Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выйти из Реестра недобросовестных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.
Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:
-
Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.
-
Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.
Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП-615 и как в него не попасть
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) наводит ужас на участников всех без исключения закупок. В самом деле организация (ИП), угодившая в данный реестр не сможет два года участвовать в тендерах.
Сам факт включения в РНП не является препятствием для участия в торгах, однако закон даёт право заказчикам прописать в документации запреты на участие в торгах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
И участник, угодивший, скажем в РНП, в соответствии с законом 223-ФЗ не сможет участвовать в торгах, проводимых как по 44-ФЗ, так и в соответствии с 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ такого перекрестного ограничения не устанавливает.
А если участник в основном занимается торгами, его организация (ИП) может закрыться. Да и сменить вывеску будет не так-то просто. Ведь в РНП вносятся сведения о учредителе и генеральном директоре учредительного лица, а не только название участника.
И придется ему привлекать своих родственников или посторонних людей на замещение вакансий учредителя и генерального директора новой организации, если он хочет возобновить участие в торгах быстрее, чем через два года после включения в РНП. И неизвестно еще окажутся ли они порядочными людьми. В общем, включение в РНП может похоронить тендерный бизнес организации, особенно если она небольшая.
Чтобы избежать РНПО от подрядной организации требуется немного: четко исполнять условия договора с заказчиком, в частности:
— не допускать срыв сроков выполнения работ более одного раза, либо срыв срока более, чем на 15 календарных дней;
— являться членом саморегулируемой организации;
— соблюдать заявленный уровень качества выполняемых работ;
— не допускать просрочки начала выполнения работ более, чем на 5 дней;
— использовать только некачественные материалы.
Что касается участников так называемых малых закупок, например, котировочных сессий проводимых на Портале Поставщиков и иных подобных ресурсах в соответствии с законом 44-ФЗ, то на первый взгляд РНП не грозит. Ведь там есть свой реестр заблокированных поставщиков (РЗП). Однако это не так. Понятия малые закупки в 44-ФЗ вообще отсутствует. Котировочные сессии проводятся в соответствии с ГК РФ, законом 44 ФЗ и регламентом Портала Поставщиков.
В статье 104 закона 44-ФЗ не сделано никаких оговорок насчет малых закупок и закупок, не публикуемых в ЕАИС. Законодательство унифицировано. Но в случае с Порталом Поставщиков механизм включения в РНП здесь только один. И если участник, отказавшийся исполнять контракт, заключенный по результатам котировочной сессии не договорится с заказчиком о расторжении по соглашению сторон, арбитражный суд может принять решение о его внесении в РНП. И ФАС сделает это автоматически, уже не вызывая стороны на комиссию.
Надо оговориться, что на практике участники малых закупок попадают в РНП очень редко, но все же полностью исключить такую опасность нельзя. А уж в РЗП такой участник попадёт наверняка, но это конечно, является несравненно меньшим злом.
В конце концов это чревато только блокировкой учетной записи участника на Портале Поставщиков сроком на 3 месяца, да и то, чтобы «заслужить» блокировку участник должен отказаться сразу от трех контрактов в течение месяца.
Сроки направления сведений в РНП.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Случай |
Срок подачи сведений |
---|---|
Уклонение от заключения договора победителя закупки |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение от заключения договора: |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке; |
|
– единственного участника закупки, признанного таковым; |
|
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки |
|
Расторжение договора по решению суда |
Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора |
Практика по включению заказчиками организаций в РНП.
Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.
Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.
Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.
Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).
При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.
Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?
Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.
Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:
- Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
- Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
- Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту
Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?
Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?
Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект. Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.
Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Типичная ситуация: компания принимает участие в закупках и побеждает. Она готова выполнить все обязательства по контракту, но возникают некоторые обстоятельства, препятствующие соблюдению необходимых условий. Заказчик трактует такое поведение как уклонение от подписания контракта. Поэтому он направляет информацию об участнике в федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Стоит отметить, что уклонение не всегда имеет под собой намерение. Бывает, что контракт не подписывается по техническим причинам — например, из-за перебоев с интернетом или в связи с профилактическими работами в ЕИС. Но в любом случае уважительную причину, по которой не удалось выполнить обязательство, придется доказать.
Бывает и так, что с момента подачи заявки до этапа выигрыша уходит время, становится очевидно, что контракт уже нерентабелен для исполнителя, то есть выполнять его невыгодно. Поэтому, несмотря на последствия, он принимает решение «уклониться» от подписания контракта.
И все же есть несколько базовых правил, о которых стоит помнить, чтобы избежать попадания в РНП.
Алгоритм прост:
- Заказчик направляет информацию о поставщике.
- ФАС оценивает документы и принимает соответствующее решение.
- Поставщик (при несогласии с решением) отправляет жалобу на действия ФАС в суд.
Заказчик передает сведения. Не нужно винить заказчика, если он отправил информацию о вас в РНП, закон обязывает его это сделать. Заказчик должен выполнить эту меру в 3-дневный срок, иначе ему будет грозить административная ответственность.
ФАС рассматривает дело. На это у ведомства есть 5 дней. Вы можете участвовать в процессе рассмотрения и отстаивать свою позицию. Для этого нужно серьезно подготовиться:
- Доказать, что нарушение вы допустили несознательно. В качестве доказательной базы подойдут, например, скрины обращения в техслужбу ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу сбоев в сети.
- Доказать, что вы не собирались уклоняться от подписания контракта (например, обращение в банк за гарантией) или выполнения работ.
- Подтвердить в ФАС свою готовность исполнения контракта и свою добросовестность.
- Подготовить возражение на жалобус указанием всех названных выше обстоятельств.
Антимонопольный орган оценит все полученные документы и примет соответствующее решение, на основании которого вас либо внесут, либо не внесут в реестр.
Важный момент! Решение каждого территориального ведомства условно. На практике один орган включает поставщика в РНП, а другой (в аналогичной ситуации) – нет. Лучше ориентироваться на решения УФАС по месту нахождения заказчика.
Опираясь на опыт ФАС, назову некоторые уважительные и неуважительные причины:
Уважительные причины:
- письмо, отправленное победителю, попало в папку «Спам»;
- поломка компьютера, с которого должен был быть подписан контракт;
- неполадки на ЭТП.
А это не уважительные причины:
- госпитализация победителя;
- смена руководства у поставщика;
- отсутствие Wi-Fi в офисе.
Важный момент! Поставщик должен быть в курсе, что в отношении него будет рассматриваться дело о внесении в РНП. В противном случае процесс рассмотрения должен быть перенесен. Принимать участие или нет – дело каждого поставщика. Если поставщик не явится в зал заседания, это не будет поводом для нерассмотрения его дела.
Кого вносят в реестр?
Как правило, все документы, для включения того или иного поставщика в РНП готовит непосредственно сам заказчик. После этого он просто направляет бумаги в особый контролирующий орган. Обычно только после тщательного рассмотрения всех материалов, ФАС принимает решение относительно включения или исключения информации относительно поставщика в таком списке, как реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ. Существует всего несколько реакций, на основании которых организация попадает в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ:
- Победитель уклонился от процесса заключение контракта. В данной ситуации действия заказчика сводятся к тому, чтобы направить в ФАС реестр недобросовестных поставщиков информацию и все требуемые документы в течение трех или чуть более рабочих дней.
- Единственный, кто принимал участие в закупке, полностью уклонился от процесса заключения контракта. В подобной ситуации заказчик должен в течение пяти дней с того времени, как истек срок закупки и подписания договора, отправляет документы в ФАС.
- Заказчик полностью расторгает действующие контракты. Если контракт ни по одному из пунктов не исполняется или осуществляется его исполнение ненадлежащим образом, то его можно расторгнуть по суду или в особом одностороннем порядке. В подобной ситуации заказчик в течение трех дней обязательно должен направить все документы и требуемую информацию. При необходимости заказчик может получить такой документ, как выписка из реестра недобросовестных поставщиков.
В каких случаях внесение в РНП незаконно
Даже если формально поставщик может быть занесен в реестр недобросовестных поставщиков, есть ряд нюансов, которые могут изменить решение в его пользу:
- Если поставщик однократно опоздал с предоставлением обеспечения по договору, то это нарушение не является веской причиной для включения в РНП. Заказчик не может знать, является ли данное нарушение у контрагента первым, зато ФАС об этом известно. Если ранее на поставщика не жаловались, то в реестр он включен, вероятно, не будет, и даже если включение в РНП состоится, решение может быть обжаловано контрагентом в судебном порядке.
- Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но оснований для этого не имел. Если договором не прописано, что заказчик имеет право расторжения в одностороннем порядке, то причина должна быть серьезной: продукция не по ТЗ либо превышение сроков контракта на 30 дней. Но если в задержке виновен заказчик, то причиной для расторжения она являться не может.
В этих ситуациях поставщик может оспорить решение ФАС о включении в РНП.
Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация
Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.
Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.
Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.
Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.
Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков
Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок »). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?
Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.
Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:
- Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
- Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
- Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
- Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта
Какими законами регулируется ведение РНП?
Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.
Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:
- По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
- По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)
Законодатель возложил ответственность за подачу жалобы в территориальные органы ФАС на пострадавшего заказчика. Именно они должны информировать контролирующие органы о нарушениях поставщиками или подрядчиками правил коммерческих торгов и госзакупок.