Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоперевозки в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:
-
Использование собственных транспортных средств.
-
Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
-
Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Что лучше самозанятость или ИП
Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.
Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.
Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.
Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.
Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.
Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.
Иные обязательные документы по грузоперевозкам
В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:
- Водительское удостоверение.
- Паспорт транспортного средства.
- Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
- Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
- Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
- Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
- Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
- Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.
Выбираем систему налогообложения
Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.
Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.
Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.
Обратите внимание
При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
Упрощенная система в грузоперевозках предусматривает два варианта уплаты налогов
В первом случае размер налоговой ставки составляет 6%, в качестве объекта здесь является доход предприятия.
А во втором – объектом являются доходы транспортной компании за вычетом расходов, но ставка в этом случае составляет 15% (сумма налога не может быть менее 1% от налоговой базы). При этом компания, осуществляющая грузоперевозки, может самостоятельно выбирать объект, а также менять его.
Плюсы данной системы:
Применяя упрощенную систему налогообложения, фирма-грузоперевозчик не платит следующие налоги: на прибыль (для индивидуального предпринимателя исключается необходимость уплаты налога на доход физического лица), на добавленную стоимость, на имущество.
В том случае, если фирма не выбирает самостоятельно налоговую систему и не извещает о выбранном способе налоговую инспекцию, то данная система налогообложения избирается автоматически и будет носить Основную систему налогообложения.
Отрицательные моменты:
Расходы при данном методе учета можно учитывать только из утвержденного списка расходов, согласно статье 346.16 НК РФ. Даже если ваши расходы составили большую часть над размером дохода, вам необходимо заплатить минимальный налог в размере 1% от полученного дохода.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки
Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.
Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.
Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.
ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предприниматели могут использовать:
- Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
- Упрощенный режим (УСН).
- Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
- Патент (ПНС).
Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.
Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.
Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:
- Объем планируемых заказов.
- Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
- Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.
Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.
Дополнительный документооборот
Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.
Необходимо обеспечить:
- Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
- Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
- Ведение книг учета выданных путевых листов.
- Заключение договоров транспортной экспедиции.
Начало ведения деятельности
Физическое лицо имеет право осуществлять грузоперевозки после регистрации организационной формы ИП. Необходимо соблюсти определенную очередность действий:
- Оформление ИНН при отсутствии ранее присвоенного номера. ИНН предоставляет регистрирующий орган ИФНС на основании заявления лица. При открытии ИП и отсутствии ИНН номер присваивается в безусловном порядке, без заявления.
- Открытие ИП. Регистрация осуществляется на основании заявления формы Р21001. К заявлению прилагаются копия паспорта и свидетельства ИНН (при наличии), платежный документ об оплате госпошлины.
- Выбор оптимальной системы налогообложения. Для использования специального режима заявление на его применение представляют при открытии ИП. Лицо, не заявившее о применении специального режима, использует ОСНО.
Далее ИП необходимо зарегистрировать (при желании) печать, открыть расчетный счет в банке, получить письма с кодами статистики, номерами регистрации в фондах.
Иные обязательные документы по грузоперевозкам
В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:
- Водительское удостоверение.
- Паспорт транспортного средства.
- Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
- Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
- Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
- Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
- Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
- Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.
Ошибки, допускаемые в учете грузоперевозок
Ошибка № 1. В учете ИП по грузоперевозкам часто требуется учет расходов. Документально подтвержденные и экономически оправданные расходы используются при расчете базы для налогообложения. Ошибочным является мнение, что списание затрат на топливо можно производить по фактическим расходам. При списании требуется учитывать нормы расходов и фактический пробег ТС. Если расход топлива превышает норму технической документации, необходимо учитывать данные контрольного пробега.
Ошибка № 2. ИП, использующий общую систему, часто не имеют договоров с компаниями, нуждающимися в НДС поставщика услуг. продолжает выделять НДС. Ошибочная позиция. ИП, имеющее небольшие обороты по перевозкам, могут заявить об освобождении от налогообложения НДС.
Транспортные средства грузоперевозок ИП на ЕНВД
Количество транспортных средств, с помощью которых осуществляется деятельность ИП на ЕНВД грузоперевозки, не должно превышать 20 единиц. Иначе предприниматель теряет право на этот спец. режим. Закон требует, чтобы транспортные средства были зарегистрирован в ГИБДД в качестве автотранспорта, имеющего право передвигаться по дорогам общего пользования. Внедорожная техника, которая не предназначена для передвижения по этой категории автомобильных дорог, не может быть использована во вмененной деятельности (письмо Минфина № 03-11-06/3/249 от 22.10.09 и № 03-11-09/319 от 17.09.09). Что касается непосредственно количества машин, то в него входят абсолютно все транспортные средства, которые находятся в собственности, взяты в лизинг или аренду для предпринимательской деятельности. Не имеет значения, используются ли они в течение налогового периода или нет ,независимо от причин (ремонт, сдача в аренду третьим лицам и т.д.). Но в число транспорта для нужд ЕНВД не включаются те, которые не связаны с оказанием платных услуг по перевозке грузов, к примеру, служебные машины (письмо Минфина № 3-11-11/24 от 02.02.2010). Нельзя путать учет количества автомобилей для возможности осуществлять вмененную деятельность с расчетом физического показателя для исчисления налога. При расчете учитываются только те транспортные средства, которые в течение квартала осуществляли грузоперевозки.