Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки составления протокола об административном правонарушении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
В процессе производства по делу об административном правонарушении следует составить несколько различных документов, одним из которых является выше рассмотренный протокол.
Форма его утверждена госорганами (регламенты административного порядка).
В такой форме должны быть зафиксированы:
- место составления документа и соответствующая дата;
- ФИО лица с должностным статусом и его должность;
- сведения, касающиеся нарушителя;
- информация о свидетелях и пострадавших;
- указание на устанавливающую те или иные санкции статью КоАП;
- объяснение совершившего административное правонарушение лица (письменный вид).
Подписание и вручение документа
Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.
Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.
После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.
Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.
На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.
Какой срок следует считать моментом направления протокола по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 264-ФЗ)
2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.
Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
Принимая во внимания положения пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4, части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, суды признали действия прокурора, связанные с возбуждением производства по делу об административном правонарушении и передачей соответствующих материалов для рассмотрения арбитражным судом, законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
определяется соблюдение инспекторами Счетной палаты сроков направления протоколов об административных правонарушениях, которые в соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП должны направляться по подведомственности в течение трех суток с момента их составления;
1.16. Если после составления процессуального документа уполномоченное должностное лицо обязано направить его для рассмотрения в суд, иной государственный орган или иному должностному лицу, следует соблюдать установленные Кодексом сроки направления процессуальных документов (части 1, 3 и 4 статьи 28.8, части 1 и 4 статьи 30.2 Кодекса).
Кроме того, должностное лицо ФАС России, составившее протокол об административном правонарушении, по истечении указанного 30-дневного срока незамедлительно направляет (в порядке, предусмотренном пунктом 3.9 настоящего Регламента) лицу, не уплатившему штраф, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа), в течение 2-х суток после направления этого уведомления составляет протокол об указанном административном правонарушении и направляет этот протокол в течение суток с момента его составления (часть 1 статьи 28.8 КоАП) мировому судье (который согласно части 1 статьи 23.1 КоАП уполномочен рассматривать дела о таких административных правонарушениях).
На основании части 1 статьи 28.8, статьи 29.5 КоАП России протоколы об административных правонарушениях направляются для рассмотрения по месту совершения административного правонарушения мировому судье соответствующего судебного участка в течение 3-х суток с момента их составления.
Кроме того, должностное лицо ФАС России, составившее протокол об административном правонарушении, по истечении указанного 30-дневного срока незамедлительно направляет (в порядке, предусмотренном пунктом 3.29 настоящего Регламента) лицу, не уплатившему штраф, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа), в течение 2-х суток после направления этого уведомления составляет протокол об указанном административном правонарушении и направляет этот протокол в течение суток с момента его составления (часть 1 статьи 28.8 КоАП) мировому судье (который согласно части 1 статьи 23.1 КоАП уполномочен рассматривать дела о таких административных правонарушениях).
В течение трех суток с момента вынесения постановление направляется судье (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Решая вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица за невыполнение законных требований прокурора, необходимо устанавливать его полномочия и должностные обязанности.
Комментарий к Ст. 28.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
В ч. 1 комментируемой статьи установлено общее правило о том, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Однако в указанный срок не всегда возможно выяснить все обстоятельства дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, поэтому ч. 2 содержит исключение, что протокол об административном правонарушении может быть в таких случаях составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Другим исключением из общего правила о сроках составления протокола об административном правонарушении являются случаи проведения административного расследования, при которых протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Следует обратить внимание, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Также нарушение сроков составления протокола само по себе не влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении, если при этом отсутствуют иные основания.
Основные нюансы протокола и постановления
Основные нюансы протокола и постановления нужно узнать, так как это два разных документа. Протокол – это бумага, в которой фиксируется совершенное нарушение правопорядка, носящее административный характер. По сути, такой документ просто подтверждает факт, что нарушение порядка (по нормам КоАП РФ) было. Мера наказания (ответственности) в этой бумаге не прописывается, но указываются законодательные нормы, по которым может быть назначена ответственность, и детально фиксируется допущенное нарушение.
В отдельных случаях оформление протокола не выполняется. Вместо него сразу же составляется постановление. Это документ, в котором сразу указывается наказание для административного правонарушителя. Под такими ситуациями понимаются следующие:
- открытие сотрудниками прокуратуры административного дела;
- нарушения ПДД, которые были зафиксированы с помощью специальной техники стационарного типа;
- вынесение штрафов непосредственно на месте, где был совершен ненадлежащий поступок, или же получение предупреждения;
- наложение санкций (по нормам исполнительного производства) за то, что требования приставов были проигнорированы.
Когда требуется время
Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:
- Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
- Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
- Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.
В каких случаях протокол не составляется?
При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.
Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.
Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.
Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.
Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.
Комментарий к статье 28.5 КоАП РФ
1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).
В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Что делать при несогласии с протоколом
Многие задаются вопросом об обжаловании протокола об административном правонарушении. Однако такой процедуры закон не предусматривает. Составление протокола — одна из стадий административного процесса.
Если имеются замечания на действия должностных лиц, то следует подать жалобу вышестоящим начальникам или в прокуратуру. Заявитель, имеющий свидетелей, документы или видео, опровергающие утверждения, отраженные в протоколе, может добиться того, что дело не отправят на рассмотрение по существу.
Гражданин вправе в ходе рассмотрения дела по существу делать свои замечания, подавать ходатайства в письменном виде, в том числе и относительно правильности протокола.
Последствия нарушения сроков составления протокола
На практике нарушение сроков составления протокола суд не считает грубым процессуальным нарушением. То есть как единственный аргумент жалобы на постановление, он не убедителен. Однако ситуация меняется, когда протокол уполномоченный орган выносит после истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Если постановление, несмотря на пропуск срока давности, будет вынесено, то при обжаловании его отменят. И производство по делу будет прекращено.
Таким образом, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении при соблюдении срока давности привлечения к ответственности не является существенным нарушение и основанием прекращения производства по делу.
Сроки действия протокола об административном правонарушении
Срок оплаты административного штрафа
В КоАП РФ есть два разных понятия об административном правонарушении, сроки давности которых также значительно разнятся:
- В первом случае, если идёт рассмотрение протоколов за нарушения ПДД, постановление о назначении штрафных санкций или иного вида административного наказания должно быть вынесено не позднее, чем через 2 месяца после выявления правонарушения и не позже, чем через 3 месяца при рассмотрении дела мировым судьёй.
- Во втором случае рассматривается нарушение законодательства РФ в части нарушения безопасности дорожного движения (езда в нетрезвом виде, пьянка за рулём, отказ от освидетельствования и другие тяжкие административные статьи). По ним срок давности административного протокола составляет 1 год.
Таким образом, минимум через два месяца, максимум через один год выпуск постановления на уплату штрафа становится невозможным. Однако, если постановление было выпущено, то протокол считается вступившим в законную силу, правда, надеяться сегодня на это не приходится, так как правоохранительные органы стараются не затягивать с решением и выставлением штрафа.
Порядок назначения сроков после выпуска постановления по административным правонарушениям
Срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение
Порядок составления и рассмотрения протокола по закону назначается различными этапами, каждый из которых имеет свой срок давности по административным правонарушениям ГИБДД:
- При рассмотрении уполномоченным сотрудником ГИБДД постановление об уплате штрафа или назначении другого вида взыскания должно быть составлено в срок до 15 рабочих дней со дня составления протокола.
- При рассмотрении дела судьёй срок увеличивается до двух месяцев.
- При наличии различного рода ходатайств со стороны различных фигурантов дела срок рассмотрения его в суде может быть продлён по решению судьи на срок, не превышающий одного месяца.
- После выпуска постановления о правонарушении каждой стороне процесса отводится 10 дней на его обжалование.
Обратите внимание! Таким образом, максимальный срок выпуска постановления по делу составляет 3 месяца и 10 дней при возникновении различных факторов, обеспечивающих отсрочку решения, по истечении которых решение не годно к исполнению.
Срок действия штрафов по результатам фотофиксации на дорогах
Многие водители хотят знать, сколько действует штраф ГИБДД в случае совершения нарушений под камерами, когда он получает на почту письмо, содержащее постановление о наложении взыскания. Данный документ выписывается уполномоченным лицом – сотрудником ГИБДД без составления протокола не позднее, чем в 2-месячный срок после совершения противоправного действия, и после его получения на руки либо обнаружении в базах ГИБДД нарушитель имеет 10 дней на его обжалование, после чего постановление должно быть удовлетворено, либо отклонено.
При признании водителем вины, то есть принятии на себя обязательств на уплату штрафа сроки к исполнению документа назначаются те же, что и при выносе постановления по решению суда либо на основании протокола об административном правонарушении.
Обратите внимание! При данном методе выявления правонарушений никакие дополнительные дисциплинарные меры в виде ареста или исправительных работ на нарушителя накладываться не будут. Всё, что будут требовать приставы с неплательщика – это уплата 100% штрафа и исполнительный сбор.