторов МЧС:
- В ходе проведения мероприятий руководитель или собственник предприятия имеет право задавать вопросы инспектору. Они могут относиться к теме проверки или общему состоянию противопожарной обороны объекта.
- Если вы в соответствующие сроки не получили уведомление и не были оповещены о визите инспектора, то в ваше отсутствие контрольные мероприятия проводиться не могут. Кроме того, следует помнить, что предоставление объяснений является поступком, носящим добровольный характер, и вы вправе отказаться от их дачи.
- В случае вашего несогласия с информацией, изложенной в акте проверки, следует сделать соответствующие пометки в документе, прежде всего в экземплярах, остающихся у инспектора.
- Закон не ограничивает вас во времени ознакомления с результатами контрольных мероприятий. Сразу по окончанию проверки обратитесь к инспектору с просьбой о предоставлении экземпляра.
- Если в ходе мероприятий проверяющий нарушил ваши права, следует отразить это на страницах акта.
Обязанности должностного лица, осуществляющего проверку
Вся деятельность инспектирующего должна соответствовать законодательным нормам РФ. Действия, осуществляемые им в ходе контрольных мероприятий, регламентируются следующими правилами:
- выявлять и предупреждать возникновение нарушений;
- соблюдать действующее законодательство РФ;
- в случае выявления соответствующих нарушений принимать меры к привлечению ответственных лиц;
- не допускать нарушения прав должностных лиц и сотрудников проверяемых предприятий;
- все проверки осуществляются в соответствии с распоряжением;
- все контрольно-проверочные действия осуществлять только в рабочее время;
- не создавать препятствия для присутствия должностных лиц компании на проверке;
- прибыв в проверяемую организацию, предъявить предписание и служебное удостоверение;
- по требованию предоставлять для ознакомления должностным лицам проверяемой организации информацию о проверке и знакомить с ее результатами;
- при подготовке итогового акта соизмерять степень вины должностных лиц и тяжесть нарушения;
- в случае обращения разъяснять требования пожарной безопасности и давать советы по оптимальному варианту организации противопожарной обороны;
- соблюдать определенные законодательством сроки проведения контрольного мероприятия;
- в случае обжалования выводов проверки доказывать правоту заключений, сделанных в ходе контрольных действий;
- при обращении должностных лиц проверяемой компании ознакомить их с нормами Административного регламента;
- истребовать только те документы и данные, необходимость изучения которых напрямую затрагивает инспектируемые аспекты деятельности.
Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции ?
Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).