Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Речевой этикет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Речевой этикет любой страны имеет свои особенности, характерные для представителей определенной культуры и языка. Главная особенность русского речевого этикета заключается в отсутствии нейтральных по социальному статусу личных обращений. Революция привела к утрате многих универсальных слов, таких как «сударь/сударыня», «Ваша светлость», «батюшка/матушка», а коммунистическая эпоха завершилась исчезновением из обихода слова «товарищ». Сегодня использующие эти обращения люди кажутся старомодными. Хотя в некоторых случаях к ним возвращаются для придания речи идеологической окраски либо с целью построения фраз за счет использования безличных форм. Что касается жаргонных фраз и нецензурной брани, мода на которые появилась в 90-е годы прошлого века, многие слова плотно закрепились в повседневной речи, вошли в СМИ и даже литературные произведения. Сейчас практически не прослеживается разница между этими словами и экспрессивными выражениями.
Правила речевого этикета в русском языке
Уникальность русского речевого этикета заключается также в использовании имени и отчества, подчеркивающих уважение к человеку. В современном мире аналоги такого обращения встречаются редко. А за счет употребления уменьшительных форм имен и слов есть возможность подчеркнуть родственную/близкую связь с собеседником (доченька, женушка, Сашенька).
Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:
- Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
- Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
- Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
- В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
- Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
- Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
- В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
- Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
- Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
- Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.
Понятие речевого этикета
С детства родители, воспитатели, педагоги, няни прививают детям хорошие манеры речи, говоря о правилах поведения в обществе. Речевой этикет является частью общих правил и норм поведения. В век компьютерных технологий живое общение сменилось виртуальным. Появилось целое слэнговое направление — слова, используемые только в соцсетях. Например, «превед», «кросавчег», «ок». Новое поколение перестало задумываться о том, что такое речевой этикет. Однако для успешной карьеры важно умение общаться, показать себя с лучшей стороны, суметь убедить в своих знаниях, чтобы занять руководящую должность. Для этого надо придерживаться правилам речевого этикета, понимать — в какой обстановке вы находитесь, и что нужно сказать в определенной ситуации.
Речевой этикет и речевая ситуация.
Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты— и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д.
Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета. Вот некоторые из них. Речевой этикет:
способствует установлению контакта между собеседниками;
привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;
позволяет засвидетельствовать уважение;
помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);
формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Рассуждение Что такое Речевой этикет
Каждый человек объясняет значение понятия речевого этикета по-своему. Как правило, давая определение речевого этикета, люди выделяют умение следить за своей речью, уместно использовать свои слова, согласно установленным нормам определённого общества.
Подобно стандартному этикету, речевой этикет обуславливает соблюдение правил приличия и культурного поведения. Следование установленным нормам такого этикета крайне необходимо для налаживания контактов и связей с собеседниками.
Для максимально понятного объяснения данного понятия важно первоначально выяснить, что именно входит в речевой этикет. Составляющими этикета данного типа являются слова, выражения и словосочетания, применяемые для вежливого общения: приветствия, выражения благодарности, обращения, прощания и прочего.
Изучение речевого этикета, как и соблюдение его основных правил, является обязательным условием не только для социализации человека, но и для её правильного функционирования в коллективах.
Вежливый и благовоспитанный человек, обладающий высоким уровнем культурного развития, в обыденных ситуациях применяет нормы не только стандартного, но и речевого этикета.
При упоминании элементарных основ речевого этикета первоначально нужно научиться грамотному выражению мыслей и мнений, остроумному отношению к каким-либо ситуациям. В качестве одного из многих немаловажных примеров такого поведения можно привести обязательное приветствие при встрече. К незнакомцам, в особенности к старшим по возрасту, нужно обращаться на «Вы». При обращении с определённой просьбой нельзя забывать о применении таких словесных форм, как: «Будьте добры», «Пожалуйста» и так далее. При прощании необходимо обратиться к собеседнику, произнеся: «До свидания» либо: «До встречи».
Помимо этого, особой важностью обладает навык удерживания эмоций под контролем, способность избегать применения грубостей, неприличных выражений и слов, оскорбительных высказываний в адрес других людей. Среди грубых нарушений языкового этикета выделяют и применение чрезмерного количества вводных слов, жаргонизмов и так называемых «слов-паразитов».
Личность, соблюдающая нормы речевого этикета, использует в своей речи исключительно те слова, в значении которых она не сомневается. При игнорировании таких норм, хоть и в попытках показать себя в качестве культурной и эрудированной личности, человек может прибегать к применению иностранных слов, афоризмов и цитат, значения которых он не может истолковать правильно.
Исходя из всего вышеописанного, необходимо заметить, что изучение основ речевого этикета очень важно для каждого человека, желающего быть достойным звания благовоспитанного и компетентного человека.
Золотые правила спора и отстаивания своей точки зрения
Раз уж разговор зашел о полемике, дискуссиях, прениях, стоит знать, что существуют правила русского речевого этикета , позволяющие вести такую беседу в вежливой форме. Совсем не обязательно вступать в пылкий спор, доказывая что-либо оппоненту и сопровождая свою речь активной жестикуляцией и громким голосом. Хотите, чтобы вас услышали? – Говорите тише! Так гласит народная мудрость, проверенная веками. Действительно. Политики, которые часто выступают по телевидению и отвечают на провокационные вопросы или возражения оппонентов, редко позволяют себе вести себя вне рамках этикетных правил. Вывести человека из себя – легко, но держать себя в руках и корректно отвечать на замечания оппонентов – обязанность не только публичных людей, но и каждого из нас. Не нужно вести себя как на войне. Разговор, каким бы он ни был, – это в первую очередь процесс взаимодействия двух и более людей, стремящихся проявить по отношению друг к другу уважение. Отсутствие желания возвыситься над собеседниками и грамотная речь – вот признаки вежливого и тактичного человека. Эти качества повышают степень доверия к таким людям, способствуют поддержанию разговора на одной волне, достижению поставленной цели и эффективной передаче информации.
Пословицы о речевом этикете
Хорошее слово – половина дела.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
Лучше недоговорить, чем переговорить.
Будешь следить за языком – он охранит тебя.
Слово не стрела, а в сердце язвит.
С умным разговориться, что мёду напиться.
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.
Красную речь красиво и слушать.
Сердечное слово до сердца доходит.
Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.
Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи, правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора
Формулы речевого этикета
1. Похвала.
Каждый народ реагирует на похвалу и лестные комплименты по-разному. Также существуют и разные традиции похвалы: например среди русских людей принято делать комплименты внешности, в то время как некоторые народы могут посчитать их слишком вольными для переговоров. Однако самый лучший комплимент — комплимент профессиональным успехам и высокому уровню способностей. Такие комплименты найдут отклик во многих сердцах, в независимости от культурной принадлежности. Однако всегда можно получить негативную на похвалу. Её обычно высказывают очень скромные и застенчивые люди.
2. Просьба.
Просьба — основа как речевого этикета, так и переговоров. Очень важно умело выразить свою просьбу. Именно во время просьбы ненужно пренебрегать вежливостью, иначе Ваша просьба может быть отвергнута. Особое внимание нужно уделить подбору верных фраз, которые будут звучать уместно.
3. Юмор.
Юмор и остроумие может быть хорошим ходом, чтобы снять общую напряжённость или прогнать недовольство собеседника. Однако всегда нужно помнить о целом списке запретов, связанных шутками и неуместной иронией:
1. С человеком, у которого нет чувства юмора лучше не шутить
2. Не стоит шутить с удручённым человеком
3. Не стоит шутить с незнакомыми людьми
4. Не следует шутить на свадьбах, поминальных службах и религиозных мероприятиях. Там шутки будут не уместны.
5. Не стоит шутить при посторонних, которые очень близко связанны с объектом для шутки. Их реакция может быть неожиданна.
6. Абсолютно не стоит шутить на тему расы, религии, происхождения, семьи и про другие личные темы, так как это может оскорбить человека.
Помните, умение хорошо шутить может быть как Вашей сильной стороной, так и вашей слабостью. Всегда думайте перед тем, как сострить.
Проблемы культуры речи поднимались уже в 4 веке до нашей эры. Споры среди философов на тему достоинствах и недостатках речи привели к образованию целого направления — риторики. Ученые и философы трудились над научными трактатами, где прописывались рекомендации по уместности речевых оборотов и как научиться выразительности речи. Так формировалась история речевого этикета.
В России первым обратил внимание на развитие красноречия и понятие речевого этикета ученый Михаил Ломоносов. Он выдвинул ряд теорий о развитии мастерства ораторского искусства, умении апеллировать словами в научной, литературной среде и обычной бытовой жизни. Его старания не были напрасными, потому что внимание к речи и культуре общения привело к выработке единого литературного языка без диалектов, местных акцентов, простонародных высказываний.
Языковые и поведенческие средства
Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.
Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.
Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».
С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.
Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.
Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.
В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:
- умеренная жестикуляция и мимика;
- дистанция общения;
- выраженная доброжелательность и сдержанная эмоциональность;
- демонстрация интереса;
- избегание спорных ситуаций;
- некатегоричность собственных высказываний;
- исключение неодобрения;
- исключение излишнего интереса к личным подробностям;
- участие в общей беседе;
- краткость и равномерность общения со всеми;
- минимум информации о себе;
- обсуждение нейтральных тем – дети, животные, погода, путешествия;
- помощь собеседнику в щекотливой ситуации;
- выражение несогласия молчанием, вопросом или переходом на другую тему;
- умеренное использование юмора;
- запрет на сарказм;
- исключение грубых и просторечных выражений;
- положительное настроение;
- соблюдение временных рамок и периодичности общения.
Правила речевого этикета в семейных отношениях
Причина, по которой многие молодые люди сегодня мало знают об речевом этикете, заключается в том, что они никогда не изучали его дома. Родители больше не преподают непосредственно этикет детям и подросткам.
Если вы читаете это, чтобы узнать больше о правильных манерах и о том, как практиковать этикет на публике, лучше всего начать выполнять это наедине. Трудно включить хорошее поведение только тогда, когда вы чувствуете, что вам «нужно». На самом деле, мы не должны вести себя лучше, когда мы встречаемся с людьми, которых мы едва знаем или хотим произвести впечатление. Наше лучшее поведение должно быть для людей, которых мы любим: наших друзей и семьи.
Поэтому придерживайтесь самых высоких правил речевого этикета в домашних условиях. Будьте вежливы и добры по отношению к своему супругу, родителям и особенно к своим детям. Чтобы они на собственном примере узнали, как правильно обращаться с другими людьми. Если они вырастут с укоренившимся в них речевым этикетом, им будет легче наладить длительные отношения. Также, преуспеть в своей работе и двигаться по жизни с легкостью.
Вы также обнаружите, что правила речевого этикета становится для вас второй натурой, а не набором правил. И ваша собственная жизнь будет более приятной.
Люди положительно реагируют на тех, кто к ним добр и относится к ним с уважением.
Что такое речевой этикет и как он возник
Под речевым этикетом принято понимать устойчивую систему общения, принятую в обществе вместе с культурой. Это негласный свод правил, которые обязательны для соблюдения всеми людьми, желающими выстроить хорошие взаимоотношения с окружающими. Эти правила поведения устанавливались на протяжении многих веков. Даже наши далекие предки общались друг с другом, придерживаясь неписаного кодекса. Именно тогда, в глубокой древности, стало происходить формирование речевого этикета , начал закладываться его фундамент. Соблюдение этикетных правил для древних людей являлось неким ритуалом, который помогал собеседникам понять, что они не настроены враждебно и готовы к конструктивному диалогу. Со временем многие первоначальные действия утратили свою силу, но до наших дней сохранились и продолжают воспроизводиться некоторые ритуалы и их словесные оформления.
Проблемы культуры речи поднимались уже в 4 веке до нашей эры. Споры среди философов на тему достоинствах и недостатках речи привели к образованию целого направления — риторики. Ученые и философы трудились над научными трактатами, где прописывались рекомендации по уместности речевых оборотов и как научиться выразительности речи. Так формировалась история речевого этикета.
В России первым обратил внимание на развитие красноречия и понятие речевого этикета ученый Михаил Ломоносов. Он выдвинул ряд теорий о развитии мастерства ораторского искусства, умении апеллировать словами в научной, литературной среде и обычной бытовой жизни. Его старания не были напрасными, потому что внимание к речи и культуре общения привело к выработке единого литературного языка без диалектов, местных акцентов, простонародных высказываний.
Глава 4. Речевое общение
Общение
дает возможность человеку раскрыть
свои чувства, переживания, рассказать
о радостях и горестях, о взлетах и
падениях. Общение помогает организовать
совместную работу, наметить и обсудить
планы, реализовать их.
Проблемами
общения занимаются представители разных
наук – философы, психологи, лингвисты,
социологи, культурологи и др. Человеческое
общение, по данным исследователей, на
две трети состоит из речевого. Именно
при помощи речи чаще всего происходит
общение между людьми.
Особенность
речевой деятельности заключается в
том, что она всегда включается в более
широкую систему деятельности как
необходимый и взаимообусловленный
компонент.
Проблемами
речевого общения занимаются многие
лингвистические дисциплины: когнитивная
лингвистика, теория речевого воздействия,
теория речевых актов (ТРА), прагматика,
психолингвистика, культура речи и др.
Отметим,
что наряду с термином общение широкое
распространение получило слово
коммуникация. Коммуникация – общение,
обмен мнениями, сведениями, идеями и
т.д. – специфическая форма взаимодействия
людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.
Принципы современного речевого этикета
Любые правила поведения исходят из общечеловеческих принципов морали, не исключение и речевой этикет. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Таким образом, и вежливая речь должна включать такие формулы, которые самому человеку было бы приятно услышать. Базовыми принципами речевого этикета являются уместность, точность, краткость и правильность. Говорящий должен отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним. В любом случае следует высказываться максимально кратко, но не терять при этом смысла сказанного. И, конечно, говорящий должен уважительно относиться к партнеру по коммуникации и стараться построить свое высказывание в соответствии с правилами русского языка. Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым. Коммуниканты должны с обеих сторон делать все, чтобы общение было продуктивным, взаимовыгодным и приятным для всех участников.
Формирование культуры общения
Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.
Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).
В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.
Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.
Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.
Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:
- семья;
- ближайшее окружение;
- учебное заведение.
Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.