Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2022 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.
Когда отменят спецрежим?
До 01 июля 2022 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.
Срок | Пояснение |
До 01 июля 2022 г. | Добровольное использование онлайн-кассы |
С 01 июля 2022 г. | Обязательное использование онлайн-кассы |
Вопрос №1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и веду деятельность, связанную с грузоперевозками. В ближайшее время планирую прекратить данный вид деятельности. Какие шаги мне необходимо предпринять?
Ответ: Вам необходимо написать заявление в налоговый орган, сообщив о своём намерении. Заявление необходимо предоставить не позднее пяти дней с момента прекращения деятельности. Дата, указанная Вами в документе, будет считаться датой снятия с налогового учёта.
Кто не может применять ЕНВД
Если по итогам налогового периода налогоплательщик, работающий по ЕНВД, допустил несоответствие требованиям, он считается перешедшим на общую систему налогообложения с начала периода, в котором оно произошло. Всего выделены два требования:
- если численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек;
- если в управляющей компании организации доля участия других организаций превышает 25% (кроме организаций потребительской кооперации, и если УК состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).
Также ЕНВД не применяется:
- крупнейшими налогоплательщиками;
- учреждениями здравоохранения, образования или соцобеспечения, если они оказывают услуги общественного питания, являющихся неотъемлемой частью процесса функционирования данных учреждений;
- при оказании услуг по передаче во временное владение (пользование) автозаправочных и автогазозаправочных станций;
- по видам деятельности, которые осуществляются в рамках простого товарищества, доверительного управления имуществом.
Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок
Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.
ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:
- Доход в год — 15 000 000 рублей.
- Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
- Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
- Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.
Размер налога на вмененный доход рассчитывается по формуле:
БДхФПхК1хК2х15,
где:
- БД — базовая доходность. Определяется НК РФ и отличается по видам деятельности. Например, базовая доходность для грузоперевозок 6000р. на один автомобиль.
- ФП — физический показатель. Количественная характеристика деятельности: например, количество автомобилей, работников, т.д.
- К1 — коэффициент, определяемый уровень инфляции и утверждаемый ежегодно правительством РФ. Коэффициент К1 в 2023 году год установлен приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595 и составляет 1,915.
- К2 — коэффициент, утверждаемый региональными властями и может варьироваться от 0,005 до 1. Чтобы найти ставку данного коэффициента можно обратиться в ИФНС по месту деятельности, посмотреть на сайте налогово
- 15% — налоговая ставка, применяемая для плательщиков ЕНВД.
Кто уже не применяет ЕНВД?
Законодателями были уточнены основные понятия, используемые для применения единого налога на вмененный доход, а именно — «розничная торговля». С 01.01.2020 применять ЕНВД по розничной торговле нельзя, в частности, при торговле лекарственными препаратами, обувными товарами, предметами одежды, принадлежностей одежды и прочих изделий из натурального меха, которые подлежат обязательной маркировке.
На практике бизнес столкнулся с тем, что система маркировки не готова к полноценному запуску, в связи с чем сроки обязательной маркировки обувных и лекарственных товаров стали переноситься, а вслед за ними появляться разъясняющие письма, продлевающие возможность применять ЕНВД по маркированным товарам.
По итогам переносов сроков обязательной маркировки утрата права на применение вмененки в 2020 г. выглядит следующим образом:
-
лекарственные препараты – с 01.07.2020 (за исключением лекарств, производимых в рамках программы «Семь высокозатратных нозологий»);
-
обувные товары – с 01.07.2020;
-
предметы одежды, принадлежностей одежды и прочие изделия из натурального меха – с 01.01.2020.
Распространённые ошибки ведения ЕНВД
В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:
Типичные ошибки | Пояснение |
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности | Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы. |
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт | В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы. |
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД | Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.
Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%. |
Отсутствие деятельности при применении ЕНВД | ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась. |
Почему ЕНВД нужно продлить
Многие субъекты Российской Федерации просили продлить единый налог на вмененный доход в 2022 году. «Вменёнка» позволяет развивать свое дело без лишних потерь и капиталовложений в малом и крупном предпринимательстве. ЕНВД можно использовать совместно с другими системами налогообложения.
Учредитель Совета Федераций Андрей Кутепов отметил, что в нестабильной экономической ситуации, сложившейся из-за пандемии, бизнесу нужна поддержка от государства. Необходимо принимать быстрые и четкие решения для стабилизации экономики регионов страны. Письмо с просьбой о продлении ЕНВД было отправлено в правительство на рассмотрение Михаилу Мишустину и заместителю президента РФ Максиму Орешкину.
Сергей Гебель — участник центрального совета «Деловой России» полагает, что продление единого налога на вмененный доход в 2022 году позволит бизнесменам без стресса и задержек восстановить рабочее состояние, постепенно преодолеть кризисную ситуацию.
Уменьшение ЕНВД на страховые взносы
Важно! Рассчитанный налог ЕНВД может быть уменьшен на уплаченные предпринимателем страховые взносы. Возможность уменьшения ЕНВД на страховые взносы зависит от того, есть ли у предпринимателя наемные работники или нет.
Наемный персонал | Уменьшение ЕНВД |
Предприниматели без наемных сотрудников | Могут уменьшить ЕНВД до 100% на страховые взносы, уплаченные за себя |
Предприниматели с наемными работниками | Могут уменьшить ЕНВД до 50% на страховые взносы, уплаченные за себя и за своих работников |
ЕНВД: отменят или будет продолжение?
В 2021 году нам обещают полную отмену ЕНВД. Но еще до даты «Х» законодатели начали активные действия, чтобы для многих это произошло как можно раньше.
Первым делом регионам разрешили самостоятельно отменять на своей территории «вмененку». Пермский край не стал откладывать и 18 муниципалитетов избавились от ЕНВД на своей территории с 1 января 2020 года.
Вторым этапом стала маркировка. И с 2020 года «вмененщикам» запретили торговать определенной маркировкой (обувь, лекарства, одежда из натурального меха) и вообще всем, что не относится к рознице.
Как видно Минфин настроен решительно и неуклонно сужает возможность применения ЕНВД. Однако некоторые регионы не потеряли надежду, и в середине февраля 2020 года в Госдуму поступил законопроект № 899026-7.
Транспортные средства грузоперевозок ИП на ЕНВД
Количество транспортных средств, с помощью которых осуществляется деятельность ИП на ЕНВД грузоперевозки, не должно превышать 20 единиц. Иначе предприниматель теряет право на этот спец. режим. Закон требует, чтобы транспортные средства были зарегистрирован в ГИБДД в качестве автотранспорта, имеющего право передвигаться по дорогам общего пользования. Внедорожная техника, которая не предназначена для передвижения по этой категории автомобильных дорог, не может быть использована во вмененной деятельности (письмо Минфина № 03-11-06/3/249 от 22.10.09 и № 03-11-09/319 от 17.09.09). Что касается непосредственно количества машин, то в него входят абсолютно все транспортные средства, которые находятся в собственности, взяты в лизинг или аренду для предпринимательской деятельности. Не имеет значения, используются ли они в течение налогового периода или нет ,независимо от причин (ремонт, сдача в аренду третьим лицам и т.д.). Но в число транспорта для нужд ЕНВД не включаются те, которые не связаны с оказанием платных услуг по перевозке грузов, к примеру, служебные машины (письмо Минфина № 3-11-11/24 от 02.02.2010). Нельзя путать учет количества автомобилей для возможности осуществлять вмененную деятельность с расчетом физического показателя для исчисления налога. При расчете учитываются только те транспортные средства, которые в течение квартала осуществляли грузоперевозки.
Подробнее о сдаче транспортных средств в аренду. Если ИП на ЕНВД грузоперевозки осуществляет собственными силами на автотранспорте переданному в аренду организации или другому предпринимателю, то такая деятельность относится к этому спец. режиму (письмо Минфина № 03-11-11/154 от 03.06.10). Иначе дело обстоит при аренде транспортного средства без экипажа. Тогда ИП уже не может осуществлять деятельность в рамках вмененной системы налогообложения.
Могут ли быть вопросы со стороны налоговой
Конечно, могут! У вас в собственности две грузовых машины, а вы, например, показываете в декларации в составе физических показателей только одну – естественно, налоговая захочет узнать, почему вы занижаете физический показатель, а вместе с ним налоговую базу и сам налог ЕНВД.
Что тут ответить?
Неиспользование автомашины по «уважительным» причинам придется доказывать, причем документально. Например, то, что она стояла на ремонте, подтвердит договор с автосервисом, акт приема-передачи выполненных работ к нему, наконец, можно сделать приказ руководителя юрлица о проведении ремонта автосредства.
Здесь лучше собрать все возможные документы. Потому что, если ваша автомашина стояла на ремонте «у дяди Васи в гараже», а «дядя Вася», естественно, не заключал с вами никакой договор на услуги по ремонту транспортного средства, то доказать налоговикам неиспользование машины и правомерность ее исключения из физического показателя будет очень и очень проблематично.
Нужна ли касса для ИП на ЕНВД
- удобство и простота контроля за продажами любого периода;
- проведение инвентаризации не займет так много времени и сил, как при отсутствии кассы;
- появляется возможность оплаты банковской картой;
- уменьшить количество ошибок и злоупотреблений со стороны продавцов;
- обслуживание клиентов с кассовым аппаратом будет быстрее и более оперативно;
- отпадает необходимость заказывать БСО в типографии;
- появляется возможность можно подключить кассовый аппарат к сканерам штриховых кодов, электронным весам, ПК;
- появляется возможность предоставлять чек, содержащий всю необходимую информацию о компании, его сотрудниках, а также о проданном товаре, что приведет к повышению доверия у клиента или покупателя.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Расчет ЕНВД для ИП грузоперевозки 2021
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.