Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Франция училась демократии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных преподавателей и профессоров. В качестве теоретической базы была использована Конституция Франции 1958 года, а также Избирательный Кодекс 1956г.
Законодательство в мировой практике
Территория современной Франции была заселена в древнейшие времена (более 1 млн. лет назад). К середине I в. до н. э., когда она называлась Галлией, была завоевана Древним Римом. Постепенно росли крупные торгово-ремесленные города (Лион, Ним, Бордо и др.). а в II–IV вв. стало распространяться христианство. По мере романизации кельтские языки постепенно вытеснялись латинским.
Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвующих в проведении избирательных кампаний.
Данное противоречие решается в конституции путем своеобразного синтеза обеих теорий. Фундаментальную ее основу составляет принцип народного суверенитета, который воплощается в различных ветвях власти и через них фактически контролирует сам себя.
В последнее время и иностранцы получили право формировать местные органы власти в странах Европейского союза.
Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное, возможность существования политических партий и группировок.
Регистрация должна иметь место в рамках официальной избирательной кампании. Ее сроки и продолжительность регулируются законом.
Разделы IX «Высокая палата правосудия» и Х «Об уголовной ответственности членов Правительства» дополняют предыдущий раздел.
Ее ход может быть условно разделен на три основных этапа, характеризующихся последовательной эволюцией политической системы от абсолютизма к преобладанию законодательной власти народного представительства (Конвента); установлению непрочного баланса законодательной и исполнительной властей (Директория); переходу к однозначному господству исполнительной власти (бонапартизм).
На избирательных участках по выборам Президента Франции, равно как и по всем другим выборам, создаются условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в специальный избирательный конверт.
Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путем реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.
Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур.
Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависят организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций. Это, например, префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих.
На избирательных участках созданы условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в конверт. Затем он опускает его в прозрачную урну и расписывается напротив своего имени в избирательном списке.
Революция 1848 года. Вторая империя во Франции
Д. Гримм. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство`Санкт-петербург`).
Франция – президентская (с элементами парламентской) республика. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун.
Каждая коммуна выбирала по одному «выборщику». Эти «выборщики» избирали сенаторов.
Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц).
Выборы депутатов Национального собрания (ассамблеи) обычно проводятся каждые пять лет во Франции. Граждане Французской Республики избирают 577 членов Национального собрания (нижней палаты) в два тура по мажоритарной системе.
В период Ста дней временного возвращения Наполеона (март-июнь 1815 г.) Хартия была приостановлена. Попытка Наполеона заменить ее особым «Дополнительным актом к конституции Империи» (22 апреля 1815 г.), в котором он пытался согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами, не привлекла к нему симпатий знати и союзников.
Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной.
Восстановление монархии «старого режима» было реально невозможно из-за совершенно новой социальной ситуации в стране без опасения вновь вызвать революционный взрыв и гражданскую войну.
Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной.
Интересно отметить, что данная инкорпорация осуществлена в 1956 году на основании не законодательного акта, а всего лишь правительственного декрета.
При Наполеоне III ухудшилось международное положение Франции. Стремление императора повысить национальный престиж Франции подтолкнуло страну к участию в Крымской войне против России. Одним из важнейших ее итогов стала нейтрализация Чёрного моря и уничтожение черноморских военно-морских арсеналов России и Турции. В результате, в 1860-е году российско-французские отношения ухудшились.
Избирательная система одной из т.н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира.
Германский император, на основании данного отрывка, обладает широкой властью. Он представляет империю на международной арене; уполномочен объявлять войну и заключать мир; вступать в союзы с иностранными государствами; разрабатывать законы и следить за их исполнением; назначать и увольнять должностных лиц империи.
На данном уроке будет рассмотрен период с 1848 по 1870 год в истории Франции. За это время Франция несколько раз успела сменить свою форму правления: от монархии во главе с королем Луи Филиппом, к республике во главе с президентом, племянником Наполеона I, Шарлем Луи Наполеоном, и снова к монархии во главе с императором Шарлем Луи Наполеоном, ставшим известным под именем Наполеона III.
Введение всеобщего избирательного права // Французская буржуазная революция, 1789-1794 / под ред. В.П. Волгина, Е.В.
Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.
В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.
Для победы в первом туре необходимо получить более половины голосов избирателей. Если никто из кандидатов не получил необходимого количества голосов, то во второй тур проходят все кандидаты, получившие более 12,5 процента голосов, либо, если таких кандидатов меньше двух, два претендента, получившие в первом туре максимальное количество голосов.
В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзнических армий в Париж.
Оно имеет право требовать отчета у должностных лиц государства (ст. 12, 15). По ст. 6. «всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям…».
Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз.
Конституция фиксировала очень важное положение: «Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, обеспеченных конституцией, или нарушать эти права».
Альфонс де Ламартин в конце 1840-х годов сказал: «Франция скучает». Подробнее эту тему развил Кювийе-Флери, воспитатель детей Луи Филиппа, так описывавший короля:
«Это был хороший политик, человек серьезный и положительный, очень активный и предвидящий, стремившийся править согласно законам и говоривший людям: „Живите спокойно, будьте трудолюбивы, торгуйте, обогащайтесь, будьте свободными, уважая свободу и не потрясая государство“. Король, который говорит подобным языком, который требует от народа только того, чтобы быть счастливым, который не предлагает ему никаких экстраординарных спектаклей, никаких эмоций, — и это легитимный король свободной нации! И подобный режим длился восемнадцать лет? Не слишком ли?!»
В начале 1830-х годов был проведен целый ряд реформ: реформа избирательного права, некоторые социальные и экономические реформы. Кроме того, началось строительство железных дорог. В 1840-е годы темп реформ несколько снизился — и современникам стало казаться, что развитие остановилось. В конце 1840-х годов Францию потрясла череда скандалов, связанных со взяточничеством и казнокрадством в верхних эшелонах власти. В конце концов, когда один из пэров Франции, герцог де Шуазель-Прален, убил свою жену и покончил с собой в тюрьме, это вроде бы частное дело стало восприниматься как доказательство разложения государства: пошли слухи, что яд ему якобы подбросило правительство, чтобы избежать скандала. Даже появился глагол, образованный от фамилии Прален. Об этом пишет Гюго:
«Несчастная герцогиня вся изрублена, изрезана кинжалом, избита пистолетной рукояткой… Злодеяние Пралена сделалось уже синонимом жестокости, и народ ввел в свой язык новый глагол пралиновать. Вместо „он тиранит“ говорят: „Он пралинует свою жену“».
Виктор Гюго. Посмертные записки. 1838-1875.
Ситуацию, сложившуюся во Франции к концу 1840-х годов, стали называть «моральным Ватерлоо». Действительно, такое положение дел в итоге привело к революции 1848 года. Впрочем, республиканцы, пришедшие к власти в результате этой революции, сами не смогли предложить никаких серьезных перемен: у Франции просто не было для этого финансовых возможностей. Но они ввели всеобщее избирательное право — и крестьяне, составлявшие основную массу населения, сразу проголосовали за племянника Наполеона, имя которого означало для них, во‑первых, землю (потому что Наполеон подтвердил аграрное законодательство якобинцев Летом 1793 года Национальный конвент принял решение продавать мелкими участками в рассрочку земли, конфискованные у эмигрировавших аристократов, и разрешил делить общинные земли.), а во-вторых — славу Франции. Произошло ровно то, чего опасались либералы.
Конституция Франции 1799 г. Режим 1-й империи (1804–1814 гг.)
Конституция 1799 г. была разработана в течение одного месяца и была самой краткой из всех ранее принимавшихся конституций во Франции. Она состояла всего из 95 статей и строилась по принципу разделения властей. Законодательная власть вручалась: Сенату, Государственному совету, Трибунату и Законодательному корпусу. Сенат состоял из 24 членов не моложе 40 лет, пожизненно избираемых своим же составом из кандидатур, представленных Законодательным корпусом, Трибунатом, Первым консулом. Компетенция Сената состояла в том, чтобы из национального списка выбирать соответственно членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов. Только Сенату предоставлялось право окончательно утверждать или отклонять законопроекты. Кроме того, он осуществлял функции конституционного надзора, так как должен был стоять на страже Конституции.
Таким образом, мы видим, что внешне главная задача Сената состояла в формировании всех основных звеньев государственной власти. При этом обращает на себя внимание специфичность избирательного права, которое лишало избирателей какого то ни было влияния на политическую жизнь. Выборщики должны были только намечать кандидатов в депутаты, а вот их отбор и утверждение должно было производиться «охранительным Сенатом».
Государственный совет состоял из 30–40 членов, назначавшихся 1-м консулом, которые занимались составлением законопроектов. Помимо прочего, члены Государственного совета обладали правом законодательной инициативы. После того, как Государственный совет разрабатывал проект закона, последний поступал в Трибунат, который состоял из 100 человек в возрасте не менее 25 лет. Этот орган избирался на 5 лет и ежегодно обновлялся на 1/5. В Трибунате проходило обсуждение законопроектов и их первичное утверждение. Он также имел право отклонить законопроект, разработанный Государственным советом. И, наконец, законопроект, одобренный Трибунатом, попадал в Законодательный корпус, состоящий из 300 депутатов в возрасте не менее 30 лет. Законодательный корпус также избирался на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5. Основная его задача состояла в том, чтобы путем тайного голосования и без обсуждения голосовать целиком за доработанный Трибунатом законопроект.
Таким образом, законодательная власть по этой Конституции распределялась между четырьмя органами, компетенция которых была сознательно сужена. Это приводило к тому, что ни один из перечисленных органов в отдельности не обладал законодательной властью в полном объеме.
Исполнительная же власть вручалась трем консулам, причем Первый консул обладал правом решающего голоса, а все остальные – совещательным. Второй и Третий консулы имели лишь право заносить в журнал заседаний свои особые мнения.
Первым консулом, избиравшимся на 10 лет, конечно же, стал Бонапарт. В его компетенцию входило: обнародовать законы, назначать и отзывать членов Государственного совета, министров, посланников, офицеров армии и флота, членов местной администрации, а также назначение (без отзыва) уголовных, гражданских, мировых, кассационных судей.
Таким образом, власть Первого консула распространялась на весь госаппарат, куда входило 9 министерств, и армию.
Судебная власть была представлена высшими и низшими судами, а также судами кассационными и апелляционными, которые комплектовались, как указывалось выше, Первым консулом лично.
Постепенно Бонапарт из революционного диктатора стал превращаться в диктатора единоличного и готовить свертывание революции. Здесь необходимо отметить, что все мероприятия, проводимые Бонапартом в целях укрепления личной власти, находили поддержку у народа. Это было связано в большей мере с тем, что, проводя удачные военные кампании против войск европейской коалиции, он приобретал огромный авторитет внутри страны. Так, в знак «признательности за заключение выгодного Франции мира» был проведен плебисцит по вопросу о назначении Бонапарта пожизненным консулом с правом назначения своего преемника. Одновременно с провозглашением Бонапарта пожизненным консулом был внесен ряд существенных изменений в Конституцию. Еще больше был урезан парламентаризм: состав Трибуната уменьшался до 50 человек, и возможности свободной дискуссии в нем были отныне крайне ограничены. Сенат получил право издания «сенатус-консультов» – чрезвычайных законов, не подлежащих обсуждению Трибунатом. Сенату также было предоставлено право роспуска законодательных собраний и внесения изменений в Конституцию. Урезаны были и прерогативы Государственного совета; право обсуждения мирных договоров было передано вновь созданному личному совету при Первом консуле.
3 мая 1804 г. Трибунат высказался за назначение Наполеона императором и установление наследственной власти. Вслед за этим 18 мая 1804 г. Сенат принимает сенатус-консульт, которым «во имя славы и благоденствия республики» Наполеон провозглашается «императором французов».
Именно провозглашение Франции империей можно, по нашему мнению, считать действительным концом Великой буржуазной революции. Получилось так, что все жертвы, которые понес французский народ в этот период, были принесены в угоду личной власти Наполеона, который вверг Францию в войну со всей Европой. Эта война очень дорого стоила французскому народу и привела, в конце концов, к поражению Наполеона от войск европейской коалиции и его свержению.
Государственный строй Франции в период Второй республики (1848–1851 гг.)
В ходе февральской революции народ Парижа сметал все органы государственной власти. Монархия как форма правления полностью дискредитировала себя. 24 февраля 1848 г. для разработки Конституции и определения направлений развития французского государства было создано Временное правительство, которое под давлением народа было вынуждено 25 февраля провозгласить республику. Важнейшим завоеванием революции явилось принятие 4 марта Декрета о введении во Франции всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года (при 6 месячной оседлости в данной местности).
Давление народа на Временное правительство вызывало серьезные опасения со стороны буржуазии и дворян. Выход из этого положения виделся в созыве Учредительного собрания. 23–24 апреля 1848 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которые продемонстрировали победу буржуазных республиканцев, получивших около 500 из 880 мест.
В обстановке террора и нарастания монархических тенденций, 4 ноября 1848 г. Учредительное собрание принимает Конституцию Второй республики. Она состояла из вступления и 11 глав.
Весьма интересной являлась глава 1 «О верховной власти», которая в своей единственной статье провозглашала, что власть принадлежит совокупности французских граждан, неотчуждаема и неотъемлема.
Вторая глава перечисляла права граждан, которые гарантируются Конституцией. Необходимо отметить, что перечень этих прав был весьма обширен и демократичен.
Конституции провозглашала разделение властей (ст. 19) как первое условие свободного правительства. Это означало, что принцип разделения властей уже прочно вошел в конституционное право Франции. Поэтому остальные главы Конституции раскрывали сущность властей законодательной, исполнительной и судебной.
Так, глава 4 была посвящена законодательной власти, которая вручалась единому (однопалатному) Национальному собранию, состоящему из 750 депутатов. Эти депутаты избирались прямыми, всеобщими (только для мужчин) выборами, при тайном голосовании на 3 года.
Национальное собрание назначало членов Государственного совета на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Этот орган занимался выработкой законопроектов, имел право контроля над администрацией и разрешал административные споры.
Глава 5 посвящена исполнительной власти, главой которой впервые в истории Франции являлся избранный всеобщими и прямыми выборами Президент, которому предоставлялись огромные полномочия в осуществлении исполнительной власти. Статья 45 определяла срок полномочий Президента в 4 года и содержала весьма редкую для конституционного права отсрочку на переизбрания. Можно было переизбираться только «по прошествии промежутка времени, равного четырем годам». Стремясь усилить роль Президента, составители Конституции поставили его в фактически не зависимое от парламента положение.
Глава 8 Конституции посвящена судебной власти. В ней отмечалось, что правосудие отправляется бесплатно от имени французского народа. Местные органы власти остались практически без изменений.
Таким образом, рассматриваемая Конституция в рамках одной и той же политической системы внешне поставила в независимое положение Национальное собрание, наделенное неограниченной законодательной властью, и не зависимого от него Президента с подчиненной ему армией, полицией и бюрократией, т.е. наделенного реальной силой.
При таком положении в случае конфликта между Национальным собранием и Президентом неизбежно должно было обнаружиться жесткое противоречие. Собрание получило право сместить Президента конституционным путем, но в его распоряжении не было реальной силы для претворения этого решения в жизнь. Президент же, наоборот, согласно ст. 68 не имел права ни распускать Собрание, ни даже временно откладывать его заседания – это рассматривалось как «государственная измена», в силу которой президент утрачивал свои полномочия. Другими словами, устранить Собрание конституционным путем Президент не мог, зато имел реальные возможности сделать это силой. Эти обстоятельства послужили предпосылкой недолговечности режима Второй республики Франции.
«Могильщиком» Второй республики во Франции явился племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон, который был избран первым президентом по Конституции 1848 г. В ночь на 2 декабря 1851 г. он произвел государственный переворот, вероломно нарушив свою присягу на верность Конституции республики.
14 января 1852 г. во Франции принимается новая Конституция, которая существенным образом отличалась от предыдущей и очень походила на Конституцию Франции 1799 г.
В 1870 г. Наполеон III ввязывается в войну с Пруссией для того, чтобы отвлечь внимание от тяжелых внутренних проблем и добиться поддержки оппозиционной буржуазии. Эта война привела к быстрому краху Второй империи, поскольку в сентябре 1870 г. император попал в плен под Седаном с 83-тысячной французской армией.
18 марта 1871 г. в Париже произошла пролетарская революция, в ходе которой власть перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который находился у власти 10 дней.
26 марта 1871 г. состоялись выборы в Парижскую коммуну. В результате выборов в составе Коммуны оказалось 86 членов – точнее 85, ибо один из них (О. Бланки) находился в тюрьме.
Уже на первом заседании вновь выбранного органа власти 29 марта 1871 г. был создан совершенно новый принцип организации государственной власти. На этом заседании было определено, что руководство работой Коммуны поручается Президиуму, который выбирается на 7 дней в составе председателя, двух заместителей и двух секретарей. В этот же день для того, чтобы «облегчить прохождение дел и обсуждение проектов декретов», из членов Коммуны образовывалось десять комиссий. Среди этих десяти комиссий самое важное значение имела исполнительная. На нее возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и всех постановлений других комиссий. Однако она находилась в полном подчинении Коммуны.
20 апреля 1871 г. для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать исполнительную комиссию, включив в нее руководителей всех девяти специальных комиссий.
19 апреля 1871 г. Коммуна приняла «Декларацию к французскому народу» – важный документ, в котором провозглашались основные принципы организации государственной власти во Франции.
29 марта 1871 г. Коммуна приняла знаменитый Декрет «Об отмене рекрутского набора». В нем говорилось об упразднении постоянной армии и замене ее вооруженным народом в лице Национальной гвардии. Те же самые меры были проведены и в отношении полиции. Большое значение имел принятый 2 апреля Декрет «Об отделении церкви от государства», который передавал имущество религиозных конгрегаций в собственность государства.
Совокупность этих мер означала слом старого государственного аппарата и построение совершенно нового типа государства, еще неведомого истории. В основу нового государственного аппарата были положены такие демократические принципы, как выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна, однако, не признавала принципа разделения властей. Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь комиссиями или ее уполномоченными.
Понятие избирательного законодательства
Конституция Французской Республики 1958г., а также Избирательный Кодекс Французской Республики содержат нормы и принципы, на которых основывается избирательный процесс, и проводятся выборы, как на национальном, так и на локальном уровнях. Необходимо отметить то, что избирательный кодекс является специальным законодательным актом, созданным на основе объединения всех норм права, которые регулируют общественные отношения в области избирательной регламентации, то есть он содержит в систематизированном виде все основные нормы избирательного права Франции. Данный Кодекс включает в себя разнообразные акты избирательного законодательства с 1852г.
Выборы в государстве являются одним из важных событий, которое определяет дальнейшую политическую перспективу государства на определенный период времени. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два и более кандидата [9, с.7].
Государство и право Франции в период Нового времени
Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.
Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.
Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».
Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.
Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.
Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.
В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.
Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.
Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.
Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.
Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.
Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев. Они и не могли быть настроены иначе, так как почти все были связаны участием в суде над Людовиком ХVI и его казнью. А исторический опыт английской буржуазной революции свидетельствовал о возможности организации террора уже в отношении этой категорий политических деятелей.
Поэтому в первое время после прихода термидорианцев к власти действовала прежняя система государственных органов. Однако необходимо отметить, что основа механизма якобинской диктатуры была разрушена. Значение Комитетов общественного спасения и Комитета общественной безопасности было очень сильно ослаблено. Революционный трибунал был реорганизован, а все чрезвычайное законодательство якобинцев было отменено. По отношению к якобинской Конституции термидорианцы проводили двойственную политику. Формально считалось, что она оставалась в силе, хотя никогда не применялась по причине того, что идеи, заложенные в ней, были им чужды.
Вопрос о новой Конституции остро встал на повестку дня в связи с необходимостью законодательного закрепления пришедших к власти термидорианцев и для нейтрализации угрозы от противников (фейянов, роялистов и др.). Поэтому в августе 1795 года Конвент принял новую Конституцию Франции, которая вошла в историю как Конституция 3-го года республики (само название этой Конституции говорит о преемственности революционных процессов). Из этой Конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Впервые в истории Франции законодательная власть была представлена двумя палатами: Советом старейшин и Советом 500. Первый состоял из 250 депутатов (женатых или вдовцов), достигших 40 лет и избиравшихся коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. В компетенцию Совета старейшин входило утверждение либо отклонение законопроектов без обсуждения, а также списка членов Директории.
В Совет 500 входило 500 депутатов не моложе 30 лет, которые избирались коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. Он обладал правом законодательной инициативы, обсуждал законопроекты, формировал на основе обсуждения список Директории.
Весьма оригинально в Конституции решался вопрос об исполнительной власти. Она передавалась в руки 5 членов Директории, которые избирались списком тайным голосованием верхней палатой. Страхом перед длительным сохранением власти в одних руках было продиктовано положение о ежегодной замене одного из членов Директории. На три месяца из состава членов Директории избирался председатель. Они осуществляли руководство министерствами и ведомствами, в которых производили назначение и смещение должностных лиц и контролировали их деятельность.
По своему государственному строю Франция является республикой. Это одна из старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик в Европе.
Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы.
В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического кризиса, вызванного главным образом затяжной колониальной войной за удержание Алжира и экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж, возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении ввести новую конституцию. Работа над ней началась немедленно и закончилась к сентябрю того же года. Проект конституции был рассмотрен высшими органами власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало 79,2% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей день.
Кризис Июльской монархии. Причины революции во Франции
Период с 1830 по 1848 год принято называть Июльской монархией. После июльской революции в 1830 году во Франции установилась конституционная монархия. Законодательная власть перешла к французскому королю — Луи Филиппу и двухпалатному парламенту. При выборах в парламент был сохранен имущественный ценз[1], поэтому большинство рабочих и мелких собственников были лишены права голоса. На принятие законов решающее влияние оказывала финансовая аристократия, сосредоточившая в своих руках все промышленные предприятия, банки, железные дороги.
В период Июльской монархии положение рабочих, городской и деревенской бедноты ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались 40-е годы. В 1847 году начался кризис перепроизводства товаров, охвативший все промышленные страны, в том числе и Францию.В результате экономического кризиса во Франции началось сокращение производства, сотни тысяч рабочих оказались выброшены на улицу без средств к существованию. Усугубили тяжелую экономическую ситуацию неурожаи 1845-1847гг. картофеля и хлеба, из-за них резко выросли цены на продукты питания, что усилило недовольство народа Июльской монархией.
Революционные настроения подогревала коррупция[2] властей, продвижение французским королем в парламент своих сторонников, покровительство короля финансовой аристократии и игнорирование интересов низших слоев населения.
Общественные движения
Всеобщее избирательное право политизировало общество. Люди поняли, что за свои права нужно и можно бороться. Изначально это вылилось в стихийные протесты и митинги, далее эволюционируя в самоорганизованные общества: объединения, ассоциации, профсоюзы и инициативы. Они собирались на культурной, национальной, религиозной или профессиональной почве. Например, движение аболиционистов в США (за отмену рабства), суфражисток (за уравнение женщин в политических и экономических правах с мужчинами), пацифистское (против войны и насилия).
И хотя в разных регионах политизация происходила по-разному, выделялись две основные тенденции: революционная в континентальной Европе и реформистская в Британии. В континентальной Европе после 1815 г. и поражения Наполеона утвердился режим Реставрации — компромисс между новшествами, принесенными французской революцией и Бонапартом, и традиционалистами.
В первом туре были избраны всего 4 депутата. В 573 округах прошел второй тур, при этом в одном округе в нем участвовали три кандидата, и еще в одном – только один (так как кандидат, занявший второе место, отказался от дальнейшей борьбы). Таким образом, в 571 округе шла борьба между двумя кандидатами. И в 132 из них победил кандидат, который в первом туре занял второе место.
Интересно посмотреть, как результат второго тура зависел от итогов голосования в первом туре. С этой точки зрения важны два показателя – результат лидера и его отрыв от основного соперника (в процентах от числа проголосовавших избирателей). В таблице 3 приведены данные о числе побед кандидатов, занявших в первом туре первое и второе места, от результата победителя первого тура. Эти данные подтверждают выводы автора, сделанные на примере российских выборов. При результате лидера менее 30% шансы на победу во втором туре у обоих соперников близки. В интервале 30 – 35% шансы лидера выше, но и шансы кандидата, занявшего в первом туре второе место, достаточно высоки. Если же лидер получил более 35%, то шансы его соперника на успех во втором туре довольно низкие.
Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. Постепенное становление буржуазного государства начавшееся во второй половине XIX в. в Японии, в ходе которого абсолютистская монархия превращалась в дуалистическую монархию буржуазного типа, не было связано с победоносной буржуазной революцией.
Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции» прежде всего от «западных варваров». Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, к окончательному утверждению экономической и политической самостоятельности владетельных князей — представителей крупных феодальных домов — даймё («большое имя»). Владения даймё охватывали провинции или группу провинций. Они лишь номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном («великим полководцем»), представителем одного из крупнейших и сильнейших феодальных домов. Первый сёгунат, приведший к фактическому отстранению от управления японского императора, который сохранял лишь религиозно-ритуальные функции, был установлен в Японии еще в XII в.
Определенной централизации государственной власти с помощью военной силы добились лишь сёгуны из династии Токугава, в период третьего сёгуната (XVII–XIX вв.). Тогда же наиболее законченные формы приобрело в Японии и сословное деление, скрепленное законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. Самурайское, дворянское сословие — было неоднородным. Высший слой феодальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, занимавших все административные посты при сёгуне, в том числе и в его правительстве «бакуфу» («военно-полевая ставка»), и тодзама-даймё — «внешние» князья, отстраненные от дел управления.
К высшему слою самурайского сословия принадлежала и придворная (при императоре) аристократия (кугэ), полностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая от нее «рисовые пайки». За счет «рисовых пайков» жила и основная масса служилого военного самурайства, входящая в армию сёгуна или того или иного даймё. Самураи противостояли трем низшим сословиям. Только им принадлежало право занимать административные посты, государственные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба.
В XVIII в., по мере развития ремесленного производства, домашней мануфактурной промышленности, феодальное сословие торговцев, занимающее самую низшую ступень феодальной лестницы, начало играть все более важную роль. Следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия, подпадающего под все большую зависимость от растущего торгово-ростовщического капитала. Крупнейший торговый дом Мицуи стал с XVII в. финансовым агентом самого сёгуна, а затем банкиром императора.
В результате обеднения даймё самураи потеряли своих покровителей, а вместе с тем и «рисовые пайки», пополняя армию недовольных правящим режимом. Недовольство сёгуном, ущемлявшим феодальную вольницу, зрело и среди значительной части даймё. Углубился с развитием товарно-денежных отношений и процесс расслоения японского крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тяжелейшими арендными платежами, налогами, голодом, злоупотреблениями администрации, грабежом ростовщиков, становится главной силой все более грозных народных, так называемых «рисовых бунтов».
Восстановление императорской власти. 1868 г. ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи» (Мэйдзи — «просвещенное правление» — официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868–1912 гг.). Введение одним из первых актов нового правительства специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной императорской власти), или «Мэйдзи-исин». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Эти события не переросли в буржуазную революцию в прямом смысле этого слова. В Японии в это время не было ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отстаивать цели буржуазной революции, в частности ликвидацию феодализма, абсолютистского режима и пр.
Требования «реставрации Мэйдзи», соответствующие ранним этапам социальной, буржуазной по своей сути революции, стали формой проявления феодального национализма, усилившегося под прямым воздействием проникновения в Японию западного капитала.
В 1865 году Англия и затем США, стремящиеся «открыть» Японию, превратить ее в форпост своей колониальной политики на Дальнем Востоке, с помощью «политики канонерок» добиваются ратификации сёгуном неравноправных торговых договоров, на основании которых «страна заходящего солнца» приравнивается в торговом отношении к полуколониальному Китаю.
Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходило по мере все большего осознания правящими кругами, самураями — «дворянскими революционерами» необходимости «возрождения и единства страны», создания сильного централизованного государства, способного обеспечить ее независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому — проведение буржуазных по своему характеру реформ.
Начавшаяся в Японии в конце 60-х гг. борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем — кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановления власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии: буддизму — религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто — обожествляющая императора.
Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется «тэнноизм» (от слова тэнно — Сын Неба, древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.
Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение японской религиозной традиции веротерпимости (японцы, как известно, поклонялись божествам различных религий). Используемый правящими кругами как инструмент идеологического завоевания масс, он служил не только решению национальных задач Японии, но и в силу своей националистической направленности последующей агрессивной внешней политике Японии.
Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного участия народных масс. Пик крестьянских выступлений в форме так называемых «рисовых бунтов» падает на 1866 г. В 1867–1868 гг. народный протест носил характер скорее традиционных для Японии ритуальных шествий и плясок, которые часто инициируются самими правящими кругами, чтобы «выпустить пар» народного недовольства.
Государство и право Франции в период Нового времени
Пересмотр Конституции Пятой Республики 6 ноября 1962 г. установил всеобщее прямое голосование на этих выборах. Референдум 24 сентября 2000 г. заменил семилетний срок пребывания на посту президента на пятилетний, с возможностью переизбрания. Голосование проходит в два тура. Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.
Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:
- в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;
- во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.
Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.
• республиканская форма правления;
• разделение властей;
• представительное правление.
Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-
воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.
Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.
Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопро-
ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра-
тивных споров.Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.
3, Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими
правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.
Парижская коммуна 1871 г. и конституционные законы 1875 г.
1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од-
нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание,где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди-
тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения
страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной
власти титулом «президент Республики».
Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие 18-летнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 1970-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.
На государственном уровне происходят выборы:
- Президента Франции;
- депутатов Национального собрания;
- депутатов Сената.
Выборы Президента проходят по мажоритарной системе. Если кто-то из кандидатов не набрал большинство голосов (50%+1 от общего числа) в первом туре, то проводится повторный тур голосования, куда вносятся два кандидата, имеющих максимальное число голосов в первом туре.
Выборы в депутаты Национального собрания проходят по мажоритарным округам. Кандидат на выборах выдвигает свою кандидатуру вместе со своим будущим заместителем, который сможет занять место депутата, если тот по каким-либо причинам уходит со своего поста. Для того, чтобы одержать победу в первом туре, нужно получить большинство голосов. В противном случае, во втором туре оказываются кандидаты, которые получили больше 12,5 %.
Политическая система Франции и пятая республика Скачать 16733 0 0
… стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции. Заключение Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформацию политической системы из авторитарного президентского правления, так …
Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента Скачать 20938 0 0
… совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры. Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. …
Политическая система Англии Скачать 46945 0 0
… Милля о том, что государство является только «ночным сторожем»[13], неограниченно властвовшая еще в 60-70-х годах, в конце XX века уже практически не находила сторонников в среде политических деятелей Англии. Буржуазное государство в начале XX века сделало несколько практических шагов в сторону вмешательства в сферу индустриальных отношений. Однако само английское общество относилось довольно …
Политическое развитие Франции 1945 -1998 Скачать 90342 0 0
… Наумовой «Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского народа в политической жизни Четвертой республики. 1947 –1955 гг.» и книге Сироткина В. Г. «История Франции: Пятая республика». Цель работы: проследить политическое развитие Франции после Второймировой войны. Глава 1 Временный режим и Четвертая республика 1.1Временный режим. В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов …
Для того, чтобы иметь возможность выдвигать свою кандидатуру на выборах, необходимо быть прежде всего избирателем и иметь французское гражданство, хотя в зависимости от выборов могут быть специфические условия, а именно: относящиеся к личной связи между кандидатом и территориальной единицей la collectivite.
Условие, касающееся возраста, также различается в зависимости от вида выборов:
- 18 лет для муниципальных, региональных и кантональных выборов, президентских выборов после реформы 2011 года и выборов в Национальное собрание после реформы 2011 года;
- 24 лет для выборов в Сенат.
На европейских и муниципальных выборах кандидат также может иметь гражданство одного из членов Европейского союза.
Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».
В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.