Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское право и административное право различия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.
Сравнительная таблица:
Вид правовой отрасли | Административное право | Гражданское право |
Что регулирует? | Регулирует управленческие отношения. | Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения. |
Кто участвует? | Юридические и физические лица, государственные учреждения. | Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство. |
Метод регулирования | Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. | Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов. |
Вмешательство государства | Административное право регулируется государством. | Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные). |
Нормативный акт | Административный кодекс РФ. | Гражданский кодекс РФ. |
Могут ли лишить свободы на нарушение прав | Нет. | Нет. |
Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.
При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.
Чем отличается административное право от гражданского
Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.
Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и организации должны безусловно подчиняться законным требованиям государственных органов и их должностных лиц.
Уголовное право отличается от административного и гражданского ярко выраженным правоохранительным характером, оно защищает жизнь, здоровье и имущество граждан, систему правосудия, общественный порядок и государственную безопасность, устанавливая уголовное наказание за совершение преступлений.
Заказать и получить выписку из ЕГРН через интернет недорого можно в компании «КТОТАМ».
В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Низкосортный лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Административное право: понятие и особенности
Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.
Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.
Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления. Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.
Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.
В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов. Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.
Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.
Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.
Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.
В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.
Разница между гражданским правом и административным правом
Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?
- статьи
- Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Административное и трудовое право
Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.
Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.
В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.
Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.
В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница
В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды.
Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи.
Добросовестное незаконное владение означает, что владелец не знал и не мог знать о том, что его владение незаконно.
Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай.
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Это её внутреннее строение, определённый порядок взаимосвязи, взаимообусловленности основных частей, элементов нормы.
Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).
Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.
Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).
Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.
В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.
Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.
Отличие административного от гражданского права таблица
1.2. Отграничение гражданского права от других отраслей права
Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают организационные отношения, связанные с торговлей алкоголем, т.е. имущественно-стоимостными отношениями. Организационные отношения регулируются обязывающими предписаниями, которые опираются на власть государства. Поэтому организационные отношения, хоть они и связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются методом власти-подчинения, а не свойственным гражданскому праву методом юридического равенства сторон. Метод власти-подчинения свойствен административному праву. Например, имущественные отношения, складывающиеся в виде распределения имущества вышестоящей государственной организацией между нижестоящими организациями, т.е. по принципу власти-подчинения, не регулируются гражданским правом, а входят в сферу регулирования административного права.
Таким образом, гражданское право отличается от административного методом правового регулирования.
Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Гражданское и семейное право. Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. Однако в силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Потому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного, а не гражданского права. Между членами семьи могут возникать не только имущественные, но и неимущественные отношения. В отличие от личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они складываются между конкретными, строго определенными членами семьи. В рамках этих неимущественных отношений не происходит индивидуализации гражданина как личности посредством выявления его нравственных и иных социальных свойств. Поэтому данные отношения также регулируются семейным, а не гражданским правом. Впрочем, сейчас происходит сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло свое внешнее проявление в том, что целый ряд норм, которые традиционно «прописывались» в актах брачно-семейного законодательства, оказались включенными в ГК РФ.
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Что такое административный иск?
Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.
Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.
Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.
В Основах гражданского законодательства 1991 г. содержалось указание на субсидиарное (дополнительное) применение норм ГП к трудовым отношениям. В настоящем ГК такого положения нет. Это обусловлено значительными особенностями, которые присущи имущественным отношениям в ТП и методами их регулирования.
Однако в ТП также достаточно велики частноправовые начала. В Генеральном Соглашении на 2011-2013 гг. предусмотрено расширение частноправового и договорного регулирования трудовых отношений. Таким образом, отрасли будут сближаться. Об этом свидетельствует, например, проекты, регулирующие заемный труд (предполагается внесение главы, посвященной заемному труду в ТК и нового договора лизинга в ГК).
Гражданское или административное право, в чем разница?
В гражданском праве также существуют ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других лиц.
Если нарушены права других участников, лицо, причинившее ущерб, несет ответственность в размере причиненного ущерба и упущенной выгоды.
Штрафы и пени могут устанавливаться в договорах в качестве средства обеспечения исполнения договора. Виновные лица обязаны возместить ущерб добровольно или по решению суда.
Административное законодательство широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничения и лишения прав и свобод, вплоть до административного ареста. Право налагать штрафы принадлежит судам и другим уполномоченным органам.
Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20
Статью просмотрели: 4425 раз
Например, юридическая обязанность детей содержать своих родителей, которая возникает при наступлении определенных законом обстоятельств, точно выражена в денежной сумме, которую дети должны выплачивать своим родителям.
Напротив, в отсутствие установленных законом обстоятельств, денежная помощь, которую дети фактически окажут своим родителям, не может быть выражена столь точно.
Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной ответственности — административный проступок, гражданской ответственности — гражданский проступок, а уголовной ответственности — уголовный проступок. Уголовная ответственность наступает за деяние, запрещенное уголовным законом.
Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации признает в качестве основания уголовной ответственности
«совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Соотношения между этими отраслями права также тесно связаны, что определяется тем, что они часто имеют общий объект регулирования (например, имущественные отношения, возникающие в экономической сфере). Имущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и административным правом. В этом случае разницу между этими отраслями права следует искать в соответствующих методах правового регулирования.
Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равны (большинство из них).
Соответствие.
Положения административного права регулируют отношения между соответствующими органами, имеющими право управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, которым эта собственность была выделена.
Следовательно, вопросы, касающиеся понимания организационных отношений как предмета гражданского права, становятся все более актуальными в украинском гражданском праве.
В отечественной правовой доктрине к определяющим признакам гражданских организационных отношений относятся: 1) организационные отношения состоят из организационной деятельности, направленной на упорядочение организованных отношений; 2) объектом этих отношений является упорядочение деятельности участников организованных отношений, которое иногда называют «юридической процедурой».
Уточняется, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий с законного хранения, не могут напрямую подавать иски к издателям на копии соответствующих публикаций.
По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.
Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, трудно согласиться с таким подходом.
Возникновение указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.
В разделе «Финансовое право» на вопрос автора Мигеля о том, чем предмет финансового права отличается от предмета гражданского и административного права, лучший ответ — Административное право тесно связано со всеми отраслями российского права, и прежде всего с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и федеральных конституционных законах, непосредственно регулируют общественные отношения в сфере государственного устройства, взаимоотношения человека и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.
Таким образом, организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии связаны с имущественно-стоимостными отношениями.
Однако характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления по выдаче обязательных для исполнения указаний строительной компании.
(AP) отличается отдельной правовой нормативной базой и подразделяется на группы.
Важность данной отрасли заключается в регулировании отношений со всевозможными органами власти и гражданами, то есть управленческих отношений, так как это публично-правовые отношения.
АП предусматривает регулирование совокупности правовых отношений, складывающихся в обществе с органами власти, при возникновении спорных ситуаций в конкретной сфере действия органов исполнительной власти, как на государственном, так и на местном уровне.
.
Таким образом, ряд отношений регулируется одновременно конституционным и административным правом: степень этого регулирования может быть различной.
Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, общие для всех органов государственной власти; административное право, отталкиваясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти.
Следовательно, она берет свое начало в нормах конституционного права, содержащихся в актах, обладающих высшей юридической силой — Конституции и законах.
Однако в настоящее время в правовом регулировании трудовых отношений используются лишь отдельные элементы гражданского права и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их денежного характера.
Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их затратного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.
Гражданское и экологическое право.
В российской правовой системе все отрасли функционально взаимосвязаны. Их различие обусловлено характером регулируемых ими отношений, а также необходимостью выбора специальных правил, методов и приемов для их регулирования.
Отличие гражданской ответственности от административной — Законники
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. 6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную 7.
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Принятие искового заявления к производству
Вопрос о принятии искового заявления к производству решается судом в пятидневный срок. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право вынести одно из трех определений:
Условия подачи встречного иска обозначены в статье 131 КАС РФ, данная норма законодателем создана по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 17 КАС РФ административные дела, которые связаны с защитой нарушенных законных прав, свобод, и интересов, а также контролем законности и обоснованности выполнения публичных полномочий, подведомственны судьями мировых судов, районных и Верховного суда Российской Федерации.
Стоит обратить внимание, что большая часть административных дел слушается в районных судах (статья 19 КАС РФ).
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Все отрасли права тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако, каждая из них имеет свою специфику и область применения.
Отличие гражданского права от административного.
Основные параметры | Административное право | Гражданское право |
Предмет | Управленческие отношения, сформированные в ходе организации и деятельности исполнительной власти. | Имущественные и связанные с ними корпоративные и неимущественные отношения. |
Метод | Императивный. | Диспозитивный. |
Способ судебной защиты | В рамках административного дела, возбуждаемого по инициативе государственного органа. | В рамках гражданского дела, возбуждаемого по инициативе юридического или физического лица. |
Функции | Установление полномочий, запретов и обязанностей. | Регулирование взаимоотношений. |
Объекты | Экономические, культурные, социальные отношения. | Услуги, имущество, работа, нематериальные блага, интеллектуальная деятельность. |
Особенности административного законодательства
Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.
Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.
КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.
Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.
Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.